Откровения сильной женщины

Новости

Светлана Крючкова пишет книгу воспоминаний. И актрисе есть что рассказать своим поклонникам

Книга находится еще на рабочем столе актрисы, в рукописи. Некоторые отрывки из нее опубликованы в подарочном альбоме, вышедшем к 60-летию народной артистки России. Со своими мемуарами Светлана Крючкова познакомила и нас.
s-krychkova«Я работал с Крючковой только один раз, на фильме «Старые клячи», - вспоминает Эльдар Рязанов, - но ощущение, что мы давно связаны общими пристрастиями, взглядами. Светлана Крючкова - человек неистовый, «неудобный», НЕ «дама, приятная во всех отношениях»… Отнюдь. В ней есть отвага. Отвага - сказать подчас ранящую правду, отвага - отказаться от предложенной роли, отвага - признаться в собственной неудаче, слабости. И в этом - один из главных признаков большого таланта». В жизни Светлана Крючкова не любит кокетства, полутонов, недосказанности. Это у нее - от папы-военного. А вот в профессии от актрисы можно ждать чего угодно! Ее романтическая Нелли Леднева в фильме «Большая перемена» принесла ей всесоюзную известность. Крючкову запомнили рыжеволосой современной барышней с гитарой в руках: «Мы выбираем, нас выбирают…». А после была фееричная Зиночка в фильме Леонида Гайдая «Не может быть!», истеричная и несчастная Нина в «Родне» Никиты Михалкова… Что ни роль - открытие. Многие актрисы ее возраста жалуются, что для них нет интересной работы. Крючкова не боится принимать самые неожиданные предложения. И умеет даже из второстепенной роли - тети Песи в «Ликвидации» Сергея Урсуляка - сделать изумруд!

Битва за профессию

Из родного Кишинева вчерашняя школьница Света Крючкова приехала в Москву с твердым намерением поступить в театральный вуз. «Москва!.. Жестокая школа! Искушение, испытание характера, стержня твоего (на слом!). Но тогда еще я этого не знала. Ноги сами привели меня к театральному училищу имени Щепкина. Я увидела огромную толпу молодых, раскованных людей. Некоторые из них поступали не в первый раз и знали многих педагогов. Для поступления надо было прочитать прозу, басню и стихотворение. Я решила рискнуть. Конкурс - 200 человек на место. Все-таки пошла. Прочитала Евтушенко «Бал на Красной площади», спела украинскую песню «Ничь яка мисячна…», станцевала «молдовеняску» (под собственное пение). Прошла все три тура. Впереди - последний, четвертый, когда оставалось два человека на место. Его я провалила. Не взяли. И тут у меня взыграло честолюбие: как же так? Я обошла столько человек - значит, во мне что-то есть! Так пришло окончательное решение: идти только в театральное - и поступить во что бы то ни стало!» Крючкову не приняли ни в Щепкинское, ни в Щукинское училище. Два года девушка оставалась в Москве и, ожидая следующих вступительных экзаменов, работала слесарем-сборщиком на ЗИЛе. И вот - третья попытка… «Когда вышли читать списки принятых, я была в полуобморочном состоянии: моей фамилии не было. 29 фамилий, причем не по алфавиту, я услышала прежде, чем прозвучала последняя, моя. Ведь анкета лежала в самом низу, за меня просто уже не голосовали, так как вопрос о принятии был решен. Я побежала на центральный телеграф, заказала телефонный разговор с домом и, когда услышала мамин голос, закричала на весь телеграф: «Мама, я поступила!».

Студенческое счастье

Сейчас Светлана Крючкова понимает, что судьба счастливо распорядилась, определив ее именно в школу-студию МХАТ. «…Я попала туда, куда должна была попасть - во МХАТ. Эта моя школа была совершенно особенной. И очень строгой. Нам не разрешали краситься, ходить в брюках, девочкам категорически запрещалось курить. Тут я поневоле вспоминаю Георгия Александровича Товстоногова: как-то раз, проходя по коридору ЛГИТМИКа, он увидел двух курящих студенток. Подошел, спросил одну из них: «Актриса?». Девушка утвердительно кивнула. Он взял из ее рук сигарету и выбросил в мусорное ведро. «А вы?» - «Критик», - ответила вторая. «Курите, деточка», - сказал Георгий Александрович и пошел дальше по коридору... В Школе-студии было принято вставать - не только тогда, когда мимо проходил педагог, но даже если это был кто-нибудь из старшекурсников. Здороваться полагалось стоя. Я вспоминаю, как на один из юбилеев БДТ приехал декан кафедры искусствоведения Школы-студии МХАТ Виталий Яковлевич Виленкин. Когда подошла его очередь поздравлять театр (а он сидел в партере), Виталий Яковлевич встал со своего кресла - и на сцене, где сидела вся труппа, непроизвольно встали два мхатовских выпускника: Олег Валерьянович Басилашвили и я. Настолько сильна была привычка!».

Новый поворот

Но надо знать Крючкову. Столицу, работу в знаменитом МХАТе она оставила без сожаления ради большой любви - и вслед за своим мужем, кинооператором Юрием Векслером, переехала в Ленинград! И сразу получила там роль - в не менее знаменитом, чем МХАТ, Большом драматическом театре под руководством Георгия Товстоногова. «Первая роль в БДТ - «Фантазии Фарятьева». Шестнадцатилетняя школьница - некрасивая, закомплексованная, по-детски жестокая - в финале оказывается мудрой, сострадательной и способной любить беззаветно. После моих московских ролей - абсолютно непредсказуемое назначение.

Встреча с кумирами

В кино Светлане Крючковой посчастливилось работать с выдающимися артистами. Евгений Леонов, Алексей Петренко, Михаил Глузский, Михаил Козаков, Олег Табаков, Людмила Гурченко, Лия Ахеджакова... А в фильме «Родня» Никиты Михалкова актриса сыграла наравне с блистательной Нонной Мордюковой, за которой однажды в детстве… подглядывала. «…Огромные толпы нарядных людей шли мимо нашего дома на стадион - там проходили концерты и встречи с известными киноартистами. Однажды приехали Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова. Мы не попали тогда на стадион, но на следующий день кто-то из соседских ребят, запыхавшись, прибежал нам сообщить, что Мордюкова и Тихонов - в центральном универмаге. Сломя голову мы помчались туда и, сгрудившись и не решаясь подойти, с благоговением наблюдали за своими кумирами. Тогда я даже не могла представить, что когда-нибудь Нонна Викторовна будет играть мою маму в «Родне», а я буду ее дочкой. А знаменитый и всеми любимый Вячеслав Васильевич Тихонов станет моим партнером в фильме «Утомленные солнцем».

Самая тяжелая роль

Фильм «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина - одна из последних работ Светланы Крючковой. Где ее… не узнать. Некрасивая, жестокая, несчастная бабушка, которая своей деспотичной любовью душит внука, не подпуская к нему его мать - свою дочь. Фильм, незаметно и нешумно прошедший по экранам кинотеатров, взял несколько престижных наград, все - за игру Светланы Крючковой. Светлана Николаевна признается, что эта работа стоила ей многих душевных и физических сил: актриса после съемок попала в реанимацию… «Я с нетерпением ждала окончания съемок, чтобы освободиться от своей Нины Антоновны. Существовать с таким накалом чувств, держать внутри себя такого человека безумно тяжело. Я сама еле-еле выдержала мощь своей героини и не понимаю, как это выдержали мой муж и сын. Ведь, пока во мне жила эта бабушка, я была совершенно невыносима!». Но… надо знать Крючкову. Она вышла из больницы, собралась с силами - и пошла дальше! - Свой юбилей я отметила творческим вечером «Музыка души» на родной сцене БДТ, - рассказала нам Светлана Николаевна. - Приготовила большую песенную программу для первого отделения, а для второго - русскую поэзию в сочетании с классическими гитарными произведениями.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости