Новые правила для школ

Новости

С 1 сентября вступают в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к обучению в школах

С 1 сентября 2011 года вступят в силу новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в школах. Документ содержит множество новаций - часть из них уже давно вошла в практику средних школ, а соблюдение части новых требований потянет за собой существенные материальные вложения. Готовы ли школы Мордовии к нововведениям - в нашем сегодняшнем материале.

Здания школ должны быть максимально комфортными

«Новые санитарно-эпидемиологические требования затрагивают практически все сферы школьной жизни, - говорит ведущий специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по РМ Наталья МИХЕЕВА. - В них прописаны требования к зданию школы, территории, температуре и освещению в классах, указана почасовая нагрузка на учащихся разных классов, определены время на отдых и школьные перемены, приведены рекомендации к организации медицинского обслуживания обучающихся. Данные санитарно-эпидемиологические правила являются обязательными для исполнения всеми физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией школ, воспитанием и обучением обучающихся». По новым СанПиНам школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена не менее чем наполовину, исключение сделано лишь для некоторых северных районов. Серьезные требования предъявляются к уличной зоне. Площадки для игр должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров, а при устройстве беговых дорожек следует позаботиться о дренаже. Если нет своего стадиона или площадки, разрешено проводить уроки физкультуры на тех, что расположены поблизости. Но при проектировании новых зданий надо иметь в виду, что школам теперь понадобятся не только площадки и футбольные поля, но и зоны отдыха на территории пришкольного участка. В зданиях, которые были построены по старым проектам, спортзалы должны быть оборудованы раздевалками и местами для хранения спортивного снаряжения, рекомендуется организовать душевые и туалеты. Актовые залы в новых школах должны быть с артистическими уборными, кинопроекционными комнатами. Обязательны помещения для хранения костюмов и музыкальных инструментов. Библиотеки из тесных клетушек в новых школах переедут в просторные залы и будут не местом хранения книг, а справочно-информационными центрами, оборудованными компьютерами с электронными базами данных. Кабинеты, коридоры, залы в новых строениях станут просторнее и выше. На каждого ученика в классе должно приходиться не менее 2,5 кв. метра, а минимальная высота помещений не может быть ниже 3,6 кв. метра. Кабинеты, которые необходимы школе для внеурочной деятельности, должны строго соответствовать нормативам, принятым в системе дополнительного образования. Также определены цвета красок, которые могут быть использованы в школах, - потолки должны быть белыми, для стен возможно использование светлых тонов желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого цветов. Мебель может быть только светло-зеленого цвета или цвета натурального дерева. А двери и оконные рамы - исключительно белого цвета. СанПиНы четко оговаривают медицинское обеспечение школ. В тех, что уже построены, на первом этаже находятся кабинет врача и процедурная комната. Оба помещения не меньше 14 кв. метров. Исключение - сельские школы, тут допускается обслуживание в сельском медпункте. А вот в новых проектах будут предусмотрены не только кабинеты врача и процедурная, но и комната для хранения уборочного инвентаря и туалет.

Тихий час для первоклашек обязателен

Начальные классы новые Правила рекомендуют размещать в отдельном блоке, желательно с выходом на участок. Продленка для первоклашек - только с тихим часом, причем спальни для мальчиков и девочек должны быть раздельными. И никаких двухъярусных кроватей! Первый урок - не раньше 8 часов утра. Занятия у первоклашек - лишь пятидневка, без оценок и домашних заданий. Эти положения СанПиНом оговорены особо. Как и то, что в классе может быть не больше 25 человек. Организация спален уже сегодня стала головной болью большинства директоров школ - у образовательных учреждений нет ни денег, ни помещений на организацию дневного сна школьников. «У школ было восемь месяцев, чтобы подготовиться к введению новых санитарных правил, так как они были подписаны главным санитарным врачом России еще в декабре 2010 года, - говорит Наталья Михеева. - Цель, которую преследуют данные санитарные правила, - это охрана здоровья учащихся. В группе продленного дня обязательно трехразовое питание - последним должен быть полдник. Кроме того, имеется очень важное нововведение: с 1 сентября организация дневного сна является обязательным для первоклассников и для ослабленных детей 2 и 3 классов. На мой взгляд, это очень позитивный момент новых правил: сон снимает усталость и возбуждение детей, повышает работоспособность ребенка. Длительность дневного сна - не менее одного часа. Возможно, дети не будут спать, но им важно полежать в тишине, расслабиться. Для организации дневного сна должны быть выделены либо специальная спальная комната, либо универсальное помещение (спальня, совмещенная с игровой) площадью не менее 4 квадратных метров на одного учащегося и оборудованная подростковыми либо встроенными одноярусными кроватями. Спальни должны быть раздельными - для мальчиков и девочек. Весь вопрос сегодня в том, что во многих городских школах нет соответствующих помещений и мебели. В ближайшие дни начнется приемка школ к новому учебному году, и мы будем рекомендовать, чтобы все требования, прописанные в новых санитарных правилах, были соблюдены. С сентября начнутся плановые проверки, и к руководителям школ будут применены меры административного воздействия за отсутствие соответствующих помещений для дневного сна первоклассников, остающихся на продленку.

