Партия Мастера

Новости

К своему юбилею Александр Градский написал оперу «Мастер и Маргарита»

Александр Градский на 34 года опередил время: вот сейчас бы ему как раз и спеть «Как молоды мы были»! А тогда в устах 26-летнего юноши это, конечно, звучало несколько странно. Но так звучало - что за голос! И за то, как это пелось, ему прощали это возрастное несоответствие. Тем более что молодость - это недостаток, который с годами проходит.
А сейчас, когда Градский отмечает 60-летний юбилей, он с полным правом может спеть и другие строчки той же знаменитой песни: «Ничто на земле не проходит бесследно». Он - лауреат Государственной премии, народный артист России, автор нескольких сотен песен, музыки к кинофильмам и мультфильмам, а также первого рок-балета «Человек». Рок-музыкант - выпускник института имени Гнесиных. Оперный певец - участник третьей известной в Советском Союзе рок-группы «Славяне». Градский - это явление, большая часть нашей музыкальной культуры. С этим не спорят даже те, кто пострадал от его резкого характера и острого языка. Однако он своей славы старается не замечать и гордится, пожалуй, только последней своей работой - рок-оперой «Мастер и Маргарита». Ведь он писал ее 30 лет! В ней участвуют такие известные артисты, как Алексей Петренко, Олег Табаков, Лариса Голубкина, Любовь Казарновская, Геннадий Хазанов, Николай Фоменко и другие. И, конечно же, сам Александр Градский. - Я исполняю сразу четыре партии - Мастера, Иешуа, Воланда и Бегемота, - рассказал нам Александр Борисович. - Я не стремился завершить работу над оперой к своему юбилею, но все так удачно сложилось, что получилось: я сделал себе подарок. Приятный подарок.

Русский рок

Александр Градский занимался музыкой с детства - учился в музыкальной школе по классу скрипки. Какое-то время семья жила в восьмиметровой комнатке московской полуподвальной коммуналки - небогато, но счастливо. Когда Градскому было 14 лет, умерла мама. Отец женился. Саша воспитывался у бабушки. Очень рано он стал взрослым. Свою профессиональную карьеру начал, когда ему исполнилось 16. С друзьями - молодыми музыкантами - он создал свою первую рок-группу «Славяне». Шел 1965 год… - Мы исполняли в основном песни группы «Битлз», - рассказывает Александр Градский. - И постоянно спорили, кто у них главный. Половина группы считала, что Маккартни, половина - что Леннон. Я был за Леннона. И даже подражал ему - носил круглые очки, как у него. Спустя годы Йоко Оно, вдова Леннона, сказала мне, что слышала запись «Imagine» в моем исполнении, и это было для нее сюрпризом… После «Славян» появились «Скоморохи» - Градскому хотелось уйти от иностранного творчества и исполнять свою музыку с русскими текстами. - Моя позиция - если создавать русский рок, то на русской основе. Отсюда ярлык, который на меня навесили, - отец русского рока, - говорит Александр Борисович. - А мое мнение - русского рока не существует. Мы имеем какое-то своеобразное направление, которое нельзя назвать музыкальным, это - социальное движение, которое производит на людей большое впечатление. В особенности - если говорить о лидерах этого движения, таких как Макаревич, Гребенщиков, Цой, Кинчев, Башлачев… Тем не менее «Скоморохи» просуществовали до 80-х годов и наделали много шума - о группе заговорили на Западе. А песни «Скоморохов» стали звучать по всему Советскому Союзу.

Деньги в диване

Чтобы заработать на жизнь, музыканты «Скоморохов» исполняли зарубежные хиты на танцплощадках. Добытые в таких «походах» деньги привозили в квартиру Александра Градского и складывали ему - как главному по бюджету и смотрителю за аппаратурой - в диван. - Когда мы приходили к Градскому домой, он открывал диван и демонстрировал нам нашу казну - потертые рубли, трояки и пятерки… Градский тщательно следил за расходами. И сам, кстати, жил очень экономно, - вспоминает Александр Буйнов. - Один раз в течение года я жил на 25 копеек в день, - рассказывает Александр Борисович. - Это было, когда мы репетировали в Гомельской филармонии в конце 60-х. У нас был рубль на четверых в день. Мы покупали две буханки черного хлеба, томатную пасту и чай. А картошку нам приносили наши поклонницы - они брали ее у своих родителей. И ничего, прожили!

