«Мы должны оправдать доверие людей»
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
Десятки жителей Мордовии оказались в числе пострадавших клиентов разорившегося туроператора
Сезон отпусков в этом году оказался уж слишком горячий. Туроператоры лопаются как мыльные пузыри, у туристов горят путевки и деньги, а отдувается за всё Ростуризм и «Турпомощь». Не успели клиентов «Невы» с курортов вывезти, как обанкротились еще несколько фирм. В самый разгар сезона отпусков в России разорились довольно крупные туроператоры, и ситуация грозит еще больше осложниться.
Три недели назад приостановила работу «Нева» - один из старейших и крупнейших туроператоров России. За границей отдыхали почти 7 тысяч ее клиентов, путевки на бархатный сезон купили еще 17 тысяч. 25 июля лопнула «Роза Ветров Мир». Пострадавших здесь было на порядок меньше: 130 человек не успели спокойно завершить отдых, еще 800 приобрели туры. Через пять дней крах постиг «Экспо-тур». На отдыхе была сотня его клиентов, около тысячи приобрели туры и круизы на будущие месяцы. Компания продавала круизы по Черному морю и моментально лишилась всех украинских клиентов. Маршрут пришлось перекраивать: стоянку в Одессе заменили на Стамбул, но туда без загранпаспорта не пустят! Круиз лишился главной фишки, и спрос упал.
2 августа рухнул «Лабиринт». Отпуск испорчен у 25 тысяч россиян - это и те, кто сейчас на курортах (в основном в Греции, Болгарии, Тунисе), а также у обладателей туров на август и раннюю осень.
По количеству пострадавших это крупнейшее банкротство в истории российского туристического бизнеса. Сам «Лабиринт» винит в произошедшем резкий рост курса валют, к тому же туристы приобретали в последний момент в основном самые дешевые горящие туры. Сотрудникам силовых ведомств в начале туристического сезона также было рекомендовано отдыхать в России, и это тоже сказалось на потоке клиентов.
А дальше дежавю: отели требуют у отдыхающих от «Лабиринта» оплатить номера из своего кармана, грозят выселением, люди ночуют в аэропортах и проклинают всех и вся.
Зависших за границей туристов будет вывозить «Турпомощь». В ее фонде, как говорят представители Ростуризма, достаточно средств, даже с учетом того, что много денег было потрачено на решение проблем «Невы». Напомним, ассоциация «Турпомощь» была создана в прошлом году как раз для таких экстренных случаев. В нее в обязательном порядке входят все туроператоры, организующие отдых за границей. Они скидываются в фонд «Турпомощи» - минимум по 100 тысяч рублей в год или больше, в зависимости от оборотов компании. Не зря, выходит, скидывались...
Журналисты «ВС» решили выяснить, какие сложности возникли у жителей Мордовии, оказавшихся в числе клиентов обанкротившихся туркомпаний. Директор турагентства «Краски мира» Альберт ЯНГЛЯЕВ так прокомментировал ситуацию: «С «Лабиринтом» работала вся Россия. Это достаточно большой оператор, входил в десятку крупнейших, в его работе было как раз много летних направлений. Естественно, жители нашей республики также пользовались его услугами. Наше агентство тоже сотрудничало с «Лабиринтом» на протяжении всего сезона. Не могу сказать, что с ним какие-то неприятные моменты возникали. Всё у них было в рамках, свои обязанности выполняли чётко. Ничто не предвещало такого развития событий. Сбоев в работе с ними не было.
На совещании в Ростуризме, которое состоялось в понедельник в 12.30, еще не смогли огласить реальное количество пострадавших. Все заинтересованные так или иначе структуры присутствовали на этом совещании. Сейчас готовятся списки пострадавших. Думаю, в ближайшее время они будут опубликованы.
О том, что «Лабиринт» банкрот, стало известно только в выходные, поэтому, насколько это повлияет на турпоток, пока говорить рано. «Нева», которая обанкротилась раньше, не особо повлияла на ситуацию. Позволю себе отметить, что в последнее время мало кто с ней работал, звучало только название грозно «Нева», а по большому счёту компания не такая крупная, как, впрочем, и «Экспо-тур».
Но закрытие любого оператора в разгар летнего сезона является сложной ситуацией. Всегда есть пострадавшие, тем более сейчас, когда обанкротился такой весомый представитель на рынке. Сейчас и «Турпомощь», и другие операторы, что называется, всем миром пытаются разрулить ситуацию. Насколько я знаю, людей постепенно вывозят домой. Это раньше, когда закрывалась даже маленькая фирма, подобное вызывало истерику и панику, сейчас есть определённые механизмы помощи.
Конечно, любого разумного человека подобные события настораживают. В первую очередь советую всем не паниковать, работать только с теми партнёрами и агентствами, с которыми привыкли сотрудничать. Ведь агентство не менее заинтересовано в хорошем отдыхе своих клиентов. По себе знаю, что сейчас все работают с теми, кто ни разу не подводил.
