Панкратов больше не Черный

Новости
Сначала он был просто Саша Панкратов, студент ВГИКа. Потом, когда выяснилось, что Саша Панкратов на курсе уже есть - взял себе приставку «Черный». Объяснять ее происхождение тогда было не нужно: Саша был жгучим брюнетом.
- Это сейчас я совсем седой, практически - «белый». Но совсем не поумнел с годами - а порой кажется, что даже поглупел! - в шутку критикует себя юбиляр (28 июня Александру Васильевичу исполнилось 60 лет). И хотя прожитые годы посягают на его псевдоним «со смыслом» - главное у него не отнять: чувство юмора и любовь к жизни, какой бы она ни была. А для Саши Панкратова, выходца из семьи ссыльных, она была разной, эта жизнь - и черной, и белой… Вот только скучной и неинтересной не была никогда. - Планов - громадье! И в спектакле хочется сыграть, и фильм снять, и новый сборник стихов выпустить. Я всегда смотрю вперед! - говорит мэтр российского кино.

Добрые люди

Актером Александр Панкратов-Черный стал вопреки воле матери Агриппины Яковлевны. - В нашем роду все мужики - военные. Мы же казаки: Гузевы, Токаревы. Фамилия Панкратов досталась мне от первого мужа мамы - она ее оставила, боясь репрессий: казачество тогда истребляли нещадно, - рассказывает Александр Васильевич. - И меня мама заставляла подать документы в военно-техническое училище, чтобы я продолжил династию. А я был творческим мальчиком - стихи писал, любил читать художественную литературу и мечтал делать кино... Мы жили в глухой алтайской деревне, куда сослали моего деда, Якова Трофимовича - царского офицера. В этой деревне не было ни света, ни радио. Зато два раза в месяц приезжала кинопередвижка - я с детства смотрел фильмы, так в кино и влюбился… Осуществить несбыточную мечту помогли случай и любящая Сашу сестра. - Мама уехала в Северный Казахстан навестить брата - он приболел тогда серьезно, - рассказывает Александр Васильевич. - Сестра Зиночка достала все деньги, которые у нас были, вручила их мне и говорит: «Сашка, беги в артисты, пока мамы дома нет!». И я поехал. Один - на поезде через всю страну. Было страшно. Но ничего - добрался как-то до города Горького. Мне на добрых людей везло - всегда кто-то помогал. Тринадцатилетний худенький веснушчатый мальчишка очаровал приемную комиссию Горьковского театрального училища. На экзамене он читал стихотворение «Буря мглою небо кроет» - с алтайским говором. И члены комиссии покатывались со смеху - драматичное по характеру произведение прозвучало как веселая скороговорка. Кстати, это же стихотворение читал при поступлении в это же училище Евгений Евстигнеев. И потом, когда судьба свела мэтра с молодым Панкратовым-Черным на съемочной площадке фильма «Зимний вечер в Гаграх», Евстигнеев говорил ему: «Помни, Сашка: мы с тобой из одного гнезда!» Студенческие годы, которые принято называть веселыми, были для Панкратова-Черного, как и вся его жизнь, - в черно-белую полоску. Он занимался любимым делом, но при этом терпел нужду. Стипендии не хватало, а семья помочь будущему артисту особо не могла. От мамы каждую неделю приходила посылка, в ней - кусочек сала, несколько картофелин и большое доброе письмо. Местная шпана, заприметив парнишку, бегающего с почты со свертками, однажды напала на него - избила и посылку отобрала. А когда хулиганы увидели, каким «богатством» завладели, - постучались в дверь и вернули «награбленное». - Трудное было время - меня и педагоги порой подкармливали, - вспоминает актер…

Шутники

Как бы ни было трудно, но Панкратов-Черный не сдавался. И сам никогда не унывал, и другим не давал. А чтобы держать себя и друзей «в тонусе», любил устраивать розыгрыши. - Мы с товарищами вчетвером снимали комнату, - рассказывает Александр Васильевич. - И вот как-то заигрались в преферанс до рассвета. Один из товарищей - не буду называть его имени, он сейчас очень известный человек - не выдержал, лег спать. А мы решили подшутить. Завесили окно одеялом - чтобы стало темно, как ночью. Сели за стол - и будто играем: «У меня «черви»!» - «И у меня «черви»!» Он проснулся - и как закричит: «Ребята! Я ослеп! Я вас не вижу!» Мы давай смеяться! А потом - плакать… Товарищ был мастером спорта по боксу и вынес нас на кулаках из комнаты - в одних трусах на сорокаградусный мороз… Панкратов-Черный, став солидным и уважаемым человеком и знаменитым актером, не утратил мальчишеского азарта и задора. - Как-то мы разыграли Володю Грамматикова, - вспоминает Александр Васильевич. - Одно время в нашей стране была очень популярна финская мебель, все старались ее достать, потому что просто купить ее в магазине было невозможно. А жена Володи «пилила» его: достань да достань! Он под таким напором как-то ухитрился раздобыть финский гарнитур. Приходит довольный: «Мужики, поздравьте меня - я достал финскую мебель!». Мы поздравляем его - и тут же даем объявление в газету: «Продается финский гарнитур» - и телефон Володи. Вся Москва начала звонить в квартиру Грамматикова! Жена за голову схватилась: кому же Володя так задолжал, что мебель продает? Он нам потом долго припоминал эту историю!

Месть

В 1983 году вышел фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза». Картина имела оглушительный успех. И молодой актер Панкратов-Черный, сыгравший музыканта Степана, в один день стал любимым и популярным актером. - Вскоре мне позвонили, и милый женский голос говорит: «Вы Панкратов-Черный?» - «Я», - говорю. - «От Совета экономической взаимопомощи вы едете в Японию представлять фильм «Мы из джаза», Карен Шахназаров выделяет нам копию фильма - ее и повезете. Ждите звонка в ноябре». И дает номер телефона, чтобы я убедился, что это из СЭВ звонили. Я, конечно же, звоню, и мне подтверждают: «Да, это СЭВ». Прихожу на «Мосфильм», рассказываю Карену и другим: мол, так и так - еду в Японию! Они меня поздравляют. И начинают делать заказы: кому что нужно привезти из капстраны. А тогда валюту в командировки давали мало. Я им сразу сказал: «Много не заказывайте - у меня денег мало». Жена моя Юлия список дома составила, что нужно купить в Японии. Я назанимал денег, еще приобрел валюту. Жду. Наступает ноябрь - тишина. Что такое? Звоню в СЭВ. «Здравствуйте, я Панкратов-Черный». - «Очень приятно. А кто вы такой?» - «Как? Я же в Японию от вас еду - представлять картину «Мы из джаза». - «Какая Япония? Какой джаз?» И тут я понимаю: меня разыграли! Впервые! И так изощренно! Как я смеялся! И Карен с товарищами тоже смеялся…

Аист летит

Веселый нрав Панкратова-Черного режиссеры любили и эксплуатировали. Александр Васильевич блистательно сыграл в комедиях «Артистка из Грибова», «Бабник», «Трам-тарарам, или бухты-барахты», «Продается дача»… А самая яркая актерская работа Александра Васильевича - в фильме «Где находится нофелет?». Здесь актер блистательно сыграл молодого мужчину, который ищет невесту стеснительному родственнику (его сыграл Владимир Меньшов). Причем, «клеят» они девушек прямо на московских улицах. - Некоторые эпизоды этого фильма мы сначала снимали на скрытую камеру - выходили на улицу и «кадрили» девушек, - рассказывает Александр Васильевич. - А потом эти же ситуации играли на съемочной площадке. Некоторые забавные эпизоды вошли в фильм. Например, тот, где мы пристаем к девушке - и вдруг выходит такой амбал: «Я вам покажу, где находится нофелет!». Это была реальная ситуация - здоровяк нас чуть не побил за то, что мы его девушку донимали этим «нофелетом»!.. В кино Александру Васильевичу не раз приходилось играть покорителей женских сердец - ему шел этот легкий и немного безответственный образ. Актерская судьба свела Панратова-Черного и еще одного любимчика женщин - Александра Абдулова - на съемках картины «За прекрасных дам!» - Мы с Сашкой хохмили постоянно! - вспоминает Александр Васильевич. - А что делать: нас двое, а прекрасных дам - аж пять! Саша каждый день приносил бутылку коньяка «Белый аист», и я - такую же. Это было необходимо: действие фильма происходит на фоне щедрого застолья. А девчонки - ими Ирочка Розанова тогда руководила - встречали нас песней: «Белый аист лети-и-ит…». Девчонки обожали нас, а мы - их… Замечательно проходили съемки!

От стэпа до «Палаты № 6»

И все же любимый фильм Александра Панкратова-Черного - «Зимний вечер в Гаграх». - У моего героя в этой картине непростой характер, поэтому было интересно работать, - рассказывает Александр Васильевич. - А потом, это же такое счастье: работать рядом с Евгением Евстигнеевым. Многих интересных нюансов и острых моментов в этом фильме не было бы, не будь в нем Евстигнеева - он как-то всех настраивал на нужный лад. А потом - я ведь не стэпист, не музыкальный человек, и Евгений Александрович с режиссером Кареном Шахназаровым многое мне подсказывали. У Карена на площадке всегда царит творческая атмосфера, что мне тоже очень нравится. Мы 20 лет не работали вместе после тех картин - «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер». И вот сейчас на Московском международном кинофестивале Карен представил свой новый фильм «Палата № 6», где я играю одного из главных героев - почтового служащего Михаила Аверьяновича. Я снова получил огромное удовольствие от работы с Шахназаровым. И в то же время - пришлось напрячь все свои творческие силы, потому что уже отупел от проходных ролей! «Палата № 6» - давнишний замысел Карена. Он хотел делать его с Марчелло Мастроянни в главной роли, но итальянцы требовали, чтобы действие происходило в чеховское время, а Карен хотел показать современность. И он прав! Зритель сможет убедиться - как убедился и я - что Чехов всегда современен!

Арбузы

Александр Панкратов-Черный брался и самостоятельно снимать серьезное кино - на экраны вышли его картины «Система «Ниппель», «Взрослый сын»… Их было бы больше. Но ходу режиссеру Панкратову-Черному не давали. - Чиновники Госкино не любили меня и просто издевались, - говорит Александр Васильевич. - Мне запрещали работать с конкретными сценариями, а потом я узнавал, что моим товарищам разрешали снимать по ним фильмы! Они хотели столкнуть нас лбами. Тяжело вспоминаю то время… Но я не терялся - чтобы не сидеть без работы, пошел в ассистенты режиссера. У меня ведь не только режиссерское образование, но и бесценный опыт работы с Андроном Кончаловским в «Сибириаде». Это был мой дебют в кино с эпизодической ролью. Но Андрон доверял мне и ассистентскую работу. А я тем временем видел, как он работает - как организует производство фильма, как разговаривает с творческой группой… Потом уже Андрон доверял мне и репетиции с актерами. Он очень образованный, эрудированный человек, а главное - философ. Я у него многому научился! Нередко друзья помогали с актерской работой и самому Панкратову-Черному. - Я - ветеран юмористического киножурнала «Фитиль». Элем Климов - спасибо ему - специально писал сценарии, чтобы только Панкратов снимался… Во времена творческих простоев Александру Васильевичу пришлось освоить и рабочие профессии. - Я не чурался никакой работы, - говорит он. - И сейчас не чураюсь. Я вагоны с арбузами разгружал в Московском порту. Грузчики меня узнавали - автографы просили, спрашивали, что я среди них делаю… А я, чтобы никого не смущать, говорил, что репетирую новую роль - учусь арбузы ловить…

Театр

Сейчас Александр Панкратов-Черный разрывается между Москвой, где он живет с женой Юлией и где живут его сын Владимир и невестка Ольга, и Санкт-Петербургом, где актер играет в спектакле «Любовь не картошка - не выбросишь в окошко». И репетирует новую постановку «Чего-чего, а этого нам хватает». - В этом спектакле я играю бомжа, который помогает новому русскому выжить из квартиры двух бабушек-блокадниц, - рассказывает Александр Васильевич. - 38 лет я не выходил на театральную сцену. И сейчас очень жалею, что потерял это время. Все считал, что раз посвятил себя кино - не надо сворачивать с этого пути. А ведь театр раскрепощает. Может быть, я бы и роли в кино сыграл лучше, имея театральную практику… Несмотря на экранный образ балагура, острослова и добряка, Александр Панкратов-Черный в жизни бывает очень жестким. - Особенно когда Панкратов работает, к нему лучше не подходить, - говорит жена актера Юлия Владимировна. - Он - большой трудоголик! - Для некоторых я не очень удобен: я - требовательный, - признается Александр Васильевич. - Не люблю бездельников - тех, кто равнодушно относится к делу, которым занимается…

Семья

Выбранному раз и навсегда любимому делу Панкратов-Черный посвящал и посвящает себя полностью. Он и актер, и режиссер, и даже поэт. Возможно, страсть к работе отвлекала его от создания настоящей семьи. И лишь после двух неудачных браков (с актрисами Ириной Семиклетовой и Вероникой Изотовой, в которых у Александра Васильевича родились дочери - Светлана и Ирина) он встретил настоящую любовь и жену от Бога. Это Юлия Монахова - дочка знаменитого кинооператора Владимира Монахова. Вместе они уже больше тридцати лет. Родители Юли не сразу приняли зятя-актера. Но жизнь сама расставила все по местам. Юлия Владимировна и Александр Васильевич воспитали сына Владимира. Он, как и родители, творческая натура - учился на журфаке, потом - в эстрадно-цирковом училище, недавно окончил ГИТИС. А сейчас Владимир учится на режиссерском факультете ВГИКа и руководит своей рок-группой «Red Hot Barbeku». О самых близких и любимых Александр Васильевич не любит говорить. Боится нарушить отвоеванное у судьбы семейное благополучие. - Юля - мой ангел-хранитель, администратор и секретарь, - говорит Александр Панкратов-Черный. - И если бы не она - не было бы у нас такого замечательного сына. Теперь у меня есть надежный тыл. И это мне помогает писать стихи и создавать новые роли… Поэтому предупреждаю своих поклонников, друзей и недругов: Панкратов-Черный еще долго не оставит вас в покое!

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости