«Сейчас сделано всё, чтобы человек не учился!»

Социум

Программа обучения водителей в автошколах усложнится и резко подорожает

Программа обучения водителей в автошколах может серьезно измениться уже в ближайшее время. Учитывая катастрофическую ситуацию с аварийностью на дорогах, предлагается не только увеличить время обучения, но и усложнить процедуру сдачи экзаменов. Как эти нововведения могут отразиться на качестве подготовки водителей, пытались разобраться корреспонденты «ВС».

Учить по-новому
Практически год назад - в мае 2013 года - было объявлено о принятии поправок в Закон «О безопасности дорожного движения», которые вводят новые категории и подкатегории транспортных средств. Если раньше их было только пять - А, В, С, D и E, то с 5 ноября 2013 года (дата вступления поправок в законную силу) закреплено десять основных категорий и шесть подкатегорий.
- Увеличение количества подкатегорий - это мировая практика. Если раньше, грубо говоря, были «жигули» и ЗИЛ, то сейчас разновидностей техники огромное множество - квадроциклы, трициклы, легкие автобусы, тяжелые автобусы, двухэтажные автобусы, тралы и так далее. Изменения в такой ситуации были просто необходимы, - пояснил директор автошколы «Успех» Алексей Ашаев.
Сейчас в автошколах продолжают учить по старым программам, а ГИБДД выдает водительские удостоверения старого образца. Неповоротливая машина бюрократии «зажевала» поправки в закон. Минтранс и Минобрнауки в течение полугода перекладывали друг на друга ответственность за разработку новых программ подготовки водителей и только в конце ноября все-таки остановились на Министерстве образования. Подготовленный же проект вызвал бурное обсуждение и до сих пор окончательно не согласован.

Роковая ошибка
Ожидается, что итоговый вариант программ обучения будет принят в течение двух ближайших месяцев. Что конкретно в них появится, никто пока с точностью сказать не может, однако анонсируется, что на теоретические занятия будущих водителей теперь отводится около двухсот часов. Это почти вдвое больше, чем сейчас. Сто часов теоретических занятий предусмотрено даже для получения водительского удостоверения самой простой категории «М» для управления маломощными мопедами.
В целом время обучения увеличится с двух до четырех месяцев. Процедура сдачи экзамена на получение водительского удостоверения также станет более длительной и сложной.
- В настоящее время при сдаче теоретической части кандидат в водители может допустить две ошибки в билете из двадцати вопросов. По новым требованиям предлагается за каждый неправильный ответ добавлять пять новых вопросов. Я считаю, что это хорошо, - говорит Алексей Ашаев. - Две ошибки на дороге могут стать роковыми. К примеру, сейчас в каждом билете три вопроса на знание правила проезда перекрестков. Если человек делает ошибку в этих вопросах, можно делать вывод, что он правила не знает. Как его можно в таком случае выпускать на дорогу? По-моему, вообще никаких ошибок в теоретической части экзамена допускать нельзя. Кто-то может сослаться на волнение на экзамене, но на дороге начинающего водителя ждет гораздо больше стрессов.
Что касается экзамена по вождению, он тоже усложняется. Проводить его будут в два этапа. После сдачи экзамена на закрытой площадке кандидат в водители снова направляется в автошколу, получив допуск на выезд на дороги общего пользования. Откатав положенное количество часов, он допускается к сдаче второго этапа практической части экзамена - в городе.
- Вождению в городе надо уделять больше внимания. Я сторонник того, что в большей степени надо обучаться в реальных условиях. Что толку ездить между фишками? Вот когда с одной стороны БМВ, а с другой «мерседес», тогда это совершенно другое ощущение. В реальной дорожной ситуации все по-другому, - считает Алексей Ашаев.
Законодатели предполагают введение в образовательную программу новых курсов - к примеру,  психофизиологические основы деятельности водителя. То есть по окончании автошколы водители будут знать, как сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов. Также водителей будут учить бесконфликтному общению и правилам обращения с агрессивными коллегами. Отдельно ученики изучат влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя. Но уже сейчас в нескольких автошколах Саранска с учениками работают психологи и юристы.
- Общение с психологами и юристами очень востребовано, потому что многие водители ведут себя на дороге очень агрессивно. Новичкам бывает очень тяжело перебороть страх, а водитель должен быть психологически устойчив, - говорит Алексей Ашаев.
Недооцененные
Существенное увеличение количества часов обучения однозначно повлечет за собой и повышение стоимости. Причем некоторые эксперты, изучив новые требования для автошкол, даже высказали мнение, что программа подготовки водителей может подорожать до 100 тысяч рублей. Но для Мордовии такая стоимость выглядит совсем уж нереальной. В нашей республике уже сейчас идет жесткая борьба за клиента, которого далеко не во всех автошколах привлекают качеством услуг. Ставку чаще делают на низкие цены. В небольшом Саранске действует 14 автошкол. Вместе с филиалами их около 30.
- Стоимость обучения водителя категории «В» в Мордовии самая низкая в Поволжье и одна из самых низких в России. Парадокс: почему-то для покупки авто человек может найти 500-600 тысяч рублей, а на обучение деньги тратить жалко. По программе каждый ученик должен откатать 50 часов, и чаще всего экономят именно на этом, - говорит замдиректора еще одной автошколы Ольга Казакова.

Алексей Ашаев солидарен с коллегой:
- В последние годы в связи с ростом конкуренции на рынке стоимость обучения в автошколах стала резко падать, несмотря на рост цен на ГМС и инфляцию. К примеру, в 2008 году стоимость подготовки водителя самой популярной категории «В» равнялась 8,5 тысячи рублей без учета стоимости уроков вождения. В настоящее время самая высокая цена в Саранске - 7,6 тысячи рублей. Автошколам с нормальной материально-технической базой и автопарком стало невозможно выживать, не говоря о том, чтобы получать какую-то прибыль и развиваться. Сделано всё, чтобы человек не учился. Привлекая клиентов, автошколы закрывают глаза на то, что ученики не откатывают положенное программой количество часов вождения. Почему так происходит? Многие школы не могут этого позволить из-за отсутствия необходимого количества автомобилей в автопарке (для группы в 25 человек автошколе надо иметь от 4 до 8 автомобилей). Выгодно и ученику - он экономит в затратах на обучение. Что в итоге на дорогах происходит, мы все видим.
Конечно, автошкола может сослаться на то, что 6-7 тыс. рублей - это только стоимость теоретического курса, но по факту 50 часов вождения, положенные правилами, откатывает редкий ученик. И дело не только в желании сэкономить, но и в отношении к работе кадрового состава автошкол. Уровень инструкторов и преподавателей сегодня катастрофически низкий. Для того чтобы стать инструктором, сейчас ничего не нужно, достаточно иметь права с трехгодичным стажем и окончить недельный (!) курс, который по факту является простой формальностью, чтобы получить удостоверение и допуск к работе. При этом каждый из них учит по принципу: «Делай, как я». И совсем не факт, что новоиспеченный инструктор представляет собой образец водительского мастерства.
- Теория преподается неплохо, её сдают практически все, а вот с вождением настоящая беда. В моей автошколе было два инструктора, один - спокойный, и попасть к нему было счастьем. Второй был совершенно не мотивирован на обучение клиентов, он хамил и постоянно крыл учеников матом, - говорит жительница Саранска Елена о своем опыте учебы в автошколе. - Из оплаченных 2 академических часов вождения (что реально дает 1,5 часа), в действительности откатывалось 50 минут, затем следовало выдворение глупого ученика из авто и предложение купить права. Вот и все обучение вождению.
В принципе такая ситуация сейчас весьма распространена, это может подтвердить любой недавно получавший водительское удостоверение человек. Когда же дело доходит до экзамена, некоторые автошколы нередко передают ГИБДД табели с липовыми оценками за вождение.
- В других регионах действуют ассоциации автошкол, которые регулируют вопросы ценообразования. В Мордовии эта тема тоже неоднократно поднималась, но её не поддерживают. Дело в том, что повышение цен обернется тем, что люди начнут выбирать автошколу, которая предоставит лучшие условия по сравнению с другими - более удобные классы, лучший автопарк, начнут обращать больше внимания на качество преподавания. Естественно, многим автошколам это невыгодно. Почему-то у нас ни один контролирующий орган и сами люди, которые идут в автошколу, не задаются вопросом - какое качество обучения могут обеспечить школы, работающие в полуподвальных помещениях с автопарком в одну-две машины? Обучая группу из 25 человек, автошколе надо иметь минимум  четыре машины, а значит, четырех инструкторов. Даже при минимальной заработной плате в 5600 рублей, которую будут получать все сотрудники автошколы от директора до уборщицы, с учетом оплаты жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, ГСМ, хозяйственных расходов, затрат на учебную литературу, обслуживания авто, аренды полигона выходит, что стоимость обучения одного человека не может составлять меньше 12,5 тысячи рублей. При этом я не учел ведение банковских счетов, налоги и отчисления в ФСС и Пенсионный фонд, плату за аренду помещения, охрану, работу системного администратора, затраты на рекламу, а также ремонт и содержание зданий, покупку тренажеров и оборудование классов, - подчеркивает Алексей Ашаев. - Повышение цен на обучение все автоматически воспринимают негативно, при этом забывая, что водительское удостоверение выдается один раз на всю жизнь, и это огромная ответственность не только за себя, но и за других людей на дорогах.

Марина КЕНДЯЛОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости