КТО БЫЛ - НЕ ЗАБУДЕТ

Новости
Многие известные люди республики в юности отдали свой воинский долг Родине
В минувший понедельник наша страна отмечала День защитника Отечества. Для российских мужиков это, безусловно, самый любимый праздник. Отнюдь не только потому, что в этот день они освобождаются от всех домашних хлопот, с чувством собственного достоинства перекладывая их на хрупкие женские плечи. Просто 23 февраля - это еще и день воспоминаний. Чертовски приятно за рюмкой водки перелистывать страницы дембельского альбома и вспоминать, как учился наматывать портянки, как, стоя на плацу, произносил слова Военной Присяги (их наверняка помнит каждый служивший), как первый раз заступал в караул и т.д. Воспоминаний о службе у каждого мужчины хоть отбавляй. Вот мы в редакции и подумали: а почему бы не предоставить мордовским защитникам Отечества возможность вспомнить все вместе с нами и нашими читателями.
Справка «ВС» В разное время проходили службу в Вооруженных силах многие представители республиканской политической элиты. Так, министр здравоохранения Мордовии Рафаил Аширов с 1969 по 1971 г. являлся врачом воинской части Северо-Кавказского военного округа. Министр физической культуры, спорта и туризма РМ Владимир Киреев проходил службу в Латвийской ССР. Стояли в армейском строю и первый заместитель Председателя Правительства - министр финансов Мордовии Николай Петрушкин и заместитель Председателя Правительства РМ Михаил Сезганов. Служили и председатель Государственного комитета имущественных и земельных отношений РМ Иван Абрамов, а также начальник государственной жилищной инспекции РМ Владимир Рыбкин. Военную Присягу давал председатель Государственного комитета РМ по делам юстиции Михаил Денисов. Нуйкин был разведчиком

[caption id="attachment_118" align="alignleft" width="220" caption="Юрий Нуйкин (на фото - слева)"]Юрий Нуйкин (на фото - слева)[/caption] К примеру, руководителя мордовского управления Федеральной миграционной службы Юрия Нуйкина волны армейской памяти уносят в небольшой белорусский городок Барановичи. Именно здесь будущий борец с нелегалами отдавал долг Родине. - Меня призвали в армию в 1975 году, - вспоминает Юрий Аркадьевич. - Сначала я попал в учебку в Пензенскую область. А через шесть месяцев был направлен в часть противовоздушной обороны в Белоруссию.

Как признается Юрий Нуйкин, служба ему нравилась и давалась легко. В ту пору основой арсенала частей ПВО армии СССР был комплекс противовоздушной обороны «Круг». Правда, непосредственного отношения к нему Юрий Нуйкин не имел. Зато он с чистой совестью может отнести себя к элите вооруженных сил. Дело в том, что сержант Нуйкин был командиром отделения разведчиков, а эта профессия в армии одна из самых уважаемых.

- Служба мне дала очень многое, - говорит начальник УФМС РФ по РМ. - Можно сказать, что именно она сделала меня человеком. В армии я приобрел первые навыки руководителя и просто мужчины, способного отвечать не только за свои поступки, но и за действия своих подчиненных.

Голованов матросил на Камчатке

[caption id="attachment_122" align="alignright" width="220" caption="Олег Голованов (на фото - крайний слева)"]Олег Голованов (на фото - крайний слева): «Ни разу в жизни мне не пришлось пожалеть о том, что в юности я не стал косить от службы»[/caption] Приморье, Курильские острова, Камчатка - вот лишь неполный перечень регионов, в которых за три года успел побывать матрос Голованов. Правда, матросом он был не так долго. Вскоре после начала службы ему было присвоено звание старшины второй статьи. Это морской аналог младшего сержанта в сухопутных войсках. Ну а увольнялся Олег Голованов уже в звании главного старшины.

