Евгений Гришковец: Для сцены я профнепригоден!

Новости

Популярный писатель, драматург и актер отпраздновал 45-летний юбилей

Актер, режиссер, писатель и драматург, лауреат премии «Триумф», двух театральных премий «Золотая маска» и литературной премии «За лучшую книгу года»… И это все - о нем, о Гришковце! Однажды он рассказал всей стране о том, «Как я съел собаку», - и с этого момента стал собирать полные залы желающих услышать его оригинальные, ни с чем не сравнимые инсценировки собственных пьес. Теперь он популярный артист и писатель - как в России, так и за рубежом. И с 45-летием его поздравили не только многочисленные друзья и поклонники, но даже первая леди страны - Светлана Медведева. И это, чего уж греха таить, тоже вдохновляет…

Картавое детство

Евгений Гришковец родился в городе Кемерово и никогда о театре не мечтал - потому что всегда был реалистом. Какой из него актер, с его-то дикцией? - Я сменил четыре школы, потому что одноклассники смеялись надо мной, - рассказывает Евгений Валерьевич. - «Черви-трефы» - вот как называлась моя картавость на языке логопедов. Это когда «трефы» выговариваешь нормально, а «черви» вообще никак не выговариваешь. И все сначала думали, что это я специально делаю - пародирую кого-то, как, например, пародируют речь кавказцев… В девятом классе Женя Гришковец (а в это время он уже жил с родителями в городе Томске) увидел спектакль пантомимы - и влюбился в это искусство. Записался в кружок пантомимы, стал мечтать о том, что когда-то сам поставит красивый спектакль - как режиссер. И действительно, окончив филологический факультет Кемеровского университета, в 1991 году создал театр, в котором за семь лет родилось десять спектаклей! - При этом я всегда считал и сейчас считаю себя человеком, профнепригодным для сцены, - как картавил, так до сих пор и картавлю, - говорит Гришковец. - У меня есть любимые слова - «крейсер «Аврора», «Варвара» и «Порт-Артур», «прокурор», «транквилизатор». С таким логопедическим дефектом выступать нельзя! Но, тем не менее, в 2000 году был продан и куплен первый билет на артиста Гришковца… Всего их было продано шесть… На этом грустная история начинающей звезды закончилась. Но именно это и было началом моей профессиональной деятельности. А теперь, в 2012 году, меня поздравил с днем рождения Президент России с супругой. И они вместе сказали мне: «Молодец!». В общем, довольны они мной.

Записка в роддом

У Евгения Гришковца, несмотря на его необычное творчество, семья самая обыкновенная: жена Елена и трое детей - Наташа, Александр и Маша. И драматург до сих пор с большой теплотой вспоминает записку, которую он в 1995 году написал жене в роддом, когда появилась на свет его старшая дочь. - В те времена в палаты к роженицам еще никого не пускали. И незыблемое правило родильных отделений гласило: «Да будь ты хоть випом преклонных годов - не положено!» - вспоминает писатель. - Я совсем не помню, как я ее писал, но записка эта сохранилась. Она написана на бланке анализа крови: «Я счастлив! Всем уже позвонил. Мама ПриедИт во вторник. Спасибо за дочь!» Написал с ошибкой. И найдя теперь эту записку, я в ней встретился с самим собой - тем, 16-летей давности… Боже, какую же глупость я написал! А что, за сына я не был бы благодарен?.. Это грустно констатировать, но у сегодняшних молодых мам не останется на память ничего. Поздравительные смс исчезают вместе с устаревшими мобильными телефонами. И у меня тоже, когда рождались второй и третий ребенок, записок больше не было - уже появились СМС-ки. И, естественно, они не сохранились. Как и те телефоны, на которые они были посланы… И мы уже никогда не будем писать письма любимым в другие города, десять дней ожидая ответа. Сейчас пошлешь тридцать-пятьдесят СМС за десять минут - и она твоя! А если тебе через 10-20 минут не ответили - начинаешь звонить, и уже случается паника: мол, что случилось, почему тебя игнорируют?..

«Прощание с бумагой»

Школьник Женя Гришковец не застал в школе перьевых ручек, но папа ему рассказывал про то, как девочкам-отличницам подбрасывали в чернильницу промокашку, чтобы она там размокла, - и в тетради у отличницы неожиданно образовывалась жирная несмываемая клякса. - Я недавно закончил работу над текстом нового спектакля, который будет называться «Прощание с бумагой», - рассказывает Евгений. - Пока это лишь листочки, не художественное произведение. Но эти кусочки - то, чем я жил два года… И вообще, это подвиг: каждый год, 1 января, в шесть часов вечера я беру ручку и сажусь писать… Я не печатаю на машинке - не владею ею. По-прежнему пишу только ручкой - шариковой или гелевой - получается довольно чисто и понятно. И дома в кабинете у меня стоит большая корзина, а в ней - целая гора исписанных ручек! А у меня - большая мозоль на пальце. Клавиатурой на компьютере не владею - могу лишь одним пальцем набирать очень долго, и это очень раздражает мою дочь: она просто этого видеть не может, ее трясти начинает… А как красивы были печатные машинки - этот раритет и антиквариат! До сих пор люди их хранят на чердаках, потому что они радуют глаз. А компьютеры и телефоны - не антиквариат, а куски дешевой, никому не нужной пластмассы, и никто не пытается их хранить! В них не заложена задача стать антиквариатом - наоборот, как можно быстрее устареть, начать раздражать, чтобы их заменили новыми…

«Бигуди», Тимати и кино

Лет десять назад Гришковец увлекся музыкой. И даже записал с группой «Бигуди» пару альбомов. Это его направление поняли и приняли не все поклонники. - Докладываю: я не занимаюсь музыкальным творчеством! - говорит Евгений Валерьевич. - Я не знаю нот и не могу участвовать в написании музыки, я никогда в жизни не пою, даже когда очень пьяный и даже когда один в душе. Я просто исполняю свои тексты под музыку с группой «Бигуди» - это такой особый способ существования литературы. Я никогда не мечтал в детстве быть писателем, и тем более - театральным деятелем. Я хотел играть рок, но никаких шансов у меня не было!.. Но, пожалуй, самым экстремальным поступком Гришковца стало его появление в клипе у рэпера Тимати. - Да, я согласился играть в клипе Тимати! Он позвонил, предложил сыграть главную роль. Это довольно трагическая история про то, как от меня уходит жена к Дмитрию Дюжеву. Как бы наивна эта история ни была - я согласился сниматься, так как люблю сниматься в кино, я получаю от этого большое удовольствие. Артистический труд в кино - это высокооплачиваемый отдых. И именно поэтому киноартисты соглашаются одновременно сниматься в пяти картинах. Я бы все время снимался, но меня не приглашают, не зовут - может, боятся, что я буду нести отсебятину? А я хочу выучить текст, выслушать задачу и что-то исполнить, сыграть кого угодно. Но не зовут… Ну и ладно!.. - Но вы же снялись в фильме Алексея Учителя «Прогулка»? - Учитель увидел меня в спектакле и пригласил к себе в проект, - говорит Гришковец. - Изначально роль писали для Максима Суханова или Федора Бондарчука, так что текст своего героя я весь переписал, потому что никто бы не поверил, что я такое могу сказать... А недавно Евгений Валерьевич снялся в фильме «Сатисфакция». - Это рассказ об алкодуэли двух мужчин за любовь одной женщины, - говорит он. - Ко мне после работы в этой картине чаще стали подходить люди в аэропортах, даже милиционеры теперь меня узнают! Это кино не стало народным, но я нашел своего зрителя…

«Как я съел собаку» по-бразильски

В 2000 году, когда все ждали конца света, Евгения Гришковца удостоили премий «Антибукер» и «Триумф». И в том же году он поставил свою знаменитую пьесу «Как я съел собаку». За нее автор получил театральную премию «Золотая маска» в двух номинациях. С тех пор он - постоянный участник российских и международных театральных фестивалей. Пьесы «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно» Гришковец играет сам, а другие его пьесы поставили в столичных театрах с участием других актеров. Все они идут с большим успехом. - Евгений Валерьевич, а вам нравятся «чужие» постановки ваших пьес? - Очень нравятся! И я всегда поддержу людей, которые это делают. Почему? А потому что люди из тысяч пьес выбрали именно мою! Выучили ее наизусть - ведь актеры текст знают лучше, чем я. У них есть свои зрители, и они их любят. Все постановки гениальны! Ну, и мне немножко капает на счет - по чуть-чуть, но капает! Мне нравится, как поставили в Бразилии пьесу «Как я съел собаку». Там очень смуглый человек играет в форме бразильского матроса. Что они понимают из того, что я написал? Это очень странно, но такая пьеса действительно идет в Бразилии. - А лично вас какие произведения потрясли больше всего? - Фильм Тарковского «Андрей Рублев», - говорит Гришковец. - Я его посмотрел в 11 лет. Я - маленький мальчик, который после просмотра картины просто не понимал, как жить, - вот это было потрясение, а все остальное - просто впечатления...

Ода водке

В честь своей некруглой даты драматург поделился своими новыми, еще не оконченными эссе, посвященными… водке! - Водка намного веселее бумаги, - читает Евгений Валерьевич. - Водка - напиток, не допускающий одиночного употребления. Водке нужна компания. В одиночку приличный человек много водки не выпьет… Самая лучшая компания для выпивания водки - компания людей, имеющая данное общее прошлое - компания старых друзей. Главное, чтобы люди были близки и говорили на одном языке, имели схожие взгляды на жизнь… Водке необходимо содержательное общение в процессе ее употребления… Водка самым удивительным образом связана с человеческой памятью. В нужный момент она может запустить механизм памяти, добраться до таких сокровенных пластов и залежей былого, до которых мы и близко не добираемся... Выпитая со старыми друзьями водка останавливает время - при условии, что все пьют только водку. Короче говоря, in vodka veritas! Даже при наличии денег на коньяк или виски...

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости