Александр Панкратов-Черный: «Неискренность и фальшь - они сразу чувствуются»

Социум

В канун 65-летнего юбилея наши корреспонденты встретились с самим именинником и его «крестным отцом» в кино

Более самобытного комедийного актера найти трудно. Александр Панкратов-Черный снялся в таком количестве культовых советских и российских фильмов, что, начав их перечислять, думаешь только об одном: как бы не упустить что-нибудь важное! Но мало кто из зрителей знает, что на самом деле Саша Панкратов приехал в Москву, чтобы стать режиссером. А закончив режиссерский факультет ВГИКа, прибавил к своей фамилии приставку Черный, потому что один Александр Панкратов в кино уже был.

Его актерский талант открыл Андрей Кончаловский, пригласив коллегу сняться в «Сибириаде» в роли буровика. Но по-настоящему помог этому дару раскрыться Карен Шахназаров, который дал Панкратову-Черному главную роль в картине «Мы из джаза». После этого были «Зимний вечер в Гаграх», «Жестокий романс», «Десять лет без права переписки», «Где находится нофелет?», «Забытая мелодия для флейты», «Ширли-мырли», «Небеса обетованные» и много чего еще, всего и не перечислить…
Однако Панкратов-Черный - не только актер и режиссер, он еще и поэт. Его стихотворные произведения грустны и философичны, что трудно вяжется с образами разбитных героев, которых нередко играл артист в кино. Тем не менее он до сих пор сохранил в душе мальчишеский задор. И даже не верится, что Александру Панкратову-Черному - уже 65!

О детстве и малой родине
- Александр Васильевич, вы же родом с Алтая. На родине часто бываете?
- Каждый год!

- Вы там отдыхаете?
- Отдыхать, к сожалению, не удается. Каждое лето на Алтае проходят Шукшинские чтения и фестиваль памяти Михаила Евдокимова. А поскольку я - член попечительского совета Фонда имени Василия Шукшина, а Миша Евдокимов был моим близким другом, то принимаю самое активное участие в организации этих двух больших мероприятий. Приглашаем известных артистов, устраиваем футбольные матчи для детишек, которые могут поиграть в футбол с мастерами спорта, настоящими чемпионами. Проводим концерты, с песнями, плясками.

Поэты читают стихи - и я в том числе…
- Вы могли бы рассказать о самом ярком впечатлении детства?
- Все детство - это одно яркое, счастливое воспоминание. Оглядываясь с расстояния своего возраста, я, конечно, понимаю, что оно было трудным и тяжелым, и его не сравнить, к примеру, с детством моего сына. Но… Как-то режиссера Николая Губенко спросили о его фильме «Подранки», где рассказывается о жизни детей из детского дома: «Почему вы снимаете фильм о трудном детстве, а палитра на экране - светлая, солнечная?» И он ответил, что, каким бы детство ни было, оно всегда остается самым хорошим и счастливым временем.

- Вы росли в деревне, и там наверняка были свои праздники жизни…
- Праздник жизни был, когда мы бегали на окраину деревни, где была маслобойка, и дядька Никанор угощал нас жмыхом - массой из семечек подсолнуха, которая остается после отжима масла. Лет двадцать назад в очередной раз приехал в деревню и говорю своему сводному брату: «Коля, жмыху хочу - не могу!» Он говорит: «Ты что, с ума сошел?» Но, тем не менее, принес он мне этого жмыха, и я потом дня три не мог отделаться от изжоги. А в детстве такое было лакомство! Еще помню, как первый раз в жизни попробовал мороженое. Мне было десять лет, и это было в городе, ведь у нас в деревне его в помине не было. Зато у нас было морозиво. Моя бабушка всегда это готовила на Новый год и Рождество. Брала творог, перемешивала со сметаной и сахарком, и - на мороз. Мы, дети, грызли эти замороженные лепешечки - вот было лакомство!

- А Рождество разве отмечали в то время? В СССР же это было не принято.
- Разумеется! Но мои бабушка и дедушка были глубоко верующие люди, и мама - тоже. Мы советских запретов не боялись, в Святки ходили и колядовали. И все крупные церковные праздники в нашей деревне всегда отмечались.

О больших режиссерах и большой любви
- Вы работали с большими режиссерами…
- Мне в жизни повезло. Я снимался у замечательных режиссеров: у Андрона  Кончаловского, Владимира Наумова, Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, Юрия Озерова, Карена Шахназарова - всех и не перечислить... Но самое главное для меня, что мне очень везло на партнеров! Я играл с потрясающими артистами: Олегом Басилашвили, Евгением Евстигнеевым, Людмилой Шагаловой, которую все называли Лялечка… Я могу перечислять долго… В этом плане у меня - счастливая судьба!

