Александр Запесоцкий: выбор ВУЗА - непростая задача

Новости
Весна - время повышенного интереса родителей старшеклассников к системе высшего образования. Как вуз выберешь - так жизнь ребенка и сложится. Сегодня наш собеседник - ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, академик Российской академии образования и член-корреспондент Российской академии наук, профессор А.С. Запесоцкий. Александр Сергеевич - заместитель председателя Совета ректоров Санкт-Петербурга, руководит вузом свыше 20 лет. Последнее десятилетие его университет демонстрирует уникальные результаты в плане трудоустройства выпускников: из 1400 выпускаемых ежегодно молодых специалистов всего 1-2 человека попадают на биржу труда.
- Корр.: Александр Сергеевич! Как, на Ваш взгляд, следует выбирать место для получения высшего образования? - Первое, что я посоветовал бы родителям, - не навязывать детям свой выбор. Но и пускать дело на самотек тоже нельзя. Стоит спокойно, без нажима втягивать их в обсуждение будущего. Можно давать советы, конечно. Но лучше сначала постараться, чтобы совета попросили. Наш опыт показывает, что ни в коем случае нельзя «ломать ребенка через колено». Он должен отвечать за свой сознательный выбор. Это принципиально важно. Допустим, человек хотел быть специалистом по рекламе, а отец заставил его идти в медицинский. Через 2-3 года ребенок все равно переведется туда, где ему интересно. А упреки, обиды останутся навсегда. - Корр.: А какие специальности все-таки наиболее перспективные? - Те, к которым у старшеклассника есть интерес, предрасположенность. Это может быть даже самая невзрачная, на первый взгляд, профессия. Было бы человеку интересно. Кстати, чаще всего оказывается, что там, где интересно работать, - там и выгодно. При условии, что получено хорошее, по-настоящему фундаментальное образование. В общем, задача родителей - выявить способности, призвание своего ребенка и помочь ему реализовать себя. Вот я сам, к примеру, закончил физико-математическую школу, потом - инженерно-физический факультет известного вуза. А наукой стал заниматься в области культурно-просветительной работы. Сфера была непопулярной, конкуренции почти никакой. А проблемы сложились в этой сфере очень острые. В итоге я стал ректором очень перспективного вуза, будучи доцентом. А потом уже стал доктором, профессором, академиком. Жизнь меняется очень быстро. Что будет на рынке труда через 5 лет - вам не скажет никто. Хорошее будущее - за фундаментально образованными людьми. - Корр.: Что это значит? - Сколько в образование вложите, столько в жизни и получите. Вложиться человеку надо в собственное развитие. В базовые общеобразовательные предметы. В те, которые формируют общую культуру: историю, литературу, иностранные языки и т.д. Если ребенок не математический, к примеру, гений, самое главное для него - общее культурное развитие. Если такого развития нет - профессиональные технологии усваиваются весьма поверхностно. То есть настоящую карьеру уже не сделать. В этом смысле ориентация только на ЕГЭ - большая беда. Ребенок должен прочесть много хороших книг, посмотреть настоящее кино, бывать на концертах серьезной музыки. Телевизор и просиживание в социальных сетях - вред не меньший, чем наркотики. Если человек в школьные годы в это втянулся - выше среднего класса не поднимется уже никогда. На сдачу ЕГЭ ребенка натаскивать, конечно, приходится. Но считать, что это главное, - нельзя. - Корр.: Ну а если со специальностью определились, что дальше? - Дальше нельзя полагаться на Интернет. Нужно идти по вузам и все смотреть своими глазами: библиотеку, учебные аудитории и лаборатории, столовую, спортзал. Какая в вузе обстановка? Чисто ли, поддерживается ли порядок, как ведут себя студенты? Как общаются? Стоит ли там провести 6 лет жизни? Сегодня молодежь подталкивают к выбору вуза на основе его сайта. Это, конечно, глупость ужасная. Еще глупее - в социальных сетях вопрошать: «Ау, кто что-нибудь знает про этот вуз?». - В социальных сетях вообще дельного собеседника встретить трудно. Бездельников - сколько угодно. А дельные заняты делом. О качестве преподавания нужно расспрашивать старшекурсников в библиотеке. А если их там нет - сразу ищите другой вуз. Можно послушать и хорошо устроившихся выпускников последних лет. Телевидение тоже ненадежный советчик. Сфера высшего образования сейчас просто «королевство кривых зеркал». В стране немало вузов с огромным бюджетом, где околачиваются без дела дети начальства. Качество образования весьма сомнительное, а ректоры из телеящика не вылазят, все себя хвалят и окружающих учат жизни… - Корр.: А как выбрать между центром и родным регионом? Не всегда и доехать до столицы можно. - Ну, выбор обычно между Москвой, Петербургом и региональными вузами. Если ребенок средних способностей и родители ему не доверяют - можно, конечно, поступать и в местный вуз. Есть ведь региональные центры с весьма добротным учебным процессом, хорошими педагогами и материальной базой. Да под родительским крылом и спокойнее - дитя на виду. Но это все же значит сразу подрезать ребенку перспективы развития. Если выбирать между Москвой и Петербургом - я бы рекомендовал Северную столицу. Более удобна для студенческой жизни, да и культурной жизни для иногороднего студента больше. Москва пока чемпион по дорогим ресторанам и магазинам. В качестве учебы не выиграть, а вот на дешевые соблазны попасться легче. С криминогенной обстановкой сейчас в обеих столицах стало намного лучше, чем в 90-е годы. В Москве, разумеется, намного больше динамизма. Но для жизни этот мегаполис пригоден намного меньше. Ну а если вуз расположен на окраине - то ехать туда учиться из провинции и вовсе бесполезно. Там такая же провинция. Если хотите учить ребенка в центре - к сожалению, надо в любом случае туда ехать и ходить по вузам. Даже если это дорого. Есть, конечно, еще и четвертый путь - учиться за рубежом. Но это уже, как правило, отъезд без возврата на Родину. То есть родители в итоге теряют своих детей. - Корр.: Можно ли, на Ваш взгляд, полагаться на рейтинги вузов? - На этот счет есть разные мнения. Лично я считаю, что рейтинги - разновидность шарлатанства. По-моему, этим пробавляются наперсточники. Количество книг в библиотеке, сложив с количеством компьютеров, умножить на доцентов, разделить на число легкомысленных девушек в общежитии прибавить площадь спортзала и стоимость пирожков в столовой… Результат зависит от интересов того, кто платит деньги. Кому это надо? - Корр.: Многие вузы усердно занимаются саморекламой и обещают абитуриентам золотые горы. Чему можно доверять в рассказах сотрудников вузов? А чему нет? - Если Вас уверяют, что в «наш вуз легко поступить, что в нем легко будет учиться», думаю, что стоит задуматься над тем - правильный ли Вы делаете выбор. В хорошем в вузе Вам расскажут о программах обучения, программах практик, о стажировках, об исследованиях и о многом другом. А в очень хорошем в вузе Вам честно расскажут о том, что учиться будет непросто, что придется много работать и заниматься самовоспитанием, о том, что при качественном обучении неизбежен отсев студентов. - Корр.: Говорит ли стоимость обучения о качестве образования в вузе? - В современном мире стоимость обучения - один из важнейших факторов выбора учебного заведения абитуриентом и его родителями. Размер оплаты обучения в России имеет довольно широкий диапазон. Думаю, что слишком низкая цена должна насторожить. Но и высокая цена далеко не всегда гарантирует качества образования в вузе. В России много дутых лидеров. Нередко их назначают чиновники и обеспечивают к ним особое внимание чрезмерным пиаром. - Корр.: Учиться в Петербурге - дело недешевое. Стоит ли тратить средства? - Это каждый должен решить для себя сам. Наши исследования показывают, что карьерный рост студентов очень быстро окупает разумные вложения в учебу, как правило, еще до ее окончания. Дипломированный специалист получает совершенно иной социальный статус, уважение родных и друзей. Наши выпускники опираются в жизни не на возможности своих родителей, а на свое образование. Диплом открывает двери в иное, значительно более обеспеченное будущее. Я убежден, что самый лучший способ инвестирования - это получение хорошего образования. - Корр.: Какие личностные качества, на Ваш взгляд, помогут абитуриенту стать студентом, а позднее успешным специалистом? - У студента не может быть настоящих успехов без трудолюбия, дисциплины и ответственности. Не стоит расслабляться, даже если природа одарила вас способностями и талантами. Подробную информацию о Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов можно получить на сайте www.gup.ru.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости