В рабочем поселке Луховка Петр Тултаев в текущем году оказался уже в третий раз. Казалось бы, за предыдущие два визита проблем здесь должно уменьшиться в разы. Но не тут-то было! Хотя за минувший сезон здесь проделана большая работа, а в поселок вложено более 40 млн бюджетных средств. Однако, придя в очередной раз, чтобы узнать, все ли выполненные работы устраивают жителей, градоначальник вместе с благодарностью получил еще одну порцию пожеланий и просьб. Но только теперь они стали более частными и мелкими. О чем же в третий раз жители Луховки просили мэра?
Морозная декабрьская погода не торопила жителей Луховки на встречу с мэром. Но как только Петр Тултаев появился на главной площади поселка, местные жители стали окружать его плотным кольцом. Как это часто бывает, слова благодарности звучали от души, но коротко, быстро перетекая в повествование о насущном.
«Спасибо Вам, Петр Николаевич, что не забыли про нас! Спасибо за асфальт, тротуары и дороги! Вот только теперь нам эти дороги нужно перекрыть для проезда на площадь, - переходили постепенно и дружно к делу просительницы. - Сейчас зима, здесь мало народу, а летом мамочек с колясками и детишек много, ну а машины носятся постоянно».
После недолгих размышлений и обсуждений с подчиненными Петр Тултаев вынес вердикт: для начала установим знак по согласованию с ГИБДД и видеокамеру, чтобы можно было отслеживать нарушителей порядка. А если это не поможет, придется прибегнуть к проверенному методу: перекрыть столбиками.
Следующая проблема, как оказалось, актуальна почти для всех жителей Луховки - высокая плата за отопление, а во многих домах меж тем прохладно. За стандартную однушку людям приходится платить по 2-3 тысячи, а в двухэтажных домах и того больше. Проблему стали живо обсуждать и местные жители, и представители власти, и коммунальщики. Руководство Октябрьского района и местное домоуправление оказались в курсе проблемы. Вот только решение пока не принято. Петр Тултаев пообещал обсудить этот вопрос с бывшим «СаранскТеплоТрансом» (теперь ПАО «Т Плюс») и найти решение уже после новогодних праздников.
«Петр Николаевич, на счету нашего дома есть деньги, но пользоваться ими нам не разрешают. А мы бы хотели в подъезде окна заменить», - обратилась к мэру пожилая женщина.
«Почему же? Пользуйтесь, пожалуйста, своими деньгами. Тем более что дело хорошее», - ответил градоначальник, давая соответствующее поручение директору Октябрьской ГУК Владимиру Сайгашкину.
Меж тем жители Луховки постоянно сменяли друг друга. Решившие свой вопрос отступали на второй план, а в разговор незамедлительно вступали следующие. Жительница улицы Школьной попросила Главу города… о воде.
«Из-за строительства неподалеку новых многоэтажек из колодцев в частном секторе ушла вода. Теперь мы добываем оттуда лишь ее мутное подобие. А воду для еды и питья приходится возить из колонок на улице Октябрьской. Мы готовы даже оплатить частично работы по проведению водовода», - энергично докладывала женщина, практически требуя, чтобы вода появилась немедля.
«Давайте разберемся! - успокаивал напористую даму мэр. - В следующем году мы планируем строительство водопровода и канализации в ряде поселков городского округа. В Луховке, в частности, будем строить канализацию. Давайте на следующий год запланируем разработку ПСД по воде для вас и постараемся выполнить работы, исходя из финансовых возможностей. А что касается оплаты части работ, так это извините: заплатить за подводку труб от центральной сети к собственному дому - дело святое, ваша прямая обязанность».
«У меня еще вопрос номер два есть: освещение на конечной остановке маршруток № 15. Там вечером темень: грабь, убивай, никто и не увидит, - продолжала частить женщина. - Но это второй вопрос, а первый - это все же вода!».
«С освещением решим вопрос оперативно», - пообещал градоначальник, давая поручение руководству «Горсвета».
Следующая жительница Луховки от души поблагодарила мэра: «Спасибо за на дом № 11. Заходишь в подъезд, и душа радуется! Вот только газовые трубы нам так и не покрасили».
«Мы бы рады это сделать сами. Вот только это не наше хозяйство. Мы не имеем права их красить. Уже не раз писали запросы в газовую службу. Переговорим с ними еще раз», - пообещал Петр Тултаев.
А дальше события стали развиваться довольно непредсказуемо. Жительницы домов № 4 и № 9 по улице Октябрьской одновременно решили показать градоначальнику свои жилища. Обе подхватили его под руки и стали тянуть в разные стороны. Одна обещала показать невидаль - свой дом «без окон и дверей», другая - продемонстрировать подвал. Дом № 4 оказался на пути первым, поэтому туда и направились в первую очередь.
Зайдя в подъезд, все почувствовали, как в нос ударил резкий запах канализации. Выяснилось, что все нечистоты скапливаются прямо в подвале. Владимир Сайгашкин пояснил, работы по замене канализационной трубы запланированы на ближайшее время, и пообещал, что к концу января все будет сделано.
На выходе из подъезда к Петру Тултаеву обратился гражданин, наверное, самый молодой за всю историю проведенных «мэрских суббот». Молодой человек на вид лет 16-17 рассказал, что в селе Солдатское плохо с уличным освещением. Градоначальник отнесся к просьбе с пониманием и пообещал парню, что в ближайшее время посетит этот населенный пункт и осмотрит все лично.
На подходе к дому № 9 молодая и активная девушка Юля рассказала, что все в их доме плохо: из стен вываливаются кирпичи, двери отсутствуют, а в квартирах холод. Кроме того, нет ни дорожки, ни ступенек к дому. Но благоустройство придомовой территории, как выяснилось, будет проведено в 2016 году. И тротуар к дому тоже будет.
Двери и окна у дома, как оказалось, есть. Однако жители хотели, чтобы им установили дверь с домофоном, но опасались, что для четырех квартир в подъезде это непосильно дорого. Петр Тултаев пообещал: управляющая компания поможет им частично. Дальше обсуждение главной проблемы - холод в квартире - зашло в тупик. Женщина не пожелала впустить в квартиру мэра. Из чего собравшиеся сделали вывод, что в квартире не так уж и холодно, как она рассказывает.
Мэрская делегация переместилась на улицу. Там Юля продолжила нажимать на градоначальника и подчиненных. Петр Тултаев в один момент высказал неожиданное предложение:
«А у вас какое образование? Вы такая активная и энергичная. Пойдемте к нам работать. Например, в управляющую компанию, мы вам участок выделим! Дадим вам возможность решать проблемы людей».
Откуда-то из толпы послышалось: «Вот, Юля, ты влетела! Узнаешь, что легче: требовать или исполнять».
Но Юлю даже это не смутило. Девушка продолжала настойчиво ждать ответа от мэра. И он последовал. Было решено провести в предстоящем году благоустройство, отремонтировать фасад и установить дверь. Информация о холоде в квартирах ставилась под сомнение: многие окна в квартирах были открыты.
Далее мэр направился в дом № 35 по улице Октябрьской, где также, по словам жительницы, в квартире первого этажа был жуткий холод. Женщина провела градоначальника в комнату. Петр Тултаев потрогал ледяную торцевую стену, из-за которой в квартире температура не поднималась выше установленной нормы.
Обсудив ситуацию с подчиненными, мэр принял решение провести ремонт швов на текущей неделе, а предстоящим летом провести работы по утеплению торцевых стен дома.
На площадке первого этажа тем временем кипела беседа. Петр Тултаев обратился к бабушке, проживающей в доме: «Как ваши дела?». Жизнерадостная пожилая женщина рассказала, что работала всю жизнь дояркой, поведала, сколько было у нее женихов, и приказала коммунальщикам так, как дозволительно, пожалуй, только людям такого преклонного возраста: «Замерзаем ведь, давайте делайте нам стены! А то буду сердиться!». И шутливо погрозила клюшкой.
У подъезда Главу города уже вновь ожидали. Кто-то хотел сказать спасибо, а кто-то изменить свою первоначальную просьбу:
«Петр Николаевич, и наш дом утеплите! Не надо нам окна в подъезде менять!».
«Выбирайте окончательно: или то, или другое! - предупредил мэр и подытожил. - На этом все! А то совсем нас разорите. Мы к вам и так чаще, чем куда-либо, приходим. Все обещания свои выполним. А то ведь вы нас анафеме предадите! С наступающим Новым годом всех! Счастья вам и добра!».
В этот день градоначальник побывал еще по нескольким адресам, намеченным во время общероссийского дня приема граждан. На Сущинского, 36/4 и Севастопольской 56/2. У гражданина, проживающего по этим двум адресам, были претензии к управляющим компаниям по качеству обслуживания МКД. Но в том и другом случае остальные жители дома в противовес обратившемуся гражданину были вполне довольны его содержанием. А между тем у гражданина оказался и долг по квартплате, который превысил 80 тысяч рублей. В итоге коммунальщикам было дано несколько поручений, а гражданина призвали к уплате долга. Ему также разъяснили, что, если он не согласен с качеством услуг, это нужно доказать по существующему механизму в соответствии с законом.
Вечером того же дня Глава Саранска совершил объезд по городу и осмотрел новогоднее оформление, а также проконтролировал уборку городских территорий.