- Замечаете ли разницу между актерами старой школы и молодыми?
- Честно говоря, не думал об этом… Но, пожалуй, есть разница - в отношении к профессии, к драматургическому материалу. Раньше в основе была дотошность, какое-то глубинное проникновение в тему. А сейчас замечаю у большинства молодых актеров некоторую поверхностность. Смотришь сериалы и видишь, что им лишь бы слова сказать, а сердчишко-то спит! Неискренность и фальшь - они сразу чувствуются. И в отношениях - точно так же.

- Ну, Вы сами никогда не были обделены женской любовью и вниманием…
- А как иначе? Без любви человек жить не может! У меня есть такие стихи: «Любовь моя! Вселенная ума и чувств моих космическая бездна. Мне тайны открывают свет и тьма, а таинство любви мне неизвестно…». Ведь любовь - бескрайняя, она, как космос. И в этом космосе все бывает: и радость, и счастье, и слезы, и горе. Но без любви человек - не человек…

Карен ШАХНАЗАРОВ: «Саша как был мальчишкой - так и остался!»

Режиссера Карена Шахназарова по праву можно назвать «крестным отцом» актера Александра Панкратова-Черного. Именно он доверил своему коллеге-режиссеру главную роль в картине «Мы из джаза», а потом (тоже главную роль) - в фильме «Зимний вечер в Гаграх». О том, как нелегко дались Александру Васильевичу обе эти роли, ставшие яркими моментами его актерской биографии, и рассказал нам сам Карен Шахназаров.

- Карен Георгиевич, вы много лет знакомы с Александром Панкратовым-Черным…
- Да, он играет в моей жизни очень важную роль. Ведь мы по жизни - близкие друзья. Мы вместе учились во ВГИКе - правда, на разных курсах, и, собственно, с тех самых пор и дружим. А потом уж он сыграл в моем фильме «Мы из джаза», что вышло, кстати, совершенно случайно.

- Как же это случилось?
- Саша тогда снял свою картину «Похождения графа Невзорова», очень, на мой взгляд, неплохую, и у него были сложности с ее выпуском. А ему в Москве некуда было деваться. Квартиры у него не было, он же не москвич. Вообще, непонятно, как он тогда жил… Он приходил на «Мосфильм», где я тогда работал. У меня были своя съемочная группа и несколько комнат, в которых мы располагались. Мы с ним болтали… И как-то раз, когда не было актера, я попросил его почитать за него текст. И это было в его исполнении настолько смешно и неожиданно, что мне пришла идея взять на эту роль именно его. Я предложил Саше «попробоваться». Он замахал руками: «Да что ты! Я же не актер, а тут - главная роль! Да еще и фильм музыкальный!» Но я его уговорил, и так получился фильм «Мы из джаза», где он сыграл совершенно блистательно! А тогда были худсоветы и редколлегии, и было довольно сложно утвердить на главную роль непрофессионального актера. Но Сашу утвердили единогласно на первых же пробах! Но тут выяснилась другая проблема: что у него абсолютно нет музыкального слуха…

- Об этом ходят легенды. И как же вам удалось это скрыть?
- Мы учили его имитировать многие вещи - игру на банджо, на трубе. Надо было танцевать степ, петь, а если не петь, то правильно это изображать… И вот тут обнаружилась его колоссальная работоспособность: он работал, как вол, репетировал сутками! Мы наняли ему разных преподавателей, которые учили его, как правильно изображать аппликатуру на музыкальных инструментах, учили танцевать. И в итоге удалось все это показать на экране.

- И потом вы сняли его еще в нескольких фильмах…
- Да, позже была картина «Зимний вечер в Гаграх», и, кстати, с ней тоже казус вышел. Ведь я утвердил на главную роль Игоря Скляра - очень музыкального актера. Но он не смог принять участие, потому что его не отпустил руководитель театра Лев Додин. А вторым номером на эту роль у меня шел Саша. И сейчас я понимаю, что не было бы счастья - да несчастье помогло, и с Сашей эта картина заиграла совершенно другими красками, приобрела другое звучание. Просто не представляю теперь этот фильм без него! Саша - человек необыкновенного обаяния и харизмы. Он - истинно русский самородок, и в нем так много всего народного. Он постоянно окружен простыми людьми. Ему все время звонят люди с буровых, шахтеры, летчики, с которыми он случайно познакомился где-нибудь в Новосибирске. Он легко сходится с людьми и вызывает у них массу положительных эмоций. Случайные, в общем-то, люди часто живут у него дома. Спрашиваешь его: «Саша, а кто это сейчас у тебя? Это твои друзья?» Отвечает: «Да нет, познакомились пару недель назад в Тюмени». Саша - очень открытый и простодушный, его все очень любят. Он удивительным образом до сих пор сохранил в себе некое ребячество, и как был мальчишкой - так и остался! И я хочу еще раз пожелать ему здоровья, чтобы он еще долго нас радовал своими ролями!

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости