Чемпионат мира еще продолжается, но уже можно подвести предварительные итоги. На пресс-конференции руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова и его заместителя Алексея Конюшкова речь шла о туристах и туризме.
Цифры чемпионата мира
- Хотелось бы сказать о том, что мы сегодня собрались не для подведения итогов чемпионата мира - он у нас продолжается, активно идёт, - сказал Олег Сафонов. - Он очень радует замечательным футболом, каждый матч имеет просто шедевральный характер. Поэтому мы не подводим итоги. Мы просто говорим о тех, может быть, предварительных моментах, которые считаем важным озвучить. Суммарно города чемпионата мира на данный момент приняли более 5 млн туристов. У нас есть, конечно же, распределение по городам. Я хотел бы сказать, что основную, львиную, долю туристов приняла Москва - больше 2 млн 700 тыс. человек, Санкт-Петербург - более 600 тысяч, Сочи - более 500 тысяч.
Хотелось бы также назвать относительные данные, которые могут быть интересны. И они важны. Прирост числа туристов в городах-организаторах чемпионата мира составил от 19% (это имеет отношение к Москве) до 1678% (в данном случае мы говорим о Саранске), в среднем - 74%.
Количество иностранных туристов в 11 городах чемпионата мира в июне по предварительным оценкам составило 2,9 млн человек. Прирост к июню прошлого года составил от 20% в Санкт-Петербурге до 235 раз (не процентов) в городе Саранске. В Калининграде, Екатеринбурге въездной турпоток в нынешнем июне вырос в 10 раз по отношению к прошлогоднему показателю, в Волгограде - в 15 раз. В других городах чемпионата мира отмечен рост числа иностранных туристов в среднем в 1,5-2 раза. Средняя загрузка отелей составила от 70% (город Волгоград) до 94% в городе Москве. В дни матчей она возрастала в Саранске до 100%, в Москве - до 98%, в Екатеринбурге и Калининграде - до 97%. По отношению к прошлогоднему показателю загрузка отелей в период чемпионата мира в городах-организаторах выросла в 2-3 раза.
Мы видим действительно колоссальный поток иностранных туристов. Мы этому потоку очень рады. К нам приехали гости более чем из 100 стран. Люди приезжают колоритные, интересные, в своих национальных одеждах, и, конечно, мы этому очень рады.
Наследие
- Наследие чемпионата для нашей страны колоссальное. Мы прекрасно с вами понимаем, что аудитория чемпионата мира по всему миру - это миллиарды болельщиков, телезрителей, которые с удовольствием наблюдают матчи, проходящие в нашей стране. Естественно, огромное количество и телевизионных сюжетов, и публикаций в различных средствах массовой информации - от газет, журналов до электронных средств массовой информации. Поэтому информационное продвижение нашей страны как объекта отдыха очень велико.
Мы видим приезд большого количества болельщиков, которые в своих сообщениях в средствах массовой информации публикуют снимки, описывают гостеприимство, доброту наших людей, нашу страну как прекрасное место отдыха и путешествий. Многие болельщики хотели бы попутешествовать по нашей стране и вернуться после проведения чемпионата мира. Поэтому мы считаем, что турпоток в нашу страну после проведения чемпионата мира может серьёзным образом возрасти. По предварительным оценкам этот рост может составить от 14 до 18%. Но даже если мы увидим рост на 10%, я считаю, это будет очень хорошим показателем. Поэтому мы ожидаем серьёзного постчемпионатного наследия с точки зрения увеличения въездного туристского потока. Мы уже можем со всей основательностью констатировать, что проведение чемпионата мира создало серьёзную высококачественную туристскую инфраструктуру, которая, естественно, будет активно использоваться туристами нашей страны при путешествии по Российской Федерации.
Несколько моментов относительно транспортной инфраструктуры, транспортной доступности. Мы с вами знаем о том, что при подготовке к проведению чемпионата мира были реконструированы и построены аэропорты в разных городах проведения чемпионата. Открылись возможности расширения сети авиамаршрутов и увеличения турпотоков благодаря реконструкции аэропортов в Волгограде, Калининграде, Саранске. До недавнего времени, коллеги, в Саранск можно было добраться, только пользуясь услугами железнодорожного транспорта. А теперь там открыт очень хороший аэропорт, летает авиакомпания «Победа», которая входит в группу «Аэрофлот».
Доходы чемпионата мира
- Когда говорим о туризме, мы говорим о том, какое влияние оказывает развитие всех сегментов туризма на экономику нашей страны. Как влияет чемпионата мира на экономику, собственно, какой доход будет получен? В данном случае мы, наверное, должны отталкиваться от серьёзных известных оценок, которые звучали. В частности, была оценка очень авторитетной компании McKinsey, они предполагают, что доход будет получен на уровне 15 млрд долларов. Что действительно представляет собой очень серьёзную цифру и превышает доходы, которые были ранее получены от чемпионатов мира в других странах. Я могу привести пример. В Бразилии такой эффект оценивался в 14 млрд долларов (это 0,6 ВВП), в Германии - 12 млрд долларов, в Южной Африке - 7 млрд. Поэтому, если эти оценки верные, наша страна получит доход больший, нежели в тех странах, где ранее проводился чемпионат мира.
Курьезы чемпионата
- Я озвучу несколько курьезных случаев, - говорит Олег Сафонов. - Например, китайские туристы приехали в нашу страну, но они несколько перепутали Мордовский государственный университет с Московским государственным университетом. Получилось так, что билеты у них были на матч в Саранске, а они находились в Москве. Естественно, мы оперативно включились в эту работу, помогли нашим друзьям китайским. Много было таких смешных недоразумений. У нас есть Великий Новгород, есть Нижний Новгород. Есть Ростов Великий, есть Ростов-на-Дону, мы понимаем эти нюансы, для нас это всё понятно. Один болельщик вместо Нижнего Новгорода приехал в Великий Новгород. Хотелось бы отметить, что он был очень тепло принят, посмотрел футбол, к сожалению, не на стадионе, а любовался игрой на большой плазме, но при этом был накормлен, размещён и окружён вниманием. Потом его, естественно, посадили и отправили по месту назначения. Всё хорошо, никто никого не бросает. Люди у нас очень доброжелательные, добрые, всегда готовы помочь. Вы знаете, мы народ очень гостеприимный и всегда рады гостям. Были действительно такие накладки, смешные истории с размещением болельщиков. Да, курьёзы бывают, но эти курьёзы придают определённый шарм, они показывают доброжелательность нашей страны, наших людей.
Чем порадовал иностранных гостей Саранск?
- На самом деле Саранск мы все очень любим, потому что город привлёк большое внимание, - говорит Алексей Конюшков, который почти месяц провел в Саранске. - Просто представьте город: всего 300 тысяч человек населения, по сути своей компактный, небольшой, Волги нет… Вместе с тем сейчас, например, во время чемпионата мира, там работает почти 700 точек питания - представляете, какая это колоссальная работа? В городе играли серьёзные команды со своей спецификой, требованиями по сервису, и город удивительно справился. На самом деле город мы расширили: в географическое понятие «Саранск» были включены Пенза и Ульяновск - мы сейчас уже можем об этом сказать, потому что номерной фонд, безусловно, недостаточен для проведения мероприятий именно за счёт пиковой нагрузки.
Но маршруты очень понятны, Саранск очень креативно подошёл. Не расширил географию, а сконцентрировался на обслуживании именно большого количества болельщиков. И эти 700 точек питания, которые на всех путях следования не оставляли гостя без еды, без каких-либо развлечений, - это как раз пример конструктивного подхода. Собственно говоря, компактность города пошла на пользу именно в проведении мероприятий. Совершенно замечательный музей Эрьзи - гордость страны, гордость республики - ежедневно две тысячи иностранных болельщиков, туристов посещали этот музей. Достаточно специфический музей народных промыслов, где представлена национальная одежда, - тысячи людей заходят на эти объекты.
- Я ещё добавлю, - говорит Олег Сафонов. - В Самаре есть бункер Сталина - известная достопримечательность. Так вот, 700 человек за день посетили этот музей - это очень много. Причём это иностранцы, причём испаноговорящие. Представляете? То есть действительно большой интерес у туристов, болельщиков, они приехали, к тем маршрутам, которые были подготовлены. Естественно, они были подготовлены таким образом, чтобы люди за короткое время могли посмотреть все основные достопримечательности.
При этом, конечно, мы очень серьёзно анализировали предложения, отказывались от экзотики. Задача была такая: за небольшое время показать всё самое интересное, самое основное. Мне кажется, мы с этим справились. При этом один из важнейших упоров был сделан на гастрономию: мы хотели показать и показываем качество нашей кухни, наших продуктов, разнообразие предложений. Были созданы в каждом регионе специальные футбольные меню. Кроме этого, Федеральное агентство по туризму совместно с нашими коллегами организовало гастрофестивали в каждом городе. Я хочу, пользуясь случаем, поблагодарить группу «ГАЗ» за поддержку, которую они оказали, потому что были предоставлены 11 специальных высококачественных новых передвижных фуд-траков для приготовления замечательных продуктов. Они разукрашены в футбольной стилистике, тематике и путешествуют по всем городам, где проводятся гастрофестивали. (7июля гастрономический фестиваль проходил в Саранске на Площади Тысячелетия - прим. ред.)
Сарафанное радио будет работать на нас
- Мы должны понимать, чемпионат продолжается. Вот представляете: иностранные гости вернутся в свои страны, в свои города, сёла и так далее. И они будут рассказывать своим друзьям, родным, коллегам, знакомым о том, как они посетили нашу страну и какие у них остались впечатления, - говорит Олег Сафонов. - То есть мы с вами понимаем - этот эффект так называемого сарафанного радио ещё даже не начал работать. И я вас уверяю, непосредственное влияние от рассказов наших иностранных друзей, как они приехали и посетили Российскую Федерацию, ещё даже не началось. Основная работа сарафанного радио начнётся позже, когда завершится чемпионат мира. И интерес будет, я считаю, очень большим к посещению нашей страны. Убеждён в этом.
Людмила АНЮТИНА