Учебная нагрузка увеличилась на один урок

Особое внимание в новом СанПиНе уделено организации учебного процесса в школах. Так, в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается. «При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день, - отмечает Наталья Михеева. - Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2 дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. Кроме того, учебная нагрузка с нового учебного года увеличится на час, за счет третьего урока физкультуры, который будет введен с 1 по 11 классы. Раньше для начальных классов рекомендовался облегченный день по средам - сейчас для всех классов определен облегченный день в четверг или пятницу. При этом надо отметить, что изменилась шкала трудности предметов: вместо одной таблицы И.Г. Сивкова введено 3 шкалы трудности предметов для 1-4, 5-9 и 10-11 классов». Кроме того, впервые зарегламентирован вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для всех классов. Так, для учеников 1-2 классов вес школьных принадлежностей не должен быть более 1,5 кг, 3-4 классов - более 2 кг, 5-6 классов - более 2,5 кг, 7-8 классов - более 3,5 кг, 9-11 классов - не более 4 кг. Причем санитарные врачи в целях профилактики нарушения осанки рекомендуют для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в школе, второй - для приготовления домашних заданий. Родители со скепсисом отнеслись к введению данной нормы, хотя годами твердят о неподъемности ученического портфеля. При всем желании облегчить школьный рюкзак вряд ли получится: учебники, «сменка», комплект для физкультуры, на «труды» - дополнительные принадлежности… А покупку второго комплекта учебников сможет позволить себе не каждый родитель - покупка одного и без того влетает в копеечку.

В школах нет помещений для спален!

«При сегодняшнем финансировании новые санитарные правила и нормы не могут быть выполнены в полном объеме, - считает директор школы № 29 Виктор БЕСПАЛОВ. - Оборудование спален - это деньги, причем немаленькие. Дополнительные помещения в нашей школе под спальные комнаты мы найдем, но вопрос - на какие средства мы будем приобретать мебель и прочий инвентарь? В каждой школе минимум два первых класса, а в больших школах - по три-четыре класс-комплекта, поэтому и вложения потребуются соответствующие. И еще вопрос - кто эти помещения будет убирать, стирать постельное белье? Возникает необходимость в дополнительных ставках, которые в штатном расписании школы не предусмотрены. И вообще я не вижу необходимости организации спален в школах: соответствующий уровень тишины мы вряд ли сможем обеспечить - будет учиться вторая смена, и та рабочая обстановка, которая всегда бывает в школе, не способствует отдыху детей. А дети от школы должны отдыхать, особенно первоклассники. Что касается максимальной наполняемости классов в 25 человек. Это на сегодняшний день довольно острый вопрос. Допустим, у меня два класса в школе по 30 человек. Куда мне девать 5 детей с каждого класса? Отправлять в соседние школы? Но там такая же ситуация! Мы согласны, что СанПиН направлен только на улучшение пребывания детей в школе, охрану их здоровья, и мы будем его выполнять, но для этого требуется дополнительное финансирование». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в школах всегда были достаточно жесткие, и мы учебный процесс всегда организуем в соответствии с ними, - говорит директор гимназии № 20 Ринат АЮПОВ. - Новые правила имеют ряд новаций. Но сегодня у всех директоров школ под большим вопросом стоит организация спален в школах - нет ни средств, ни дополнительных помещений. К примеру, в нашей школе нет таких помещений, которые мы могли бы приспособить под спальные комнаты, и как мы будем выходить из этой ситуации, я не знаю. У нас даже начальная школа учится в две смены, потому что нет в школе такого количества помещений, чтобы организовать обучение в первую смену. В новых правилах прописаны идеальные условия, к которым мы придем через несколько лет при достаточном финансировании. Все эти требования хороши, но их реализовать возможно только пошагово».

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости