- Елена Леонидовна, аутизм - это какая-то современная болезнь? Ведь раньше о ней на бытовом уровне мы почти ничего не слышали…
- Заболевание это совсем не новое. Проблема детского аутизма в современном понимании обсуждается с середины прошлого века, когда несколько ученых независимо друг от друга описали поведение детей, которых объединяла одна особенность: они не могли устанавливать нормальный контакт с окружающими, адекватно реагировать на ситуации с начала жизни, и у них было навязчивое стремлением к однообразности.
- Это достаточно очевидные признаки - выходит, родители сами могут заметить особенности своего ребенка?
- Да, аутистические особенности поведения ребенка можно заметить уже в раннем возрасте. Такие малыши замкнуты, у них есть нарушения взаимной коммуникации, недостаток взаимодействий, они склонны к повторяющимся движениям, а их интересы очень ограничены. По сути, ребенок-аутист не нуждается в социуме. Сам он от этого не испытывает дискомфорта, но окружающие, особенно близкие люди, страдают от отсутствия эмоциональной связи с ребенком. Это психическое заболевание чаще встречается у мальчиков.
- Можно ли выявить отклонения в психическом развитии таких детей, например, до их годовалого возраста?
- Можно и нужно. Причем никто не сделает это лучше родителей. Если ребенок отстает в развитии, не проявляет адекватной реакции при общении с мамой - не стоит надеяться, что это пройдет само собой. В первые месяцы жизни младенец учится узнавать близких людей и реагировать на их голоса, прикосновения. И если ребенок с нормальным развитием ловит взгляд взрослого, склонившегося над кроваткой, улыбается, гулит, старается вступить в контакт с родными, то ребенок-аутист сосредоточен только на своих внутренних ощущениях и почти не реагирует на внешние раздражители. У малыша отсутствует комплекс оживления - нормальная реакция на общение со взрослыми. Иногда у мамы создается впечатление, что у ребенка проблемы со слухом и зрением. Характерной чертой маленького аутиста является также негативная реакция на телесные контакты. Малыш раздражается, когда его берут на руки, вздрагивает от прикосновений. Такой ребенок не проявляет удовольствия после кормления, пугается громких звуков, яркого света.
- А после года как проявляется болезнь?
- От года до трех маленький аутист характеризуется неравномерностью, скачкообразностью развития произвольных навыков. Он долго не овладевает речью, с трудом развивает эмоциональные отношения с людьми, в том числе с ближайшими родственниками - мамой, папой. Словарный запас аутиста беден, зачастую для таких детей характерна эхолалия - механическое повторение фраз собеседника без понимания их смысла. Эти малыши не любопытны, не задают обычных детских вопросов, не делятся своими мыслями, у них отсутствуют абстрактное мышление и реакция на шутки. Маленький аутист - то самое дитя, которое «края не имеет»: у него отсутствует чувство опасности и самосохранения, плохо развиваются навыки самообслуживания. Играют такие дети тоже своеобразно. Например, выкладывают длинные ряды-поезда из игрушек, строят нагромождения-пирамиды из различных предметов, могут по 100 раз смотреть один и тот же скучный мультик, повторять цикличные движения, крутясь или раскачиваясь на месте, могут очень долго следить за тем, как капает в кране вода или мелькает солнечный зайчик на стене. Кроме того, у ребенка с аутистическими чертами поведения часто отмечаются внезапные вспышки гневливого беспокойства по самому незначительному поводу.
- Да, внимательный родитель вряд ли не заметит такие особенности поведения. И что делать, если есть подозрения, что ребенок - аутист?
- Обратиться к врачам - и чем раньше, тем лучше. К сожалению, часто родители занимают выжидательную позицию с надеждой, что дитя «перерастет» болезнь: с течением времени самостоятельно «выровняется», догонит сверстников. До определенного возраста близкие родственники предпочитают не вникать в природу подобных симптомов, они объясняют их субъективными причинами или особенностями характера малыша. И лишь к 5-6 годам «на пороге школы» родители начинают бить тревогу. Но начать заниматься развитием этих малышей нужно значительно раньше. Обследование и терапия дают шанс нормальной адаптации ребенка в обществе, он лучше подготовится к школе, у него будет нормальное общение со сверстниками. Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь даст возможность в будущем уже взрослому аутисту самостоятельно себя обслуживать и даже жить.
- Но, скорее всего, к психиатру идти не спешат, боясь, что у ребенка в диагнозе будет психическое заболевание?
- Да, к сожалению, диагноз психического заболевания воспринимается нашим обществом с предубеждением. Считается, что он может перечеркнуть жизненные перспективы как самого ребенка, так и всей семьи. Но жизнь не стоит на месте, и общество с годами становится терпимее к «людям с особенностями».
- Что говорят ученые: откуда берется это заболевание?
- Имеется несколько теорий развития аутизма. Есть прежде всего генетические предпосылки. Есть нарушения развития структур головного мозга на ранних этапах развития ребенка, в том числе внутриутробном. К неблагоприятным факторам, влияющим на развитие аутизма, можно отнести, например, травму, в том числе родовую, болезни матери во время беременности, различные нарушения проницаемости кишечного барьера у ребенка - из-за дефектов развития или в результате инфекционных заболеваний. И это только часть гипотез. Но если диагноз уже поставлен, наша задача - помочь родителям и близким своевременно сделать все для того, чтобы адаптировать ребенка в обществе, а не рассуждать о причинах возникновения болезни.
- Я знаю, что не все родители хотят признавать у своего ребенка диагноз «аутизм». Они желают, чтобы их дети обучались в обычной школе, полагая, что это даст их стимул к развитию. Может, они в чем-то правы?
- Когда мы, психиатры, ставим диагноз аутизм, мы тем самым подтверждаем факт наличия заболевания, главный признак которого, повторюсь, - дезадаптивность. Эти дети не стремятся быть «как все», принимать правила, продиктованные коллективом. Они неосознанные индивидуалисты, живут в своем мире, где им вполне комфортно, и обычно не желают покидать стены своей аскетичной психологической «кельи». Эти дети зачастую не могут освоить школьную программу в условиях массового обучения - необходимы индивидуальные учебные программы, которые им рекомендуют исходя из их возможностей. Аутисту чуждо понятие дисциплины, он отвлекает других детей от занятий. Кроме этого, другие дети могут пугать и раздражать маленького аутиста. В Европе, Америке, Канаде к каждому такому ребенку приставлен специальный наставник-тьютор - помощник, который сопровождает «особенного ребенка», ведет его в школе из класса в класс. Включение детей с такими расстройствами в обычную школьную среду практикуется, например, в Израиле, где все общеобразовательные школы готовы распахнуть двери для детей с ограниченными возможностями. В России сегодня тоже происходит реформирование школьной системы образования, и это позволяет надеяться, что когда-то и у нас будут созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Но пока это вопрос будущего.
- Предположим, ребенку поставили диагноз аутизм. Как его будут лечить?
- Возможности современной медицины достаточно широки, хотя от аутизма, к сожалению, таблеток нет. Медикаментозная терапия обычно обусловлена конкретными показаниями, она может быть направлена на стимуляцию трофики, развитие нервной ткани. Если же ребенок дестабилизирован, чрезмерно перевозбужден, пуглив, беспокоен - проводится терапия, направленная на купирование симптомов. В современном медицинском учреждении лечение способствует формированию у ребенка желания и мотивации к коммуникации, развитию речи, общению с другими людьми. На это направлены все усилия врачей, педагогов, логопедов, дефектологов, физиотерапевтов.
Исходя из сказанного, позволю себе дать родителям аутистов добрый совет: друзья, не бойтесь психиатров! Приходите с малышами на прием к специалистам как можно раньше, в идеале до того, как ребенку исполнится два года. Совместными усилиями родных, врачей и педагогов мы сможем подготовить ребенка и к школе, и к дальнейшей самостоятельной жизни.