Если туристы уже прилетели на место отдыха и у них возникли трудности, то они должны обращаться непосредственно в свои турагентства или к представителям принимающей стороны, уточнять, оплачено или не оплачено их проживание. Потому что, по моей информации, если отель оплачен, люди продолжают отдыхать без каких-либо дополнительных затрат. Если же гостиница не оплачена, принимающая сторона выставляет счёт своим клиентам.
Например, сегодня мне звонили туристы из Греции. Им осталось отдыхать ещё четыре дня. Отель попросил их оплатить оставшиеся четыре ночи. Менеджеры сразу же связались с нами, мы изыскали дополнительные средства и оплатили гостиницу, люди дальше продолжают отдыхать. Информация же по вылету пока стоит без изменений. Естественно, в беде их никто не оставит. Каждое турагентство беспокоится за своих клиентов, дорожит своей репутацией».
Заместитель директора туристической компании «Юнион» Константин КУЗЬМИН также советует не паниковать: «У туристов, находящихся сейчас за рубежом, в основном отели проплачены, россияне продолжают свой отдых. Если их проживание в отеле не проплачено, в таком случае, как правило, агентство, менеджеры, которые работают с этими туристами, связываются с «Турпомощью» для их эвакуации. Так что проблем с доставкой туристов назад не будет.
Наше агентство тоже пользовалось услугами «Лабиринта». Среди отдыхающих за рубежом есть и жители Мордовии, воспользовавшиеся услугами данного оператора. Наших клиентов там порядка 30 человек. Мы держим с ними постоянный контакт, оцениваем ситуацию, звоним в отели, уточняем информацию по рейсам. Пока всё хорошо.
Что посоветовать, если вы, несмотря ни на что, решили отдохнуть за границей? Обращайтесь в агентство, которое в сложной ситуации не сложит руки и не скажет, что не имеет опыта разруливать подобные кризисы. Риск, конечно, есть всегда, но в данный момент все туристы застрахованы в компаниях, которые будут заниматься возвратом денежных средств.
Если человек покинул место отдыха раньше времени, как сейчас советуют делать клиентам «Лабиринта», то по возвращении он напишет претензию, будет рассчитана сумма, на которую он не отдохнул. На эту сумму он подает заявление в страховую компанию для возмещения денежных средств. Всё достаточно цивилизованно».
Один из страховщиков «Лабиринта» - компания «Восхождение». Она же страховала и разорившуюся «Неву», причем на огромную сумму - почти полмиллиарда рублей! До сих пор непонятно, найдется ли у страховщика достаточно денег для новых пострадавших, ведь Банк России на днях отозвал у него лицензию. Это означает, что «Восхождение» не может заключать новые договоры, но обязательства по старым обязано выполнить. По крайней мере, так говорят в Ростуризме.
Российский премьер-министр Дмитрий Медведев также высказался по поводу сложившейся ситуации с туристическим бизнесом: «Люди не должны находиться в безвыходном положении. Там (за границей) часть людей неспособна за себя заплатить. У всех же разные бюджеты. Но дело не только в этом. Понятно, что проблема возникла, в том числе в связи с недостатком системы страхования ответственности туристических операторов. У нас что получается? Сами по себе туристические операторы довольно разрослись, некоторые из них стали очень похожи на «МММ», и, на что бы они ни ссылались, чтобы ни говорили по поводу уменьшения количества клиентов, отказов каких-то, сложностей с перевозчиками, хотелось бы, чтобы они правильным образом страховали свои риски… Я думаю, что просто нужны периодические проверки на будущее и исключение из реестра туроператоров тех компаний, у кого нет надежного финансового покрытия».
Скорее всего, после серьезного анализа причин нынешнего кризиса на туристическом рынке будет меняться законодательство. Ведь и механизм финансовых гарантий, и «Турпомощь» появились именно после громких банкротств «Капитал-Тура» в 2010 году и «Ланты» в 2012-м.
Конечно, финансовая страховка в большинстве случаев реально работает. Проблемы начинаются, когда страховщик заключает договоров больше, чем способен оплатить. Если гарантии на сто миллионов, а ущерб на миллиарды, как с «Лабиринтом», ясно, что туристы рискуют остаться без денег. (По закону в такой ситуации пострадавшим будут возвращать деньги пропорционально: всем половину или всем по 30% ущерба).
Р.S. По последней информации, 5 августа ещё один столичный туроператор «ИнтАэр», входящий во вторую десятку крупнейших туристических фирм России, объявил о приостановке своей деятельности. Причины всё те же - падение спроса из-за резкого роста курса валют и негативная политическая ситуация. Гражданская ответственность «ИнтАэр» и «ИнтАэр Трэвел» застрахована в «РЕСО-Гарантия» в объеме по 30 млн. рублей. Компании со своей стороны уже уведомили страховщика о невозможности исполнять обязательства перед туристами и наступлении страхового случая. Основные направления деятельности компании «ИнтАэр» - Италия, Испания, ОАЭ, Болгария, Греция, Индия, Таиланд, Шри-Ланка Ещё у нескольких тысяч людей отпуск испорчен…
Людмила АНЮТИНА
Поделиться в соц. сетях:
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери