Будут брать

Новости

Чем может обернуться для страны либерализация антикоррупционного законодательства

На минувшей неделе Государственная дума России приняла в третьем окончательном чтении законопроект о кратных штрафах за получение и дачу взятки, внесенный Дмитрием Медведевым. Коррупционеров теперь будут отправлять за решетку только в самом крайнем случае. Нормой же должно стать пополнение за счет проворовавшихся чиновников государственной казны. Скептики, впрочем, уверены, что либеральная инициатива Президента может обернуться для страны настоящим расцветом коррупции. О возможных последствиях размышляет корреспондент «ВС» (написанное является сугубо личным мнением автора).

Принцип паршивой овцы

По новому закону взятки разделены на четыре вида: мелкие - до 25 тысяч рублей, средние - от 25 до 150 тысяч рублей, крупные - от 150 тысяч до миллиона рублей и особо крупные - свыше миллиона рублей. Наказывать планируют в строгом соответствии с суммой полученной мзды. Минимальный размер кратного штрафа взятки составляет 25 тысяч рублей. Максимальный может равняться стократной сумме мзды. Кроме того, отдельным составом преступления теперь считается посредничество во взяточничестве. При этом обязательным видом наказания наряду со штрафом должно стать лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Что же касается лишения свободы, то эта мера наказания станет всего лишь альтернативой штрафу. Применять ее будут (если будут) только в самом крайнем случае, когда размер взятки будет просто неприличным. Все эти меры, по мнению законодателей, должны в конечном итоге привести если не к искоренению коррупции, то, по крайней мере, к пополнению отощавшей государственной казны. Проще говоря, с коррупционерами решено поступать по принципу паршивой овцы, с которой, как известно, хоть шерсти клок. Но законодатели явно забыли о том, что при сборе шерсти с овец последних, как правило, связывают путами, а у российского коррупционера руки всегда развязаны.

Для кого ты добрая, а кому - иначе?

У российской уголовно-правовой системы есть один недостаток: она постоянно добреет. Словно стремясь отомстить тоталитарному прошлому с его смертной казнью и постоянным попранием прав человека, нынешние законодатели либеральничают кто во что горазд. Началось все с замены высшей меры социальной защиты - расстрела - на пожизненное заключение, продолжилось разрешением на свободную торговлю оружием. Следом российские законотворцы сделали еще один шаг в сторону вожделенной Европы - ввели суд присяжных. А теперь дошла очередь и до отмены тюремного заключения за дачу и получение взятки. В любом государстве Старого Света такие законы являются нормой жизни, но для России, где сами понятия «закон» и «законность» весьма относительны, либерализация антикоррупционного законодательства может стать социально опасным явлением. Нынешнее новшество, по сути, не что иное, как попытка перевоспитать коррупционеров, играя на их патологической жадности. Мол, расставаться с «кровно заработанным» мздоимцы не пожелают, а значит, и брать будут меньше. Однако надеяться, что в России будут меньше брать, да еще после фактической отмены тюремного наказания за взятки, - это все равно что интересным местом на муравейник садиться и думать, что ничего страшного не произойдет. У нас и без всяких новшеств за взятки не больно-то сажали. Любопытная особенность российской уголовно-правовой системы заключается в том, что значительная часть уголовных дел, возбужденных по 290-й статье УК РФ «Получение взятки», впоследствии переквалифицируется на более мягкую 159-ю статью «Мошенничество». Объясняется такая метаморфоза просто: чиновник, обещавший своему благодетелю золотые горы, якобы просто не смог бы сдержать свое обещание, потому как не имел достаточных на то полномочий. Следовательно, имело место заурядное мошенничество, а не взятка. Любопытное совпадение: как правило, переквалификация имеет место в тех случаях, когда обвиняемым по уголовному делу проходит высокопоставленный чиновник. В качестве примера можно вспомнить случай с одним из членов Правительства Мордовии. Господина взяли с поличным при получении двух миллионов рублей. Изначально уголовное дело было возбуждено по 290-й статье УК РФ, но позже она была переквалифицирована на более мягкую. В итоге чиновник хоть и лишился своей хлебной должности, но сохранил главное - свободу: суд назначил ему условное наказание. Впрочем, бывают случаи, когда мздоимцев (даже переквалифицированных) все же приговаривают к реальному лишению свободы, но происходит это зачастую лишь в тех случаях, когда на скамье подсудимых оказываются сотрудники правоохранительных органов, занимающие не самые высокие должности, горе-врачи да горе-преподаватели. Совсем недавно «ВС» рассказывал о том, как зарабатывал миллионы на своей должности оперуполномоченный УБЭП Денис Ульянов. Его суд приговорил к трем годам и шести месяцам лишения свободы. Однако при всем уважении к финансовым аппетитам таких людей назвать их главными коррупционерами в стране язык не поворачивается. Стоит ли удивляться, что такая (как в известной песне: «Для кого ты добрая, а кому - иначе») избирательность российской уголовно-правовой системы вкупе с принятыми нововведениями не внушает особого оптимизма относительно скорой победы над взяточниками и взяточничеством.

Зачем государству столько унитазов?

Впрочем, дело даже не в той толерантности, с которой уголовно-правовая система Российского государства относится к мздоимцам. Не секрет, что у правоохранителей давно руки чешутся придавить всю эту нечисть. Стоит лишь дать команду «Фас!». Проблема в том, что у российского мздоимства за века своего существования выработался такой иммунитет к разного рода законодательным пилюлям, что болезнь кажется неизлечимой. Шутка ли, взяточников в России не сумели искоренить даже в те времена, когда за мздоимство рубили руки. На этом фоне нынешнее законодательное нововведение явно не тянет на роль действенного противоядия. К тому же у этого, с позволения сказать, антибиотика немало побочных эффектов. Например, не совсем понятно, как будут реализовываться на практике новые законодательные нормы. На бумаге зарплата российского чиновника не так уж и велика, и в налоговых декларациях государевых слуг значатся отнюдь не заоблачные суммы. Другое дело, что несоответствие бумажных и реальных доходов чиновников видно невооруженным глазом. Но с точки зрения закона здесь комар носа не подточит. Потому как машины, особняки и яхты государевых слуг в большинстве своем зарегистрированы на их родственников, домашних попугайчиков и собак. Ну прихватит наша доблестная полиция такого чиновника при получении взятки миллиона в два. Ну приговорит его наш самый гуманный суд к стократному штрафу. Это же целых двести миллионов получается. Ну будет чиновник из своей двадцатитысячной зарплаты выплачивать этот штраф до самой смерти. И что? С другой стороны, на взятках часто попадаются работники образования и здравоохранения. Им при новой системе наказания придется действительно несладко. Чиновничьих-то доходов ни у тех, ни у других нет. Миллионы, особняки и гектары землицы на родственников не переписаны. А коррупционные аппетиты - на уровне. Вот и придется им из своих нищенских зарплат выплачивать государству кратные штрафы. Оно, конечно, поделом вору и мука, но ситуация получается абсурдная: чем больше размер взятки, тем меньше вероятность, что штраф за нее будет выплачен. Видно, прав был известный киногерой, говоря свою не менее известную фразу: «В России можно украсть велосипед - и все здоровье оставить на зоне. А можно вагонами воровать - и всегда оставаться на плаву!». Есть и еще одно обстоятельство, бьющее по репутации законодательного нововведения. Не секрет, что взятки чиновники берут не только деньгами. В Мордовии, к примеру, был товарищ, который принимал подношения автомобильными колесами и унитазами. По старым законодательным нормам таких, как он, можно было просто посадить. А что теперь прикажете с ними делать? Взыскивать в доход государства сто тысяч унитазов и двести тысяч автомобильных колес?! Очевидно, что кратные штрафы при продуманной процедуре их взыскания могли бы стать неплохим дополнением к лишению свободы. Однако как самостоятельный вид наказания они вряд ли себя оправдают. Боюсь, чиновники расценят это нововведение как своего рода индульгенцию на мздоимство. А что: заплати «налоги» и бери спокойно. Лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью тоже вряд ли напугает сановных персон. Тому, кто много взял, должность и деятельность будут просто не нужны.

Люди перестанут верить в справедливость

Борьба со взяточничеством для Мордовии очень больная тема. Мздоимцев высокопоставленных и не очень в нашей республике отлавливают с пугающей регулярностью. Только в прошлом году региональное следственное управление СК РФ возбудило тринадцать уголовных дел по 290-й статье УК РФ «Получение взятки». В числе прочих обвинение было предъявлено прокурору Ковылкинского района Мордовии Василию Кузнецову, который был задержан с поличным при получении ста тысяч рублей (см. № «ВС» от 5.01.2011). По старым законодательным нормам эта сумма является крупным размером. И прокурор вполне мог бы рассчитывать на несколько лет общего режима в специализированной колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов. И это с учетом его должности многими было бы воспринято как торжество справедливости. Потому как в обществе бытует мнение, что персон такого ранга у нас просто не сажают. Вообще, и это, пожалуй, главное, что может пошатнуться в результате нововведений, - это вера. Вера простого человека в элементарную справедливость, в то, что закон один для всех: и для сельской медсестры, берущей несчастную тысячу рублей, чтобы прокормить семью, и для министра, с чувством собственного достоинства принимающего миллионный откат. И законодателям, прежде чем принимать этот законопроект, следовало бы ответить самим себе на простой вопрос: «А стоит ли эта вера тех денег, которые удастся собрать в бюджет при помощи кратных штрафов?».

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости