Главный козырь Михаила Козырева

Социум

Голос Михаила Козырева уже два десятка лет знают те, кто слушает радиостанции «Maximum», «Наше радио», «Ультра» и «Серебряный дождь». Его энтузиазм и особый талант «радийщика» дважды отмечен Международной премией имени Попова и другими профессиональными наградами. А в лицо его стали узнавать после выхода спектакля, а потом и фильма «День радио», в котором вместе с артистами знаменитого «Квартета И» он сыграл практически самого себя - программного директора «Как бы радио» Михаила Натановича. Об удивительной истории появления этого веселого спектакля мы узнали из первых уст: от самого Михаила Козырева.

Радио
- Михаил, расскажите, как и когда вы впервые по-серьезному начали работать на радио?
- В 1992 году я уехал в США и в Калифорнии подал документы в колледж на кафедру русского языка. Они каждый год нанимали так называемых языковых ассистентов, задача которых - погружение студентов в языковую атмосферу и культуру той страны, которой они интересуются. А так как колледж специализировался по работе со средствами массовой информации, я посещал курсы, связанные с масс-медиа. Кроме того, у этого колледжа был свой маленький театр, своя маленькая киностудия и своя собственная студенческая радиостанция. Я пришел на радиостанцию и предложил: «Давайте я буду делать программу про русскую музыку!».

- А в Россию вы вернулись, чтобы применить знания на практике?
- Я вернулся в Екатеринбург, поскольку сильно заболел папа. И я нашел себе работу на местной радиостанции. Мы делали смешную программу, которая называлась «Радио «Голос совести». А потом мой двоюродный брат - он работал в Москве в издательстве - сказал мне, что совместно с американцами открывается радиостанция, которая будет называться «Радио Maximum», и туда требуется программный директор. А так как у меня был опыт работы на американской студенческой радиостанции, меня уговорили приехать в Москву на собеседование. И оказалось, что я гораздо больше знаю, как работает коммерческое радио, чем другие претенденты на эту должность. Таким образом началась моя большая московская радиокарьера.

Знакомство
- А как вы попали в проекты «Квартета И» - спектакль и фильм «День радио»?
- В конце 90-х годов юмор, который был на радио, - это был юмор от Коли Фоменко. Он был абсолютным законодателем того, как можно шутить по радио. Не было тогда никаких «Юмор FM», «Comedy Club»… Был только Коля и его шутки на «Русском радио». И ощущение того, что Фоменко вообще непобедимый, никто не умел шутить в его стиле. Я в 1998 году открыл «Наше радио». И материала для эфира было очень немного, поскольку у нас были только патриархи русского рока: «Алиса», «Аквариум», «ДДТ», «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Бригада С»… И я просто не находил себе покоя - думал: чем кроме музыки можно разнообразить эфир, какими еще фишками? И мне кто-то посоветовал пригласить молодых ребят - они играли в театре ГИТИСа, и с ними даже уже что-то пытался сделать совместное Юра Аксюта - он тогда руководил «Европой плюс», но что-то там у них не состыковалось. Я пришел на спектакль «Квартета И» - и понял, что нашел ключ к своему замку! Эти четверо - два прекрасных одессита, парень из Рязани и парень из Казани - и я - мы были созданы друг для друга! В первый же месяц нашего сотрудничества мы придумали кучу разных рубрик для эфира. Придумали «Недостоверные новости» - это полная «пурга», поданная под видом серьезных новостей. Придумали «Мексиканских негодяев», которых Леша и Слава озвучивали. Для хит-парада «Чартова дюжина» стали делать рубрику «Черновики» и «Летящий вдаль беспечный ангел»… Это все было очень весело и смешно. Ребята сидели у меня днями и ночами, и мы наблюдали за тем, что происходит на радио. И из наших наблюдений в итоге и родился спектакль «День радио»…

«День радио»
- Вам показали уже готовую пьесу или вы знали, что нечто такое замышляется?
- В какой-то момент ребята поставили меня перед фактом, что они начали писать пьесу, так как у нас тут много всяких разных ярких персонажей и материала, готового для переноса на сцену. А дальше я им просто помогал с историями различных персонажей, типажей, которые на каждой радиостанции имеются. В итоге все это выросло в спектакль «День радио».

- А у вас было предчувствие успеха?
- Если бы кто-то тогда сказал, что именно «День радио» выведет ребят на большую орбиту, никто бы в это не поверил! Как и в то, что я буду играть в этом спектакле 13 лет спустя, и в зале будет аншлаг, и билеты будут стоить каких-то астрономических денег. Признаться, я даже не хочу знать, сколько они сейчас стоят!

- Вы сами предложили свою кандидатуру в качестве персонажа и участника спектакля?
- Вообще, то, что мне предложили играть в спектакле, - большая авантюра. Я ребят сразу предупредил, что в последний раз играл в школьном спектакле «Укрощение строптивой», и это была невыдающаяся постановка… А они сказали: «Мы сейчас тебе все покажем и объясним». И действительно, они работали со мной. Но я с них взял обещание: если буду безнадежен, то они мне скажут об этом до премьеры. Не сказали… И так оно все пошло и покатилось…

Вне квартета
- Вопрос про день сегодняшний. Где вы работаете, что ведете?
- На телеканале «Дождь» осталась одна из моих двух программ, и еще веду программу «Мишанина» на радио «Серебряный дождь» - это долгожитель радиоэфира.

- С Феклой Толстой?
- Да, мы ведем с Феклой. Когда я работал с «Нашим радио», с «Maximum» и с радио «Ультра», у меня был интенсивный, насыщенный и тяжелый период жизни. Все было поставлено на рельсы, программы выходили, фестивали шли, но у меня накопилась огромная усталость, что, в общем-то, объяснимо. Я нес ответственность за 150-300 человек и должен был финансово обосновывать существование радиостанций, постоянно биться с инвесторами и учредителями, доказывая им, что мы еще можем просуществовать год, у нас не уменьшится аудитория, а если уменьшится, мы сможем заработать, выпуская пластинки или делая телепрограммы… В какой-то момент я решил, что все про это уже знаю, и надо уже заниматься тем, что доставляет максимальное удовольствие.

- А что вам доставляет максимальное удовольствие?
- Вести программы. Поэтому программа «Мишанина», которую я придумал и предложил, идет сегодня дольше, чем любая на «Серебряном дожде». Я абсолютно счастлив, работая с Феклой, я ее добивался несколько лет, потому что у меня было сначала две других напарницы, и ни одна из них меня до конца не устраивала. И каждый год я встречался с Феклой, пытался ее уговорить со мной работать. И в конце концов я ее «додавил», о чем ни минуты не жалею, потому что она напарница моей мечты. При этом мы все же иногда ругаемся так, что приходят сотни сообщений от слушателей: «Прекратите орать друг на друга!». Но для радиопрограммы это как раз очень хорошо.

- А что нового в кино?
- Я делаю саундтреки к большинству «квартетовских» фильмов, подбираю музыку к ним. Имею большой опыт создания саундтреков, еще со времен фильма «Брат-2» ко мне периодически обращаются киношники. И мне эта работа тоже очень нравится.

- Какие еще есть театральные проекты с вашим участием?
- Есть наша история с Алексом Дубасом, которую мы затеяли совместно с нашим другом, продюсером Максом Волковым, - спектакль «МКАД». Он идет в Москве уже второй сезон. Надеюсь, что мы точно будем играть его и в следующем сезоне, а этим летом все-таки снимем видеоклип на песню Жени Любич, которая тоже занята в спектакле. Радио, театр, кино, телевидение - вот вроде все мои планы на сегодня…

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости