На минувшей неделе Мордовию посетил Полномочный представитель Президента в ПФО Михаил Бабич. В республике он обсудил с главами самоуправления вопросы жизнедеятельности территорий, оценил ход внедрения систем «Безопасный город» и «Безопасный регион», пообщался с молодежным активом округа и провел вместе с министром транспорта страны Максимом Соколовым совещание по проблемам развития дорожного хозяйства.
Чем живут сегодня муниципалитеты
Многие волнующие народ проблемы - казалось бы, исключительно местного масштаба - нередко требуют содействия со стороны региональных и даже федеральных органов власти. «Мы хотим лучше понять, чем живут сегодня муниципалитеты, - заявил Михаил Бабич. - Потому так важна для нас прямая связь с руководителями местного самоуправления, которые ежедневно общаются с населением и не понаслышке знают о его чаяниях и надеждах».
На встрече в Рузаевке, например, главами самоуправления было поднято в общей сложности не менее двух десятков вопросов. Речь шла о бюджетной обеспеченности поселений, строительстве дорог, жилья и объектов соцкультбыта, развитии жилищно-коммунальной сферы, исполнении «майских» указов Президента и, наконец, о занятости населения.
Рузаевский район, где действуют не только предприятия АПК, но и крупные промышленные производства, весьма чутко реагирует на любые известия о сокращении персонала или переходе на неполный рабочий день. Поэтому неудивительно, что сразу после обстоятельного разговора с муниципальными главами Полпред отправился на одну из площадок Рузаевского завода химического машиностроения - ту, где выпускаются различные типы железнодорожных цистерн, в первую очередь для предприятий нефтехимической и газовой промышленности.
На фоне случившегося в прошлом году 70-процентного снижения спроса на подвижной состав компания «РМ Рейл» тоже была вынуждена значительно снизить объемы своего производства. Шутка ли, во всей России по итогам 2015 года было выпущено всего-то около 28 тысяч вагонов, тогда как тремя годами ранее это число доходило до 112 тысяч. Мордовские вагоностроители потеряли, пожалуй, даже больше остальных. Их доля рынка сократилась с прежних 17 до 15,5 процента. Очевидно, возникла и необходимость уменьшить издержки, оптимизировать численность работников, совместно с республиканским Правительством принять меры по их переобучению, реализовать программу временной занятости. Принятые решения позволили несколько улучшить финансово-экономические показатели, снизить зависимость от конъюнктуры.
Перспективы дальнейшего развития ныне связываются с диверсификацией производств и выпуском инновационной, пользующейся спросом продукции, а также с освоением новых рынков сбыта. Выработанный конкретный план мероприятий должен способствовать двукратному увеличению объемов реализации продукции уже в текущем году. Параллельно по мере роста производительности труда будет расти и зарплата персонала.
Надо сказать, компания сейчас требует, чтобы каждый работник был вовлечен в процесс непрерывных улучшений. С одним из таких проектов Михаил Бабич ознакомился прямо на месте. Благодаря тому, что так называемые хребтовые балки для вагонов ныне изготавливаются непосредственно в цехах предприятия, только экономия на перевозках оценивается в 2,4 миллиона рублей.
Следующим пунктом рабочей поездки стало знакомство с деятельностью единой дежурно-диспетчерской службы Рузаевского района. Столь пристальное внимание к ней объясняется в первую очередь тем, что она является важнейшей частью внедряемого сейчас аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». А перспективы его внедрения в регионах ПФО с недавних пор находятся под контролем Президентского полпреда.
Именно в ЕДДС поступает информация о возникновении чрезвычайных ситуаций. И не только пожаров, как принято считать. Речь идет также о дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях, повреждениях в коммунальных системах, в общем, обо всем том, что угрожает жизни и безопасности граждан. Отсюда же осуществляется оперативное реагирование, координируются действия аварийных бригад и служб.
Впрочем, по-настоящему тревожных сообщений принимается - чтоб не сглазить! - не очень много. Рузаевцы жалуются в основном на низкое качество жилищно-коммунальных услуг. Их заявки направляются в соответствующие структуры ЖКХ и остаются под контролем вплоть до устранения неисправностей.
Нам любые дороги дороги
На заседании Совета по развитию сети автодорог и обеспечения безопасности дорожного движения Приволжья Михаил Бабич отметил, что значительный транспортный потенциал округа определяется как его географическим положением (на пересечении основных путей из Европы в Азию), так и высоким уровнем экономического развития. Сегодня общая протяженность региональных и муниципальных дорог здесь превышает 319 тысяч километров, в том числе 217,3 тыс. км - с твердым покрытием. Кроме того, инфраструктура включает в себя 12,4 тысячи мостов, 400 путепроводов и эстакад, 218 пешеходных переходов разного уровня. При этом наибольшая плотность дорог отмечена в Татарстане (416 км на каждую тысячу квадратных километров), Чувашии (409 км) и Самарской области (301 км). Наименьшая - в Кировской, Оренбургской, Саратовской и Ульяновской областях. В Мордовии, к слову, сей показатель равен 276 км - и это седьмое место в ПФО.
С другой стороны, в округе насчитывается свыше 9 тысяч населенных пунктов, не связанных твердым покрытием с сетью автомагистралей общего пользования, причем проживают там более 1,1 млн человек. Но ситуация и здесь улучшается. В 2013-2015 гг. подъезды построены к 422 населенным пунктам Приволжья, и основная часть работ выполнена за счет субсидий из региональных дорожных фондов.
- Развитию сети автомобильных дорог, обеспечению безопасности дорожного движения уделяется все больше внимания, - заявил Михаил Бабич. - И это, несомненно, стимулирует экономическое развитие, способствует повышению качества жизни людей.
- Работы, безусловно, будут продолжены, - подчеркнул в свою очередь министр транспорта страны Максим Соколов, прибывший в Саранск на заседании Совета. - В целом по округу только в текущем году предстоит ввести в эксплуатацию 505,6 км дорог регионального значения. Немалые средства также будут вложены в реконструкцию, ремонт и содержание существующих магистралей.
По словам Максима Соколова, дополнительным импульсом к развитию дорожной инфраструктуры сразу 4 регионов ПФО должно стать футбольное первенство планеты 2018 года. Средства на это выделяются немалые - 18,5 млрд рублей. Так, в одной Мордовии в октябре 2015-го было открыто движение по вновь построенному 8,4-километровому участку обхода Саранска с развязкой «Клеверный лист». В планах значится строительство еще 6,8-километрового участка трассы, плюс - возведение 404-метрового путепровода через железную дорогу и реку Инсар и двух многоуровневых транспортных развязок (типа «Лук» - на подъезде к федеральной магистрали Саранск - Сурское - Ульяновск и «Обжатый клеверный лист» - на пересечении с шоссе Саранск - Рузаевка). Работы эти обойдутся в 4,2 миллиарда рублей.
Выступивший с основным докладом руководитель рабочей группы Совета, Глава Мордовии Владимир Волков внес ряд конкретных предложений по развитию автодорожной сети.
- Следует отметить, что принимаемые меры положительно сказываются на ее состоянии, - констатировал он. - В то же время остается немало вопросов, требующих незамедлительного решения. Так, из-за увеличения объемов грузоперевозок значительно возросла нагрузка на дорожное полотно, что приводит к преждевременному износу. Поэтому целесообразно ускорить реализацию мероприятий, направленных на стимулирование перевозок другими видами транспорта.
Одновременно следует более активно внедрять передовые дорожно-строительные технологии и материалы - щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси, геосинтетики, продлевающие срок службы покрытия и сокращающие эксплуатационные затраты. Неплохо зарекомендовал себя и так называемый метод холодной регенерации, применяемый при ремонте полотна. Он позволяет вторично использовать дорожные материалы, что не только решает проблему их утилизации, но и удешевляет стоимость работ.
Еще один серьезный вопрос - несоответствие средств, направленных на развитие дорожного хозяйства, его реальным потребностям. По результатам прошлого года в дорожные фонды приволжских регионов поступило в общей сложности 101,4 миллиарда руб-лей. Указанная сумма более чем в 3,5 раза меньше той, что фактически необходима для проведения капитального и текущего ремонта, а также содержания автомагистралей. В связи с этим необходимо активно использовать механизмы частно-государственного партнерства, привлекать внебюджетные источники финансирования. Благо положительные примеры имеются - достаточно упомянуть хотя бы об участии бизнеса в проекте строительства международного транспортного маршрута Европа - Западный Китай.
Отдельная тема - обеспечение безопасности дорожного движения. ДТП за прошлый год совершено на 8,2 процента меньше, чем в 2014-м (в Мордовии снижение составило 8,7%), число погибших сократилось на 14,7% (в нашей республике - на 24,3%), пострадавших - на 8,6 процента (13,4%). Правда, в количественном выражении показатели продолжают оставаться ужасающими.
- Здесь нам необходимо уделять больше внимания вопросам профилактики, - заметил Владимир Волков. - Надо, в частности, обустраивать пешеходные переходы и участки улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений и на маршрутах следования детей в соответствии с нынешними требованиями, максимально обезопасить наиболее проблемные места дорог.
- В ходе обсуждения прозвучало немало дельных предложений, - поделился уже после заседания Полномочный представитель Президента. - Например, была высказана идея устанавливать тросовые ограждения, дабы затруднить выезд транспортных средств на полосы встречного движения. Несмотря на сложности с финансированием, поставленные задачи будут претворяться в жизнь.
Министр транспорта РФ Максим Соколов, говоря о мероприятиях, проводимых в рамках подготовки к мундиалю, подчеркнул, что в регионах округа критических отставаний от графика не наблюдается:
- Сегодня абсолютно все субъекты включились в работы. Основные усилия направлены на развитие аэропортовой инфраструктуры, поскольку здесь сконцентрировано множество процессов. Есть, конечно, объективные сложности, влияющие на темпы строительства и реконструкции, но они едва ли отразятся на сроках окончания работ. Подготовка дорог в Саранске идет четко по графику. Поэтому можно заявить, что к футбольному чемпионату весь комплекс мероприятий будет реализован в полном объеме.
- Мы в Мордовии давно исходим из того, что от развития транспортной инфраструктуры зависит и развитие экономики, а иногда даже жизнь целых поселений, - резюмировал Глава Мордовии Владимир Волков. - Уверен, что прошедшее в Саранске заседание Совета будет способствовать скорейшему решению возникающих проблем, в том числе в рамках подготовки к чемпионату мира.