Романс о влюбленных

1973 год стал для Александра Градского особенно значимым: вышла его первая сольная пластинка. И знаменитый режиссер Андрей Кончаловский предложил 23-летнему Градскому написать музыку к своему двухсерийному фильму «Романс о влюбленных». Для молодого композитора такой заказ был великой удачей. А знакомство с Кончаловским началось со скандала. - Андрей пришел в студию в самый неподходящий момент, - вспоминает Градский. - Запись была сложной - накладывали один звук на другой. И вдруг врывается Андрей, при этом дверь жутко скрипит, а значит, наши многочасовые труды - коту под хвост! Я рассердился, наорал и выгнал его… Но Кончаловский не обиделся. И мы начали работать. Фильм вышел, имел успех. - Где-то спустя год ко мне домой приехали представители журнала «Биллборд», - говорит Александр Борисович. - И привезли диплом о присвоении мне этим солидным изданием звания «Звезда года» с формулировкой «За выдающийся вклад в мировую музыку». Написали обо мне несколько строчек. У меня сохранился этот номер…

В команде с Высоцким

А в 26 лет Александр Градский получил предложение от знаменитого композитора Александры Пахмутовой исполнить ее песню «Как молоды мы были». - Она сочла, что я это могу спеть. И мне, молодому, чтобы спеть прочувствованно, пришлось придумывать для себя историю человека в годах… Песня стала хитом. Однако Градский почти пятнадцать лет не исполнял ее... И на то у него была своя веская причина. - В моей жизни появился Владимир Высоцкий, - говорит Александр Борисович. - Мы все работали у одного администратора: «Скоморохи», Высоцкий и Кобзон в паре с Сенчиной. Администратор устраивал всей группе концерты в каком-нибудь городе на восемь дней. Кобзон с Сенчиной выступали два дня по два концерта, я четыре дня - обычно по три-четыре концерта. А Высоцкий не мог работать больше, чем два дня, и давал по пять-шесть концертов в день - 180 тысяч зрителей! Кто сегодня сможет так? Мне хотелось говорить, петь о том, что меня на самом деле волновало, о том, о чем все говорили на кухнях. Высоцкий же мог так! И вот его не стало. Некому высказываться резко. А я к тому времени стал лучше писать стихи. Я уже собирал дворцы спорта, все ждали «Как молоды мы были», а я ее не пел. Мне хотелось, чтобы люди пришли на мой концерт и услышали: «Мы не ждали перемен, и вам их тоже не дождаться. Но надо, братцы, удержаться от пустословия арен и просто самовыражаться, не ожидая перемен…».

Любовь и дети

Свои первые две женитьбы Александр Градский называет опытами любви, но не семьи. Первый брак продлился всего… две недели! Влюбившись во второй раз, он думал - на всю жизнь. Бурный роман у музыканта вспыхнул с известной актрисой Анастасией Вертинской. Чувства кипели так, что однажды, спеша на встречу с Вертинской, Градский попал в аварию! Этот брак продлился три года. - Мне было очень хорошо с Анастасией, - говорит Александр Градский. - Несмотря ни на что, я благодарен ей за то время, что мы были вместе… С третьей женой Ольгой он прожил больше двадцати лет. В этом браке родились его дети - Даниил и Мария. - Как у родителя, у меня совершенно неправильный опыт, - признается Александр Борисович. - Даня и Машка выросли сами по себе. Единственный плюс, который я для себя заметил в этом, - их самостоятельность. Вот недавно курим с дочерью. И моя 23-летняя Мария говорит: «Да, повезло нам… Подружке запрещают после десяти вечера приходить, а у нее молодой человек, он допоздна работает - они не могут сходить в кафе. А вы нам с мамой не запрещали ничего». - «Вот вы такие и выросли, что со мной вообще не считаетесь», - говорю ей. «Ну, - протянула дочь, - это уже побочный эффект… Но главное - мы что хотим, то и делаем!»

Мастер и Марина

a_gradskiyКруглую дату Градский встречает спокойно. Он, как всегда, полон творческих идей и сил. Он занят сейчас строительством своего театра, в этом музыканту помогают московские власти. А еще готовит к выпуску новый альбом. - В 60 лет у некоторых теноров уже не бывает си бемоля, у меня пока есть, поэтому надо записать пластинку оперных арий - или романсов, или неаполитанских песен, - я еще не решил… Творчество Градский всегда ставит на первое место. И не понимает своих коллег, живущих иначе. - На роль Маргариты в опере «Мастер и Маргарита» я делал попытку пригласить Анну Нетребко, а на роль Воланда - Дмитрия Хворостовского. Но не получилось… Я вспоминаю 1988 год, когда мне позвонил композитор и дирижер Евгений Светланов и пригласил исполнить партию Звездочета в опере «Золотой петушок». Для этой работы мне нужно было на полгода отменить гастроли. А гастроли тогда были очень хлебными. Я спросил только, где мне надо быть и во сколько. Здесь я такого ответа не получил… Либо я - не Светланов, либо они - не я… А вот Иосиф Кобзон приехал на запись. Причем в 10 утра у него была процедура, после которой обычно люди неделю не могут ходить, в полдень она закончилась, а в два часа дня он был уже на записи - причем спел блестяще! Вот таким должно быть отношение к работе! И к друзьям. А есть ли у Мастера Градского своя Маргарита? Есть. Ее зовут Марина. Она младше музыканта на 31 год. - Я увидел Марину на улице (как и Мастер свою Маргариту), - рассказывает Градский. - Мы познакомились, и оказалось, что Марина вообще не знала, кто я такой. И ее кайф и ужас состоит в том, что в течение семи лет она постепенно узнает, в какую историю она вляпалась... Обычно резкий и прямой, Градский вдруг засмущался: - Вот смотрите: сейчас она сидит и улыбается мне! Это хороший знак…

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости