На минувшей неделе в Саранске побывала представительная делегация из Саратова, состоящая из чиновников городской администрации, областного Минтранса, дирекции автомобильных дорог и членов региональной Общественной палаты. В Мордовии гостей интересовал прежде всего наш опыт эффективного дорожного строительства и снижения сопутствующих издержек.
Напомним, Общероссийский народный фронт недавно признал мордовскую столицу одним из лидеров федерального рейтинга качества автомобильных магистралей. Квадратный метр дорожного полотна стоит здесь менее 792 рублей, а гарантийный срок его составляет 5 лет. При этом саратовскому бюджету аналогичный кусочек асфальтобетонного покрытия обходится уже в 2,1 тысячи рублей, да и гарантия на него ограничена 3 годами. Приведенные ОНФ сведения настолько встревожили губернатора области Валерия Радаева, что тот призвал подчиненных учиться у соседей, активнее перенимать их знания и умения.
Первое, что бросилось саратовцам в глаза, - это объемы строительства. В Дорожном фонде республики ныне аккумулировано почти 2,6 миллиарда рублей, из которых свыше 458 миллионов выделяется региональной столице. Саратов для сравнения в 2014 и 2015 годах получил на дороги всего по 100 млн руб., не считая федеральных средств на неотложные нужды. И это при том что в областном центре проживают 807 тысяч человек - почти столько же, сколько во всей Мордовии!
На масштабах работ, конечно же, сказалось включение Саранска в число городов-хозяев предстоящего футбольного первенства планеты. «Заметно, что с началом больших федеральных строек город расцвел, - отмечали гости. - И дело тут не в самих деньгах, а в том, что город становится привлекательнее для бизнеса, ведь «деньги идут к деньгам».
Еще одно преимущество Саранска - сравнительно небольшое число аварий на коммуникациях (в среднем по 3-4 ежемесячно против 50 в Саратове). При сопоставимой изношенности сетей наши коммунальщики и энергетики, надо признать, без особой нужды стараются все-таки не «вскрывать» полотно. Ибо понимают, что новый асфальт им придется укладывать не только на место раскопа, но на всю полосу движения. И не абы как. За качеством восстановительных работ следит специально созданная административно-техническая инспекция.
Третий немаловажный момент - особое внимание Саранск уделяет вопросам загруженности транспортных артерий, стараясь по возможности строить и ремонтировать «дублирующие» пути. Не так давно, скажем, была открыта дорога, соединяющая два крупных жилых массива - Химмаш и Юго-Запад, сдан в строй подъезд к улице А. Невского со стороны так называемого восточного обхода города.
Поразили гостей и велодорожки на только что сданном в эксплуатацию участке трассы, соединяющей северо-западный и юго-западный жилые массивы. Велодорожки, в сущности, заменяют обычные тротуары, а их возведение не так уж сильно отражается на цене самой автомагистрали. К слову, теперь подобное ноу-хау планируется внедрять едва ли не повсеместно.
Что же касается, собственно, стоимости стройматериалов, то она, как оказалось, в двух наших регионах не слишком-то отличается. Цены на битум, щебень, песок и здесь и там практически идентичны.
При этом контроль за качеством автомобильных дорог ведется постоянно, в том числе благодаря бдительности горожан, которые нередко сообщают Главе республики и мэру Саранска о допускаемых дорожниками нарушениях. На народные жалобы и наказы реакция следует незамедлительно.
Таким образом, корень зла саратовцам следует искать скорее в несоблюдении технологий. «Ну и конечно, нам остается только завидовать активности региональных властей по привлечению федеральных средств в республику», - подытожили гости.