«Вузы производят дипломированную серость!»

Социум

Научный руководитель Республиканского лицея для одаренных детей Дмитрий ПОДЛЕСНЫЙ - об образовании, патриотизме и иностранных агентах

Всю минувшую неделю страна обсуждала хлесткое заявление Президента Владимира Путина об иностранных агентах, которые шарятся по нашим школам, отыскивая талантливую молодежь, чтобы посадить ее на свои гранты и в будущем увезти за океан. Но только ли заграница виновата в оттоке талантов из России или заодно стоит поискать причины бед в самих себе? Об этом корреспондент «ВС» поговорил с научным руководителем Республиканского лицея для одаренных детей Дмитрием Подлесным.

«Нет госзаказа на таланты»
«ВС»: Дмитрий Владимирович, вы слышали заявление Президента страны об иностранных агентах, которые шарятся по нашим школам, перехватывая талантливую молодежь уже на этом уровне?
Д.П.: Слышал. Но у нас в Мордовии агенты по школам не шарятся. Пытались шариться агенты лжеуниверситета под названием «Синергия», но во встрече с детьми мы им резко отказали, уведомив Министерство образования РМ. В итоге попытки их общения с мордовскими школьниками были пресечены.

«ВС»: А чего они пытались здесь добиться?
Д.П.: Не знаю. В стране развелось очень много лжевузов, идет завуалированная продажа дипломов. Вероятно, им для прикрытия деятельности нужны один или два одаренных ребенка.

«ВС»: Ну Президент-то говорил вообще об утечке мозгов. Как считаете, эта проблема сейчас действительно актуальна?
Д.П.: Практика, когда талантливые дети уезжают за границу, действительно есть. Но я не могу сказать, что кто-то их так уж старательно переманивает. Когда я еще работал в Сарове, одна из моих учениц поступила учиться в Массачусетский университет. Просто ей было интересно попробовать свои силы в другой стране, ее никто не переманивал. Эта девочка впоследствии, получив степень бакалавра, вернулась в Россию. Сейчас одна из учениц нашего лицея просто мечтает уехать на учёбу в Америку. Она увлекается английским языком  и хочет получить образование за океаном. И, честно говоря, я ничего плохого не вижу в том, что дети едут учиться в другую страну, а потом возвращаются на Родину. А вообще нам неплохо было бы брать пример с Казахстана. Там в стране три государственных языка: казахский, русский и английский. Есть  университеты, в которых преподавание ведется только на английском. Государство не только само направляет свою молодежь учиться за рубеж в лучшие университеты мира за государственный счет, но и контролирует, чтобы они потом возвращались и работали на родине!
Возвращаясь к иностранным агентам, с которыми мне лично встречаться не приходилось, не буду подвергать сомнению высказывания Президента.  Проблема не в присутствии иностранных агентов. Проблема в том, что мы здесь не видим агентов своих наукоемких предприятий, технопарков, хваленого Сколково. Почему они-то не приезжают?! Может быть, потому наши дети так стремятся уехать за границу, что не чувствуют здесь, что востребованы?! Ну и где это Сколково, где платятся баснословные деньги за какие-то лекции?! Три года назад центр Сколково объявил проект о создании школы. Мы тогда выступили с концепцией, что при этом центре должна быть школа, на базе которой будет происходить подготовка национальных сборных команд России по естественным наукам, а в каждом регионе должен быть ее филиал. Ну то есть хотели, чтобы все было как в ситуации с технопарками. Ведь они есть в разных регионах страны, но замыкаться должны на Сколково. Чтобы совместно работать над выполнением госзаказа. Но госзаказа-то нет! Раньше, к примеру, было по-другому. Вот я выпускник московского физтеха. Физтех в 50-е годы прошлого века специально был отделен от физического факультета московского университета. И тогда был четкий заказ: страна создавала ядерный щит. Все факультеты были заточены на определенные разделы этой тематики. Тогда была система, которой постоянно требовались кадры. А сейчас этого нет. В вузах давно уже нет распределения выпускников. Вузы набирают студентов, а куда потом идут выпускники, никто не контролирует. Причём многие выпускники школ идут в вузы за корочкой о высшем образовании, а по окончании работают не по специальности. Спрашивается, зачем тогда тратились средства? У нас в образовании очень много нецелевого расходования бюджетных средств. И здесь я поддерживаю политику руководства страны, направленную на укрупнение и сокращение высших учебных заведений. Я - продукт советской школы. И в нашем классе треть выпускников пошли в вузы, треть - в техникумы и ПТУ, а треть - просто на завод работать. И друг к другу не было претензий. А сейчас менталитет такой, что ты дроби складывать не можешь, а вуз подай!  Для таких двери высших учебных заведений должны быть закрыты. А как их закроешь, если число мест в вузах такое же примерно, как и число выпускников. Вузы надо сокращать. А может, имеет смысл оставить только бюджетное обучение, как это было во времена СССР, а платное запретить. Вот уж где масштаб производства дипломированной серости зашкаливает, так это на платном обучении.  
Будь моя воля, я бы и все педвузы страны объединил с классическими университетами, где образование на порядок выше. Убеждён, что в настоящее время большинство выпускников педагогических институтов - это дипломированная серость.
Да и в медицинских вузах дела обстоят не лучше. Один студент, наш выпускник, который по целевому месту пошел в медицинский, в ответ на мои расспросы об учебе говорил просто: «Не надо болеть!». С его слов, восемьдесят процентов студентов не учатся, а сдают зачеты и экзамены за… Это просто недопустимо! Ведь будущее страны напрямую зависит от тех, кто будет учить и лечить наших детей и внуков. И в этом залог национальной безопасности России.
Так вот возвращаясь к школе Сколково и нашей заявке, мы даже первой экспертизы не прошли. Нам сказали, что это просто не нужно. Сказали, что нужна школа для детей сотрудников Сколково. И на всех рекламных плакатах сидели дети на мягкой мебели в свете настольных ламп и комфортно учились. Но это же дебилизм! Не знаю, чем это закончилось. Но… При том потенциале, который есть в Сколково, могли бы сделать центр по работе с одаренными детьми.
Но не всё так плохо. В октябре на форуме ОНФ в Пензе мне выпала честь задать вопрос Президенту, напрямую связанный с качеством нашего образования и подготовкой национальных сборных команд школьников к мировым олимпиадам. И Путин меня услышал! Четырехзвездочный отель в Сочи был передан детям. Изначально его весь занимали спортсмены, но их потеснили. Оставили только треть. Еще треть отдали людям искусства, и треть пошла под научный лагерь. Уже 12 июля 33 школьника и 2 педагога из нашего лицея будут там работать и учиться. То есть реакция власти есть, и это вселяет уверенность в завтрашнем дне!

«ВС»: Проблема в том, что у нас власть в стране ассоциируется только с одним человеком. Что делает остальная армия чиновников, многим людям просто непонятно.
Д.П.: Ну это, наверное, историческое явление. В России всегда был царь. Понимаете, десять лет до Путина страна вводилась в хаос. Вот уж когда был простор для иностранных агентов. Не только образование, а вообще все развалили. Сейчас только все отстраивается, появляются национальная идея и вера в светлое будущее. Вообще, без веры трудно жить. Понимаете, если и Путину не верить, тогда тупик.

«ВС»: Ну так вы верите?
Д.П.: Путину верю. Именно поэтому я в Народном фронте!

«Надо заканчивать с беспределом!»
«ВС»: Ну хорошо. Но неужели другие чиновники не понимают, что происходит в образовании? Почему все должен делать только Путин?! Почему нельзя сделать так, чтобы и талантливую молодежь не бросали, и деньги шли куда нужно.  
Д.П.: Конечно же, можно, и средств на это не так уж много надо, да и взять их есть откуда. Нужно заканчивать с футбольным беспределом для начала. Вот сейчас вся страна думает: «Эх, бедный дон Фабио Капелло!». Ему там двадцать миллионов евро надо заплатить. И еще десять миллионов надо заплатить итальянскому правительству в качестве налогов. Ну вот скажите мне, за что пенсионеру, которому под семьдесят лет, платят такие деньги?! Да он круга вокруг стадиона не пробежит на должном уровне! Какое ему руководство сборной?! И вот умножьте эту сумму на курс евро! Знаете, сколько получится?! Да на эти деньги можно построить три таких центра для одаренных детей, как наш в Мордовии. Да по телевизору вон показывают, что в Германии красная цена тренеру сборной один миллион евро, в Аргентине - и того меньше. А у нас! Да на откатах просто страна привыкла жить! Отобрать у тех, кто лоббировал и подписывал такой контракт, все дачи, машины  и привилегии и послать учителями физкультуры в село! Просто достали! За что сейчас футболисты получают такие деньги?! Ну раньше, когда был Советский Союз, когда мы всех обыгрывали в хоккей, когда в футболе у нас были неплохие результаты, даже в это время футболист максимум имел квартиру и машину «Волга». А сейчас?! Вот с этим беспределом надо заканчивать. Посмотрите, что происходит: мы покупаем за большие деньги футболистов, которые ничего не производят. При этом вкладываем деньги в обучение талантливых детей и бесплатно отдаем их за рубеж! Дурдом - иначе не назовёшь.

«ВС»: Но людям нравится футбол…
Д.П.: Футбол-то нравится. Не нравится то, что уже на уровне районных команд преобладают легионеры. Ведь одно дело, когда ты приходишь на стадион поболеть за своего земляка, и совсем другое, когда…

«ВС»: Но вот у ваших воспитанников есть какое-то будущее?
Д.П.: Конечно же, есть. Так повелось, что каждая школа должна работать над своей методической проблемой. Методической проблемой нашего лицея является «Обучение и воспитание конкурентоспособной личности, востребованной современной инновационной экономикой России». И здесь мы достигли уже серьёзных результатов и заявили о себе и на мировом уровне! Вот сейчас национальная сборная России по физике состоит из пяти человек, которые 2 июля отправляются в Индию на Мировую олимпиаду. И в этой пятерке - три наших лицеиста! Через две недели после их возвращения другая сборная России из десяти человек едет на олимпиаду по астрономии и астрофизике в Индонезию. В этой десятке, отобранной со всей России, тоже три наших астронома. Конечно же, наши воспитанники, приученные к интеллектуальному труду со школьной скамьи, не должны пропасть в жизни, однако могут и затеряться в толпе дипломированной серости. В их будущем можно не сомневаться, если в республике, да и в стране в целом, заработает институт шефства, о чем в своём Послании чётко сказал Глава Мордовии Владимир Волков. Поймите, делом не лицея и Министерства образования РМ должно быть трудоустройство наших выпускников, а также их сопровождение при учёбе в вузах. Этим должен заниматься специальный отдел в Министерстве промышленности, науки и новых технологий РМ. И не наша задача возвращать этих детей в республику. Мы должны их достойно обучить и передать в заботливые руки сотрудникам упомянутого отдела, который ещё необходимо создать, а также шефам - наукоёмким предприятиям республики. Но пока институт шефства в республике не заработал, несмотря на назидание Главы.
Правда, не всё так плохо. Вот, например, компания «Росгосстрах». Ко мне пришел ее руководитель, говорит, что много слышал о нашем лицее и хотел бы учредить десять стипендий по пять тысяч рублей. И вот у нас те, кто являются кандидатами в сборные страны, получают эти стипендии. Надеюсь, что и Технопарк со своими резидентами также станут учредителями стипендиальных программ для наших лицеистов и возьмут их под своё крыло на стадии дальнейшего обучения в вузах. Меняется сейчас и тенденция в распределении целевых бюджетных мест в Мордовский университет. Когда я раньше приходил и говорил, что хочу закрепить за своими воспитанниками целевые места, мне поначалу говорили: «Зачем? Они и так поступят!». Конечно, они и так бы поступили, ведь они призеры российских и международных олимпиад. Но именно таких и нужно брать на целевые места. Целевые места не должны быть лазейкой для устройства в вуз тупых блатных школьников и бездарей с купленными ЕГЭ. Такие пусть поступают на общих основаниях! И это было услышано, и теперь целевые места в первую очередь предлагают нашим детям. Кстати, наше учебное заведение уникальное в своем роде. Нигде в стране больше нет такой государственной поддержки. Вот я уехал из Сарова. Там все образование сейчас происходит за родительские деньги: репетиторство, поездки на сборы и так далее. Наши дети в репетиторах не нуждаются, нашим педагогам запрещено работать на стороне. Они должны трудиться только здесь и давать результат. Более того, если педагог не дает результата, его заработная плата сокращается. Ведь в других школах сейчас просто маразм творится. Учителя каждый месяц выдумывают, за что им платить стимулирование. У нас все проще. У нас с 1 сентября стимулирование у всех сто процентов. Прошел учебный год, если педагог не дал призера российской олимпиады, его стимулирование сокращается наполовину. Это я, конечно, образно говорю.

«ВС»: В подготовке призера российского и международного уровней настолько велика роль педагога?
Д.П.: Конечно же, велика. Но этого недостаточно. Здесь большую роль играют четыре фактора: ученик, учитель, понимание в семье и поддержка родителей, ну и главное - это поддержка власти. Вот с последним у нас точно проблем нет. Наши дети ездят по всей стране на всевозможные олимпиады и учебно-тренировочные сборы, регулярно выезжают за пределы страны за счёт республиканского бюджета.

«ВС»: Тем более обидно, когда во время учебы в них вкладывают столько денег, а после окончания школы дети просто уезжают.
Д.П.: У нас пока статистика оттока талантливых детей не наработана. Лицею всего 5 лет, а первые наши выпускники ещё учатся в вузах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. И это большое благо, когда мордовские школьники получают образование в лучших вузах страны. А вот их возврат в родную республику напрямую зависит от эффективности работы института шефства, о чём я уже говорил.

«Разруха в головах!»
«ВС»: В советское время было принято считать, что наше образование если не лучшее в мире, то, по крайней мере, одно из лучших. А сейчас?
Д.П.: Да и сейчас тоже на уровне. Обидно, что та система серьезно подорвана. И произошло это как раз не без участия тех самых иностранных агентов, о которых говорил Путин. Сколько они денег бросили на то, чтобы сломать нашу систему образования! Тот же ЕГЭ продавил Запад. Та же реформа образования, все эти бакалавриаты и магистратуры пришли оттуда. А кто такой бакалавр? Это просто незаконченный специалист. Зачем нужно было копировать все с Запада?! Ведь даже Франция уже давно отказалась от ЕГЭ. Хотя в принципе в ЕГЭ ничего плохого нет. К примеру, в ЕГЭ по физике нормальные вопросы, проблема в том, что страна не в состоянии его провести. С самого начала все пустили на самотек, наплодили кривые схемы. Сейчас одумались и начали наводить порядок. Уже и силовики к этому подключились, и камеры и другая аппаратура задействованы. Представьте только, в какую цену обходится все это стране. Не поздновато ли спохватились? Конечно, лучше поздно, чем никогда! А может, надо перестать отыгрываться и отменить этот ЕГЭ?! Ведь несмотря на колоссальные затраты, мы всё равно имеем то, что произошло в Ардатове. Причем ведь свой ардатов есть в каждом районе. Просто где-то пронесло, сошло с рук. А тут не сработала система! Как по команде начали шарить! Кто в лифчиках, кто в носках! Мобильники подоставали фотографы-любители! Говорят, что учитель вышел. Да ни хрена он не вышел! Это в центральном телевидении учителя удалили. А на оригиналах в кадре видно учительскую прическу. Конечно, сейчас наводится порядок. Но, как говорил булгаковский профессор Преображенский, разруха не в сортирах, а в головах. Нужно промывание мозгов многим устроить!

«ВС»: Как вы считаете, такое понятие, как патриотизм, применимо при обучении одаренных детей?
Д.П.: А почему только одарённых? Чувство патриотизма необходимо воспитывать с детства, и тем более в школе! Но как ребенок может стать патриотом, если он изначально видит, что многое построено на вранье?!  Я имею в виду ЕГЭ и то, как этот экзамен проходит в стране вообще, и в республике в частности. Не буду говорить за всю страну, скажу за республику. У меня сложилось впечатление, что на фоне глобальных задач по газификации, водоснабжению, строительству дорог и другой инфраструктуры, включая создание наукоёмких предприятий и Технопарка, руководство республики не уделило должного внимания организации ЕГЭ на начальной стадии введения эксперимента в регионе. Наверное, было не до ЕГЭ, ведь республика поднималась из небытия беспредела 90-х. Параллельно более 10 лет накапливался негативный опыт проведения экзамена, культивировался нечестный ЕГЭ, поразивший сознание чиновников от образования, педагогов, учащих и их родителей. Народ безмолвствовал, методично подсаживаясь на кривой ЕГЭ, как на иглу.  И случилось то, что и должно было случиться: ардатовский чирий прорвался… А сколько таких чириев еще назрело?! Да в каждом районе! Ведь годами на это закрывались глаза. Если сейчас все это поднимать, то всех к стенке нужно ставить. Но тогда с кем работать? В моем понимании должно быть так: должна быть объявлена амнистия, и с 1 сентября - новая жизнь. А вот дальше, если кто-то не услышал, тогда уже к стенке. Ведь это же позор для всей республики. И самое печальное, что и на наших детях это отражается. В интернете потом пишут, что мы и олимпиады так выигрываем.
Вернёмся к теме патриотизма в стенах нашего лицея. Мы настраиваем детей получить высшее образование в ведущих вузах страны и непременно вернуться в родную республику и взять всё в свои руки! Здесь создано многое за последние годы и продолжает создаваться, и всем этим надо грамотно управлять. А для этого нужны мозги. Воспитанников мы  приучаем ежедневно трудиться. Перед ними ставится задача своими достижениями прославить Мордовию и Россию, обойдя, например, китайцев - лидеров на мировых предметных олимпиадах школьников по физике.
Знаете, в моем понимании санкции, которые сейчас ввели против нашей страны, - это такое благо для России, которым нужно правильно воспользоваться. Мобилизовать все внутренние ресурсы на прорыв, очиститься от скверны. Хватит смотреть на Запад!
Россия может и должна везде быть первой!!!

Алексей КОНСТАНТИНОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости