Пожалуй, даже год назад трудно было представить, что подписанные Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым распоряжения, предусматривающие выделение Мордовии 1,83 миллиарда рублей на развитие дорожной сети, вызовут столь активное обсуждение в интернет-пространстве республики. Причем пользователей нередко интересует не столько то, куда пойдут эти средства, сколько банальное «обмусоливание» старого тезиса о двух российских бедах.
Сразу уточним: указанные федеральные средства выделяются на вполне конкретные проекты. Так, 1,6 миллиарда рублей пойдет на осуществление крупных и важнейших для социально-экономического развития мероприятий. Еще 180,7 млн руб. предназначаются для выполнения региональных программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих приведение в нормативное состояние, развитие и увеличение пропускной способности сети автомагистралей общего пользования, в том числе межмуниципального и местного значения. Наконец, на 50,1 миллиона рублей, направляемых в регион на условиях софинансирования, будут построены подъездные пути к сельским населенным пунктам, объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Чтобы понять, какое значение имеют эти федеральные трансферты для дорожно-транспортной сферы Мордовии, отметим, что в 2015 г. суммарные вложения в отрасль оценивались примерно в 5,5 миллиарда рублей. Было построено и капитально отремонтировано свыше 90 километров автомобильных трасс. В нынешнем году сделать предстоит уже не менее 140 км. Если учесть, что бюджет территориального дорожного фонда составляет около 2,8 млрд руб. (сумма, кстати, даже в масштабах всего Приволжья далеко не самая маленькая), становится понятно, что федеральные средства являются очень весомым подспорьем.
Но здесь нужно помнить, что в условиях непростой ситуации в экономике Москва концентрируется лишь на самых важных инициативах. Как отметил недавно в интервью «ВС» первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту, президент Союза транспортников страны Виталий Ефремов, взаимоотношения обычно выстраиваются по принципу: один регион - один проект. В Мордовии же масштабных строек гораздо больше.
Только в прошлом году было открыто движение по вновь построенному 8,4-километровому участку обхода Саранска с развязкой «Клеверный лист». На третьем этапе в эксплуатацию предполагается сдать 6,8 км пути плюс 404-метровый путепровод и две многоуровневые развязки (типа «Лук» - на подъезде к федеральной трассе Саранск - Сурское - Ульяновск и «Обжатый клеверный лист» на пересечении с шоссе Саранск - Рузаевка). Помимо того, в стадии возведения сейчас находится еще несколько магистралей, в том числе Светотехстрой - Юго-Запад, Светотехстрой - Химмаш и дорога до аэропорта. Причем только в строительство пути от улицы Победы до Гожувской будет вложено свыше 600 млн руб., из которых около половины выделит российский бюджет.
Вот тут вполне резонно возникает следующий вопрос: почему же федеральный центр столь благожелательно относится к Мордовии? Ответ, казалось бы, очевиден: Глава Мордовии, Председатель Правительства, представители республики в верхней и нижней палатах российского парламента весьма плотно контактируют с руководителями страны, конкретных министерств и ведомств. К тому же в 2018 г. республиканской столице предстоит принять у себя несколько матчей футбольного первенства планеты, что явно выделяет ее из общей массы.
Все это верно. Но и взамен от региона требуется безусловное выполнение взятых на себя обязательств. Иными словами, деньги должны расходоваться эффективно и приносить реальную отдачу.
С Мордовией в данном плане особых проблем не наблюдается. Дабы не быть голословными, сошлемся на мнение экспертов Общероссийского народного фронта. В ходе прошедшего недавно очередного «Форума действий» было подчеркнуто, что по соотношению стоимости квадратного метра и гарантии на дорожное покрытие Саранск входит в число безоговорочных лидеров. Посетив десятки российских городов, преодолев в общей сложности свыше 65 тысяч километров региональных трасс, представители ОНФ пришли к выводу, что при пятилетнем сроке гарантии квадратный метр дороги в мордовской столице обходится всего-то в 792 рубля. Тогда как в других регионах строители нередко либо назначают гораздо более высокие цены, либо стараются всеми силами смягчить требования.
В другом рейтинге городов - по качеству дорог и состоянию дорожной инфраструктуры у школ и больниц - Саранск тоже был признан лучшим. По мнению экспертов ОНФ, хоть здесь и не у всех школ установлены направляющие ограждения и не все знаки находятся на желтой подложке, ситуация с безопасностью дорожного движения вблизи учебных заведений находится на достаточно высоком уровне. По данному показателю с нашим городом не могут сравниться, очевидно, более богатые Сочи, Ханты-Мансийск, Тюмень, Екатеринбург, Калининград. Не говоря уж о явных аутсайдерах - Владикавказе, Махачкале, Смоленске, Набережных Челнах, Воронеже...
Разумеется, критиковать дорожников при плохом качестве выполненных работ нужно, а подчас даже необходимо. Но делать это нужно конструктивно - например, добиваться от подрядчиков выполнения гарантийных обязательств по всем выявленным недостаткам. Кстати, в Саранске в связи с этим уже публиковался список организаций и предприятий, ответственных за дорожное строительство на конкретных участках, причем с указанием гарантийных сроков.
Андрей КРИВОВ