Служебный роман Олега Басилашвили

Новости
В свои 75 лет Олег Басилашвили невероятно элегантен и красив. Впрочем, как и все его знаменитые герои - управленец Самохвалов, пианист Громов, чиновник по особым поручениям граф Мерзляев…
- У меня нет любимых ролей в кино, потому что каждая роль - как ребенок, и одну выделить невозможно, - говорит нам Олег Басилашвили. - Но у меня есть любимые режиссеры… С одним из них - Эльдаром Рязановым - у него даже состоялся «Служебный роман». А потом знаменитый режиссер дал любимому актеру одну страшную расписку, в которой обещал… Но об этом - чуть ниже…

Фото на снегу

o_basilashvili- Впервые я увидел Олега в спектакле «Мольер», который поставил Сергей Юрский в БДТ, - рассказывает нам Эльдар Рязанов. - Юрский играл Мольера, а Басилашвили - Людовика XIV, короля-Солнце. Играл блистательно! После спектакля я зашел поздороваться с Юрским в грим-уборную - она была у них с Басилашвили общая. Я сказал тогда Олегу: «Я не понимаю, почему я не снимаю вас в своих картинах?» - «Я тоже этого не понимаю», - ответил Олег. Так началась наша дружба. Сразу после этого я пригласил его в картину «Ирония судьбы, или C легким паром» на роль Ипполита… Однако сыграть в новогоднем кинохите Рязанова у Басилашвили не получилось. - У Олега умер отец, - говорит Эльдар Рязанов. - И следом - еще одна беда: умер актер БДТ Ефим Копелян. В репертуаре театра начались перестановки, и Басилашвили оказался загружен под завязку. Мы снимали новогоднюю историю ранней весной, и я понял: чтобы захватить «зимнюю натуру», придется снимать другого актера. И роль Ипполита блистательно сыграл Юрий Яковлев. Правда, в «Иронии судьбы» Олег Валерианович все-таки появляется - в маленьком эпизоде. - Когда Олега утвердили на роль Ипполита, его сразу же сфотографировали для эпизода, где Лукашин выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а Надя фото поднимает. Мы отсняли этот эпизод с портретом Басилашвили! Мы же не знали, что его не будет в картине. И этот эпизод так и вошел в фильм. На общем плане «ляпсуса» не видно, но если увеличить изображение - увидите прекрасного Басилашвили…

Обаятельный мерзавец

- Но я сохранил память о Басилашвили - у него была замечательная проба - и пригласил его в «Служебный роман», - рассказывает Эльдар Рязанов. - Самохвалов - баловень судьбы: он приехал из-за границы - такой импозантный, элегантный - у него везде свои люди, у него красавица жена… Но здесь важна степень карикатурности образа. Олег - артист разносторонний. И в его исполнении карикатурность карьериста еле-еле заметна. Это говорит о том, что он - большой мастер. Другой артист на его месте показал бы такого мерзавца, на лице которого было бы написано: «Я - негодяй». А Басилашвили показал мерзавца, которого не так просто раскусить…

Та самая расписка

Эльдар Рязанов хотел снимать любимого артиста и в следующей своей картине - «Гараж». Однако ленинградец Олег Басилашвили опять был привязан к театру и не смог сниматься в Москве. Зато следующая работа Рязанова начиналась именно с Басилашвили - роль графа Мерзляева в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» режиссер писал для Олега Валериановича. Рязанов предложил Басилашвили сыграть влиятельного интригана. Актер даже тогда в шутку обиделся на режиссера - мол, все время мне предлагаешь играть мерзавцев… - На премьере фильма «О бедном гусаре замолвите слово» я расчувствовался, - вспоминает Эльдар Рязанов. - Посмотрел, как хорошо играет Олег, и взял да и написал ему расписку, что буду снимать его в каждой картине. Потом я задумал «Вокзал для двоих». И помню, шел по коридору «Мосфильма», а навстречу мне - Олег. Я ему говорю: «Ты знаешь, Олег, боюсь, я предложу тебе одну работу в новой картине». А он заявляет: «А ты не бойся. У меня есть твоя расписка, и я точно знаю, что ты будешь снимать меня». Мы, конечно, рассмеялись… Во всех моих дальнейших решениях не расписка имела силу, а талант Олега.

Любовь с Гурченко

В «Вокзале для двоих» актер блестяще сыграл пианиста Платона Громова, который готовится взять на себя вину жены и отправиться в тюрьму отбывать наказание. На вокзале он встречает официантку Веру. Ее сыграла неподражаемая Людмила Гурченко. После говорили, что Гурченко и Басилашвили конфликтовали на площадке. Ничего подобного! - Об Олеге Валериановиче я могу говорить бесконечно, - говорит нам Людмила Марковна. - Именно так - об Олеге Валериановиче. В фильме «Вокзал для двоих» мы сыграли любовь с большой буквы. Это чувство пришло к нашим героям впервые в жизни, а у каждого эта жизнь прошла непросто и ох, как невесело. Сыграли большую любовь, а на «ты» так и не перешли! Меня навсегда поразил такой редкий дар - уметь держать дистанцию и меняться, оставаясь самим собой. Как точно нас соединил Эльдар Рязанов! Мне так нужно было услышать от героя, которого играл Олег Валерианович: «Вера! Вы - прекрасны!» От Веры я скажу вам, Олег Валерианович: «Спасибо, дорогой! Мне таких слов никто никогда не говорил».

Воланд

Олег Басилашвили не только не боится играть негодяев и изменников, но даже роль предводителя темных сил Воланда в «Мастере и Маргарите» не смутила актера. - Когда люди говорят о какой-то мистике в их жизни, связанной с участием в фильме «Мастер и Маргарита» - пленки исчезли или что-то другое - это пиар, - говорит Олег Валерианович. - Ведь гениальное произведение Булгакова не связано с библейской историей. Михаил Афанасьевич заранее говорит, что Иешуа - не Иисус Христос, отец его не плотник, а сириец. И Воланд - не сатана, он помогает творить добро, карая зло. Другое дело, что в фильме нельзя объять все, что написано в книге. Но мистики в этом нет. И я ничего не боялся. Единственное, что сделал - так это, будучи в Киеве, пошел в Киево-Печерскую Лавру, чтобы получить благословение на работу в фильме «Мастер и Маргарита». Но дверь в восстановленную церковь была закрыта. Пошел в другую - там тоже заперто… Тут ко мне подходит служитель храма и говорит: «А вы не хотите нашу новую церковь посмотреть?» - «Так она же закрыта» - «Ну, пойдемте, посмотрим». Мы подходим к этой закрытой двери, у которой я уже стоял - и вдруг она распахивается! Я посчитал это благим знаком.

Чужой марафон

Режиссер Георгий Данелия долго искал актера на роль талантливого, но бесхарактерного современника, который мечется между женой и любовницей, страдая сам и заставляя их страдать вместе с ним. - Андрей Бузыкин - человек, который боится сделать кому-то неприятное, который не может ни на что решиться, и от этого всем становится только хуже, - рассказывает Георгий Данелия. - И Басилашвили в роли этого человека я не представлял - он мне казался властным и уверенным в себе. И тут помог случай: как-то я подвез Олега на своей машине - и вдруг увидел другого Басилашвили: кепка набок, улицу не может перейти, какой-то растерянный - в общем, самый настоящий Бузыкин… И он блестяще сыграл эту роль! Правда, когда мы озвучивали картину, очень расстраивался - во всех сценах наш герой как бы не на первом плане - жена - Гундарева, любовница - Неелова, сокурсница - Волчек, сосед - Леонов, а Бузыкин - Басилашвили вроде бы в тени… А я ему говорил: «Олег, эти люди появились и исчезли, а ты все время в кадре. Ведь первая линия все равно за тобой!» И, к счастью, он это потом увидел и уже не ревновал к другим актерам… Бузыкин стал именем нарицательным, «Осенний марафон» прозвали первым фильмом мужских ужасов, а на кинофестивале в Сан-Себастьяне он получил главный приз.

Семья

Во время работы над фильмом «Осенний марафон» у Олега Басилашвили была одна сложность. Он не понимал, почему его герой так мучается. А все потому, что сам Басилашвили никогда не был на месте Бузыкина… В жизни он - верный муж и примерный семьянин. Познакомившись с красавицей журналисткой Галиной Мшанской, Басилашвили не стал упускать случая. Он настойчиво ухаживал за девушкой, вокруг которой всегда была толпа поклонников. И добился ее расположения. Их дочери Ольга и Ксения пошли по стопам матери. Ольга работает на петербургском телевидении, а Ксения - на радио «Эхо Москвы». В этом году Ксения подарила родителям первую внучку. - В моей жизни появилось новое существо, которое что-то требует. Оно требует! Давай, давай! - с нежностью говорит Олег Басилашвили. - Ей уже восьмой месяц пошел. Мы сейчас всей семьей живем на даче под Петербургом. Я гуляю с внучкой, разговариваю с ней. Это счастье!

Юбилей

Свой юбилей он хотел бы провести в кругу родных людей, которых он так любит и ради которых так много работает. - Но - не получится! - вздыхает Олег Валерианович. - Как я ни просил дирекцию театра освободить меня в день рождения от спектакля - который, кстати, пройдет в Москве - ко мне не прислушались! Посчитали, что встреча со зрителем будет мне подарком. А мне бы хотелось в этот день сходить на могилы своих родителей, а вечером - собраться в семейном кругу… Я ненавижу эти высокопарные речи, которые принято произносить в юбилеи! Я же понимаю, что люди вынуждены говорить мне приятные вещи - ну, не скажут ведь они мне: «Ты - подлец, ты - плохой артист». Есть в торжественности аура фальши, всеобщего напряжения… А я не хочу этого!

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости