Мордовия развивает сотрудничество с Китаем
В Доме Республики состоялось подписание протокола об установлении побратимских отношений между Саранском и городом Чжэньцзян
Председатель Регионального Духовного управления мусульман РМ Зяки Айзатуллин - о кино, массовых протестах и личной безопасности
Уже вторую неделю мусульманский мир в буквальном смысле кипит от гнева. Правоверные протестуют против снятого в США фильма «Невинность мусульман» и карикатур на пророка Мухаммеда, напечатанных во французском издании. Акции протеста, сопровождающиеся кровопролитием, проходят на всех континентах. Придет ли в Россию «арабская осень»? Как отреагировала мусульманская общественность Мордовии на скандальный фильм и публикацию карикатур? На эти и другие вопросы корреспондента «ВС» ответил председатель Регионального Духовного управления мусульман Мордовии Зяки Хазрат Айзатуллин.
«Кино - это просто предлог»
- К сожалению, сейчас приходится констатировать, что в религиозном мире ничего просто так не происходит, - начинает разговор Зяки Айзатуллин. - Вот мы думаем, что если мы живем в стабильности, если у нас нет никаких потрясений, если мы просто молимся и все, значит, все хорошо. А оказывается, что мы не правы. Кто-то постоянно с нами заигрывает, пытается надавить на чувства верующих, чтобы потом направить их реакцию в нужное русло.
«ВС»: Зяки Абдулкаримович, вы сами смотрели этот скандальный фильм «Невинность мусульман»?
З.А.: Нет, не смотрел.
«ВС»: Но наверняка слышали о нем.
З.А.: Конечно, слышал.
«ВС»: И что вы обо всем этом думаете?
З.А.: Знаете, тут думать нечего, тут нужно работать. Хотя, конечно, очевидно, что кому-то это очень выгодно. Сам по себе фильм - это просто предлог.
«ВС»: Предлог, чтобы ввести войска на территорию тех стран, где происходят массовые беспорядки?
З.А.: Не только, хотя и это, наверное, тоже. За всем стоят политика и деньги. Очевидно, что на реакции простых верующих одни зарабатывают политические очки, а другие - большие деньги. И очень жаль, что простые верующие вынуждены оплачивать чьи-то амбиции своей кровью.
«ВС»: Но неужели миллионы простых верующих не понимают, что их просто используют?
З.А.: Вот в этом и есть самая большая проблема, что они этого не понимают.
«ВС»: Тогда встает другой вопрос: духовные лидеры мусульман должны были объяснить своим прихожанам, что их пытаются использовать?
З.А.: Конечно, должны были. Но все почему-то произошло с точностью до наоборот. Обратите внимание, что основная волна протестов началась после пятничной молитвы. То есть люди, как обычно, пришли на молитву, а вышли из мечети уже в возбужденном состоянии.
«ВС»: К тому же все это происходит не в первый раз.
З.А.: И это тоже верно. Очень жаль, что уроки прошлого никого ничему не учат, и верующие люди раз за разом наступают на одни и те же грабли.
«ВС»: Среди ваших прихожан наверняка обсуждались и сам фильм, и последующая за этим реакция мусульманского мира. Хотелось бы знать, какие мнения высказывались на этот счет?
З.А.: Обсуждения, конечно, были. Практически сразу, как по телевизору начали показывать репортажи о массовых протестах в разных странах. О реакции своих прихожан могу сказать следующее: люди просто не поняли, что произошло. Видно только, что глаза у человека горят, но в них нет понимания ситуации.
«ВС»: И они пришли к вам, чтобы получить ответ на свой вопрос. Какое объяснение вы им дали?
З.А.: Я сказал им то же, что и вам: что это политика и бизнес.
«ВС»: Люди успокоились?
З.А.: Да.
«ВС»: Желающих поддержать братьев по вере в их протестной борьбе среди своих прихожан не обнаружили?
З.А.: Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Но, по моим личным впечатлениям, наши прихожане очень жалеют этих людей. Я имею в виду простых верующих, которые выходят на площади и гибнут. Ведь во многих странах акции протеста не раз заканчивались кровопролитием. К примеру, в Тунисе погибли несколько участников акций протеста.
«Мы сами в этом виноваты»
«ВС»: Как по-вашему, чем мусульмане нашей страны отличаются от тех, что проживают, скажем, на Ближнем Востоке или в Африке? Почему они готовы неделями протестовать из-за того, что нам здесь кажется мелочью?
З.А.: Мы очень многого о них не знаем. Но одно очевидно, там люди не умеют контролировать свои эмоции. Вот, к примеру, не так давно в Казани кто-то подбросил к мусульманскому храму свиную голову. Вы же знаете, что мусульмане не едят свинину. Но это же не значит, что из-за одного дурака мы должны идти и кого-то убивать. Дураков и среди нас хватает.
«ВС»: Кстати, в Казани сейчас довольно любопытные события происходят. Там кто-то тоже очень умело насаждает экстремистские идеи. А Казань ведь совсем рядом с нами.
З.А.: Насчет экстремизма я вам так скажу: мы сами в этом виноваты. Я имею в виду наше государство. В свое время мы недооценили опасность всего этого, а теперь просто пожинаем плоды собственной беспечности. А Запад очень умело этим воспользовался. Была подготовлена огромная армия преподавателей-арабов, которые вели соответствующую работу среди мусульман. Вы себе не представляете, насколько далеко вглубь России они проникли. Я буквально сегодня ночью (наш разговор состоялся 21 сентября - прим. авт.) вернулся из Уфы, где проходила встреча полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе с председателями духовных управлений мусульман Поволжья. Там этот вопрос тоже обсуждался. Так вот я вам скажу, идеология ваххабизма, к примеру, уже пустила корни даже на севере страны, куда еще нога нашего чиновника не ступала.
«ВС»: Кстати, почему в исламе такое большое влияние имеют представители арабского мира?
З.А.: Это действительно так. С одной стороны, это можно объяснить тем, что наш пророк Мухаммед был арабом. Коран также написан на арабском языке. Мекка - центр мусульман всего мира - тоже находится на арабской территории. От этого никуда не деться. Отчасти именно поэтому многие арабы считают себя выше всех остальных мусульман, но ведь никто не давал им такого права. Знаете, я достаточно часто встречаюсь с арабами и в разговорах всегда говорю им, что мы в рай войдем первыми. Они, конечно, удивляются и спрашивают, почему. А я всегда объясняю, что им гораздо проще соблюдать запреты ислама, чем нам. Большинство из них живут в государствах, где действуют законы шариата. А в нашей стране мусульмане живут в светском государстве и ежедневно сталкиваются с тысячами соблазнов. Поэтому нам гораздо труднее в этом плане. И, кстати, арабы со мной соглашаются.
«ВС»: Хотите сказать, что человек начинает хотеть что-то только тогда, когда это видит?
З.А.: Именно. Если они, к примеру, не могут видеть на улицах своих городов полуголых женщин, то мы сталкиваемся с этим ежедневно. Поэтому нам воздерживаться гораздо труднее.
«Объединению мешают личные амбиции»
«ВС»: Кстати, по поводу встречи в Уфе, вас специально там собрали в связи с событиями на Ближнем Востоке?
З.А.: Нет, не специально. Главной темой встречи была работа с молодежью в регионах. Но обойти стороной события на Ближнем Востоке было, конечно, нельзя.
«ВС»: От Мордовии вы были единственным представителем?
З.А.: Нет, не единственным, у нас же в республике три духовных управления мусульман, соответственно, было три представителя.
«ВС»: Если честно, не совсем понятно, почему в маленькой республике существует три духовных управления мусульман?
З.А.: Эта тема, кстати, тоже обсуждалась на встрече с полпредом. Я буду откровенен с вами. Безусловно, все мы хотим, чтобы верующие нашего региона объединились в одно духовное управление мусульман. К тому же, если смотреть на это с точки зрения религии, то такое разделение недопустимо. Но пока приходится констатировать, что объединению в большей степени мешают личные амбиции.
«ВС»: Но вы можете пообещать, что наступит такой день, когда три духовных лидера мусульман Мордовии встретятся и путем диалога смогут преодолеть имеющиеся разногласия?
З.А.: Лично я очень этого хочу и уверен, что такой день настанет.
«ВС»: В свете последних событий не могу не спросить вас о личной безопасности. Вы, работая в Мордовии, чувствуете себя в безопасности?
З.А.: Знаете, на встрече с полпредом в Уфе некоторые мои коллеги тоже поднимали этот вопрос. Высказывалось даже предложение выдать священнослужителям табельное оружие. Я не стал высказываться ни за, ни против, да и полпред не взял на себя такую ответственность. Но разговоры ведутся. О себе же я могу сказать так: я здесь ничего не опасаюсь. Сколько всевышний мне назначил лет жизни, столько я и проживу. Но я знаю, что многие мои коллеги в России носят с собой оружие. И я могу их понять.
«ВС»: Вот сейчас, обращаясь к мусульманам Мордовии, что бы вы могли им посоветовать в этой неспокойной обстановке?
З.А.: Как можно больше терпения. Я считаю, что все спорные вопросы должны разрешаться путем переговоров за столом, а не на площадях с использованием оружия.
«ВС»: Кстати, как вы считаете, возможно ли у нас повторение того, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, да и не только там?
З.А.: Нам в Уфе уже задавали этот вопрос. Я ответил так: уж если что и произойдет в России, то нас это коснется в последнюю очередь.
Поделиться в соц. сетях:
В Доме Республики состоялось подписание протокола об установлении побратимских отношений между Саранском и городом Чжэньцзян
Глава Мордовии поздравил победителей окружного этапа Всероссийского конкурса средств массовой информации «СМИротворец»