- Ни разу в жизни мне не пришлось пожалеть о том, что в юности я не стал, как сейчас принято говорить, косить от службы, - с гордостью рассказывает Олег Голованов. - В те годы на человека, не служившего в армии, смотрели, как на неполноценного. К тому же идеологическое и патриотическое воспитание молодежи тех лет было не в пример сегодняшнему.

Кандаев охранял общественный порядок

Под словами Олега Голованова легко может подписаться и начальник республиканской ветеринарной службы Алексей Кандаев.

- Тогда мы действительно были патриотами своей страны, - говорит главный ветеринар Мордовии. - И молодежь тогда совсем иначе смотрела на службу в армии. Этим просто гордились.

На службу Алексей Кандаев был призван ровно сорок лет назад, в 1969 году. Служить попал в Алтайский край во внутренние войска. Два года он носил милицейский мундир.

- Нашей основной задачей было обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий, - вспоминает Алексей Кандаев. - Не сказать, что было очень романтично, но служба есть служба.

Варсонофий был танкистом

[caption id="attachment_126" align="alignleft" width="148" caption="Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий"]Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий[/caption]Архиепископу Саранскому и Мордовскому Варсонофию выпала честь проходить военную службу за пределами горячо любимой одной шестой суши. Два года он крепил рубежи Родины на дальних подступах - в группе советских войск в Германии. Был танкистом. Международная обстановка в те годы была очень сложной. Однако советские танки в центре Европы остудили не одну горячую голову в правительствах капиталистических государств.

- Нам, молодым тогда ребятам было очень приятно осознавать свою причастность к армии такой великой страны, какой был СССР, - рассказывал позже Владыка Варсонофий. – Мы очень гордились тем, что служим. Иначе в те времена и быть не могло.

В Германии же служил срочную и будущий руководитель республиканского МВД и службы судебных приставов Петр Долгачев. Судя по тому, что в будущем он дослужился до генеральских лампасов, солдатом он был неплохим. Ведь недаром старая армейская поговорка гласит, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

Тиньгаев был ракетчиком

[caption id="attachment_129" align="alignright" width="220" caption="Виктор Тиньгаев (на фото - в нижнем ряду слева)"]Виктор Тиньгаев (на фото - в нижнем ряду слева)[/caption]Сейчас о своей службе директор Музыкального театра имени Яушева Виктор Тиньгаев рассказывает с удовольствием. А вот еще пару десятков лет назад он на все вопросы неопределенно пожимал плечами.

- Просто при увольнении в запас с нас брали подписку о неразглашении, - говорит Виктор Тиньгаев.

В 1977 году будущий руководитель театра был призван в ракетные войска стратегического назначения на Южный Урал.

- Ракеты с ядерными боеголовками, находившиеся в нашей части, были нацелены на все капиталистические государства, - вспоминает Виктор Тиньгаев. - Базировались они в шахтах под сорокапятитонным щитом. И по своим боевым качествам заметно превосходили ядерные арсеналы нашего потенциального противника США. Время полета нашей ракеты было на несколько минут меньше, чем ракеты, которую могли выпустить по СССР американцы. Достаточно было одной команды из Москвы, чтобы мы могли стереть с лица земли и Вашингтон, и Нью-Йорк, и еще много чего. Они это прекрасно понимали, и потому боялись. И все время стремились ликвидировать наш ядерный арсенал. Для этого использовались разные методы. Успех им принесла политика. Когда к власти в Советском Союзе пришел Михаил Горбачев, наши ракеты попросту уничтожили. У меня тогда сердце кровью обливалось. Да и не только у меня.

Но в те годы, когда служил Виктор Тиньгаев, никто и не помышлял об уничтожении ракет.

- Наша часть была секретной, поэтому солдатам даже лишний раз сфотографироваться не разрешали, - продолжает директор театра. - Помню, один раз нам командиры разрешили это сделать после того, как мы показали отличные результаты в стрельбе из автомата.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости