«Агропромышленный комплекс – флагман экономики Мордовии»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
С Илзе Лиепа мы встретились в книжном магазине «Москва». До презентации ее книги «Театральные сказки» есть немного времени, и мы беседуем обо всем понемногу… От собеседницы трудно отвести взгляд. Илзе ни на минуту не перестает быть балериной. В ее царственной осанке, повороте головы, пластичных жестах столько красоты, что хочется подражать, тоже стать хоть немного балериной. Наверное, не только талантливые люди талантливы во всем. Но и красивые - красивы во всем… А когда Илзе говорит о четырехлетней дочери Надежде, она становится похожа на Мадонну Рафаэля - столько нежности в ее глазах…
Сказка на ночь
- Илзе, ваши коллеги-артисты обычно пишут автобиографические книги о том, как они шли к успеху, какие у них планы на будущее… А вы написали сказки. Почему?
- Идея родилась совершенно спонтанно. Из самой жизни. Моя балетная школа-студия выпускает свою газету «Экзерсис», и редактор предложила мне к новогоднему номеру написать сказку. Меня, если честно, это предложение удивило. Я не очень представляла себе, смогу ли это сделать. Но все же согласилась. Я помню, что сидела в кафе, ждала встречи и решила чем-то себя занять. Взяла лист бумаги и написала первые строчки: «Жили-были балетные туфельки». Так ведь начинаются многие сказки. А сюжет родился как-то легко. И сказку я написала на одном дыхании. Надо сказать, что в тот момент я была беременна моей дочерью. А вот последняя сказка из этой книжки писалась уже по заказу Нади. Она попросила написать волшебную историю про лягушку. Так и возникла сказка «Лягушка-балерушка».
- Может быть, в ваших сказках есть что-то автобиографическое?
- В этой книге, безусловно, есть мои детские воспоминания. Отец или мама часто брали нас с братом к себе в театры (отец Илзе - знаменитый танцовщик Большого театра, народный артист СССР Марис Лиепа, мама - актриса Театра им. Пушкина Маргарита Жигунова - прим. автора). На уровне ощущений, запахов, самых разных ассоциаций это всё осталось в памяти и в сердце.
Прототипы
- Значит, у ваших сказочных героев есть и прототипы?
- Есть. Например, в сказке «Горячее сердце» я рассказала про двоюродную сестру Галину. Когда мы с братом были маленькими, Галина уже училась в ГИТИСе на театроведческом факультете и подрабатывала осветителем в театре. Иногда она нас с Андрисом брала к себе в ложу осветителей. И это невероятное ощущение, когда идет спектакль, а ты сидишь высоко-высоко и наблюдаешь, как по сцене скользит луч света. Волшебно! И вот я написала, как два луча полюбили друг друга. И в этой сказке есть «мастер», которого я совершенно сознательно назвала Галина.
- Наверное, Наде читаете свои сказки на ночь?
- Сейчас очень часто. Просто это книжка новая, мы ее долго ждали, поэтому и интерес к ней особый. Дочка любит все эти истории. Она задает мне вопросы, рассматривает картинки. Я счастлива, что она именно мою книгу держит в руках. А вообще мы много читаем, даже те книги, которые нам не по возрасту.
- Какие, например?
- Поэму «Руслан и Людмила» Пушкина. Конечно, я ей поясняла все трудные места, и поэтому Надюша хорошо приняла это произведение. А еще мы читаем Ганса-Христиана Андерсена, Шарля Перро, Беатрис Поттер, Александра Милна... Всего и не перечислить уже!
Семейные традиции
- Илзе, какие семейные традиции у вас передаются из поколения в поколение?
- Наши семейные традиции - это отношение к искусству. Мы воспринимаем жизнь как служение балету.
- А ваши родители с самого начала поддерживали ваше стремление стать балериной?
- Мои родители никогда нас с братом не отговаривали от балета. Настраивали, помогали, но не отговаривали.
- Некоторые родители, как только рождается ребенок, уже расписывают его жизнь на многие годы вперед - в какие он будет кружки ходить, где будет учиться… У вас есть обязательные условия для дочери?
- Я думаю о настоящем. Моя задача - выстроить ее жизнь в рамках сегодняшнего дня. Дать то, что ей нужно сегодня. А сегодня Наде нужно учиться в моей школе-студии. И это колоссальная возможность открыть для нее мир искусства, гармонии, хорошей музыки. С этого возраста нужно развивать ребенка как многогранную личность.
Худейте у балетного станка!
- Илзе, если честно, тяжело быть работающей мамой?
- Тяжело, но вполне возможно. Я стараюсь уделить максимальное количество времени Наде. Мы с ней много времени проводим вместе, даже путешествуем.
- Хочу задать исключительно женский вопрос: балеринам нужно поддерживать форму? Диеты, занятия спортом - вам это необходимо?
- Мне хватает хореографии и пилатеса. А женщинам дам совет: хотите быть стройными - вставайте к балетному станку!
- Сейчас у вас в жизни непростой период. Что вам придает моральных сил?
- Я живу в мире, который предъявляет уже «готовые обстоятельства». И понимаю, что в данной ситуации могу рассчитывать только на веру. Меня в буквальном смысле поддерживает только она.
Предназначение
- Илзе, вы строгая мама?
- Я бываю и строгой, и могу иногда выйти из себя - все-таки все мы люди. Но это бывает очень редко. И в такие моменты Надя мне говорит: «Не разговаривай со мной так!». В смысле так строго. Она очень нежная девочка.
- Надежда продолжит знаменитую династию Лиепа? У нее есть задатки балерины?
- Мне пока трудно сказать. Танцует она беспрестанно. Но это еще ни о чем не говорит. Дочь очень музыкальна. Прекрасно чувствует музыку и для своего возраста умеет хорошо передавать ее в движении. Я ей недавно примерно так объясняла значение слова «предназначение». Есть люди, которые чувствуют, что их дело жизни, например, печь пироги. Это кондитеры. Есть еще и другие люди... На что она мне ответила: «Ну, мы-то с тобой балерины!». Так что сама Надя свое предназначение уже обозначила!
Поделиться в соц. сетях:
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр