Карманный полицейский

Социум

Российских стражей порядка хотят разделить на федеральных и местных, переподчинив последних главам муниципальных образований

Российскую правоохранительную систему, возможно, ждет очередное преобразование. В Госдуму внесен законопроект о разделении стражей порядка на федеральных и муниципальных. Основными функциями последних, по замыслу авторов проекта, станут охрана общественного порядка и профилактика правонарушений. Однако главной фишкой представленного на рассмотрение депутатов законопроекта является наделение граждан правом выбора участкового. Улучшится ли при таком раскладе правопорядок на улицах российских городов, пытался понять корреспондент «ВС».

Армия мэра
Идея предложенного законопроекта о разделении полиции на федеральную и муниципальную проста, как все гениальное. По замыслу авторов законопроекта, предполагается вывести из федерального подчинения более двухсот тысяч стражей порядка, переподчинив их местным властям. Проще говоря, муниципальную полицию планируют сделать самостоятельным ведомством, руководить которым будет лично глава муниципального образования. Для наглядности рассмотрим эту ситуацию на примере мордовской столицы. В случае принятия предложенного законопроекта главным городским полицейским станет лично Петр Тултаев. Именно на его плечи ляжет нелегкая доля руководителя муниципальной полиции. Как говорится, мало ему забот, так еще и это. Примечательно, что реальной власти у муниципальных полицейских практически не будет. Законопроект наделяет местных правоохранителей исключительно функциями охраны общественного порядка и профилактики правонарушений. Процедура же раскрытия и расследования преступлений останется в компетенции федеральной полиции. Руководитель партии «Справедливая Россия», являющейся идейным вдохновителем законопроекта, считает, что в этом случае удастся добиться серьезного улучшения состояния правопорядка в российских городах.
Так кто же поступит в распоряжение мэра? Этот вопрос сейчас наверняка волнует полицейских больше остальных. Возможные преобразования в первую очередь коснутся подразделений полиции общественной безопасности. Речь идет о сотрудниках патрульно-постовой службы и участковых. Именно они отвечают за охрану общественного порядка в населенных пунктах и профилактику правонарушений. Так что им, как говорится, и карты в руки. Но что-то подсказывает, что сами сотрудники этих подразделений не очень-то рады предстоящим переменам. И их можно понять. Дело в том, что представленный на рассмотрение депутатов законопроект предусматривает не только переподчинение части сотрудников МВД муниципалитетам, но и изменение финансирования. Если раньше МВД целиком и полностью финансировалось из федерального бюджета, то с принятием закона о разделении полицейских финансироваться муниципальная полиция будет из местной казны. А это чревато серьезным ударом по кошельку стражей порядка. Нетрудно догадаться, что возможности муниципального бюджета не идут ни в какое сравнение с федеральной казной. А сотрудники правоохранительных органов, успевшие привыкнуть к высокой по сравнению с прошлыми годами оплате своего труда, вряд ли захотят служить на других условиях. Говоря простыми словами, стаптывать ноги за десять тысяч рублей в месяц сотрудники ППС не пожелают. Этого не могут не понимать и разработчики законопроекта. Поэтому есть вероятность, что на оплату труда муниципальных стражей порядка все-таки будут выделяться дополнительные субвенции из федерального бюджета. В противном случае сама идея разделения полиции будет загублена на корню. Муниципалитеты просто не потянут оплату труда новой правоохранительной структуры.

Полиция должна контролироваться обществом
Следует отметить, что разговоры о необходимости переподчинения хотя бы части стражей порядка региональным властям идут в нашей стране уже довольно давно. Сторонники этой нормы в поддержку своей позиции приводят простой, но очень логичный аргумент: полиция должна контролироваться обществом, на службе у которого она, по крайней мере, де-юре состоит. Пока же эта правоохранительная структура живет как бы отдельной жизнью по своим правилам. На местах такое положение вещей уже давно никого не устраивает. В разные годы в разных регионах страны Министерство внутренних дел даже проводило попытки внедрения института муниципальной тогда еще милиции. Однако эти эксперименты позднее были признаны неудачными, и от их повторения решено было отказаться. Это, впрочем, не отменило потребности региональных властей и местных жителей в правоохранительной структуре, которая занималась бы обеспечением общественного порядка на местах и была бы целиком и полностью подотчетна местным органам власти. Потребность эта тем более увеличилась с вступлением в силу нового закона «О полиции», наделившего стражей порядка такими полномочиями, о которых раньше они могли только мечтать. При этом те положения закона, в которых говорится об общественном контроле за деятельностью правоохранительных органов, по факту остались только на бумаге. На деле же ни о каком контроле и уж тем более отчетах о проделанной работе полицейских перед гражданами говорить не приходится. Хотя реформа, предполагавшая приведение российской правоохранительной системы в соответствие с лучшими западными образцами, по крайней мере на бумаге предусматривает именно это.
Примечательно также, что все большее количество российских регионов высказывается за введение института муниципальной полиции. Тот же Сергей Миронов в поддержку предложенного его партией законопроекта приводил в пример референдум, состоявшийся в Одинцовском районе Московской области, на котором более девяноста процентов населения высказались за появление муниципальной службы по охране общественного порядка. К слову, аналогичная мысль высказывалась и в Мордовии. Этой весной всерьез обсуждался вопрос о создании в Саранске собственного батальона патрульно-постовой службы.
- Мы внесли на имя Главы республики соответствующее предложение, - говорит заместитель начальника полиции по охране общественного порядка МВД по РМ Владислав Пинаев. - Считаю, что сама идея создания муниципальной службы по охране общественного порядка очень даже неплохая. В разных регионах страны такие подразделения существуют. К примеру, в Белгороде действуют подразделения городской стражи. Аналогичные подразделения есть также в Уфе. Что же касается финансирования, то муниципальная полиция во многом самостоятельно формирует свой бюджет. Оплата труда сотрудников может осуществляться за счет средств, поступающих в казну в результате взыскания штрафов за нарушения правил благоустройства городской территории. А это немалые суммы.
К тому же необходимость создания подразделений муниципальной полиции становится еще более очевидной, если учесть одно обстоятельство. Дело в том, что сотрудники патрульно-постовой службы нередко отправляются в служебные командировки на Северный Кавказ. Это в свою очередь просто не может не сказаться на плотности полицейских патрулей на улицах российских городов и, как следствие, на состоянии общественной безопасности в том или ином населенном пункте. Некоторое время назад планировалось, что человеческие ноги в подобных случаях должна заменить повсеместная установка камер видеонаблюдения, но эта идея, во-первых, дорогая; во-вторых, в полной мере заменить человека никакая видеокамера все равно не может. Техника может лишь зафиксировать факт совершения правонарушения, а реагировать на него все равно придется живому сотруднику. Есть и еще один весьма существенный аргумент в поддержку предложенного законопроекта. Если муниципальная полиция будет подчиняться местным властям, спросить с нее за нарушения и упущения в работе будет гораздо проще. Пострадавшему от действий или бездействия сотрудника полиции гражданину не придется проходить по несколько кругов бюрократического ада. Да и привлечь провинившегося сотрудника к ответственности будет гораздо проще. Это сейчас уволенный по отрицательным мотивам сотрудник МВД может годами судиться с ведомством, добиваясь восстановления на службе и выплаты компенсации. В случае введения института муниципальной полиции такая вероятность будет сведена к минимуму. Да и жаловаться на действия сотрудников можно будет напрямую главе муниципалитета. Это обстоятельство должно как минимум добавить стражам порядка ответственности за свои действия. А это уже немало.

Как в лучших домах
Впрочем, разработчики законопроекта предлагают не ограничиваться полумерами и довести идею создания муниципальной полиции до логического завершения по аналогии с западными государствами. Там, как известно, сотрудники территориальных подразделений полиции, по крайней мере руководящего звена, не только подчиняются местным властям, но и избираются местными жителями. К примеру, знаменитые на весь мир техасские шерифы назначаются на свою должность именно по результатам народного голосования. И решающее слово при переназначении того или иного сотрудника на соответствующую должность остается именно за жителями той территории, на которой предстоит работать стражу порядка. Нечто подобное разработчики законопроекта предлагают внедрить и в нашей стране. Представленный на рассмотрение депутатов законопроект предусматривает наделение жителей России правом выбора участкового. Многие эксперты, однако, сомневаются в целесообразности реализации этой диковинной для нашей страны идеи.
- Я считаю, что эта мера не может быть реализована на всей территории страны, - продолжает заместитель начальника полиции по охране общественного порядка МВД по РМ Владислав Пинаев. - К примеру, в Мордовии, которая является одним из самых спокойных регионов России, эта идея может быть реализована, а, например, в Магаданской области - вряд ли. Проблема заключается еще и в том, что на практике на одного участкового приходится по три с половиной тысячи человек. Причем в сельской местности у нас один участковый обслуживает, к примеру, три деревни. Как в таких условиях могут проходить выборы участкового? Впрочем, это не означает, что идея обречена на провал, просто в данной ситуации необходимо все как следует продумать.
Уже известно, что революционный в некотором смысле законопроект будет рассмотрен депутатами в осеннюю сессию. Это означает, что у жителей российских регионов есть время подготовиться к возможным новшествам. Если законопроект в очередной раз не похоронят в Госдуме, вполне возможно, что уже в ближайшем будущем у нас появятся свои шерифы. Вы только подумайте, как солидно звучит: «Шериф села Пурдошки Темниковского района Республики Мордовия! К вашим услугам!»

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости