Сколько стоит вольная

Социум

Какие перемены сулит нам отмена мобильного рабства?

До недавних пор все было предельно ясно: код 927 однозначно указывал на то, что данный номер сотового телефона принадлежит «мордовскому» «МегаФону», 905 - «Билайну», 917 - «МТС»... Теперь, однако, о подобной простоте при идентификации остается лишь вспоминать. С 1 декабря прошлого года вступили в силу изменения в законодательстве, начисто отменяющие существовавшее прежде так называемое «мобильное рабство». Согласно им, любой абонент сотовой связи вправе уйти от одного оператора к другому, сохранив при этом свой старый номер. «ВС» решил выяснить, насколько востребовано сегодня такое предложение, как указанное нововведение может изменить расстановку сил на рынке и каких сюрпризов следует ожидать потенциальным «дезертирам».

Всем спасибо, все свободны…
Напомним, с инициативой внедрить в России принцип переносимости мобильного номера выступил в апреле 2012 года Дмитрий Медведев, занимавший в ту пору президентское кресло. Переход, согласно первоначальному замыслу, ничего не должен был стоить абонентам. Все затраты предполагалось возложить на плечи сотовых компаний. Причем менять операторов граждане могли едва ли не как перчатки - сколь угодное количество раз. Чуть позже появился и сам термин «мобильное рабство». Правда, вопреки досужему убеждению в обиход его ввел вовсе не тогдашний Глава государства, а руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Озвученное предложение, само собой, вызвало широкий общественный резонанс. Только если абоненты, а вслед за ними чиновники и парламентарии радостно его поддержали, то сотовые компании, напротив, восприняли без особого энтузиазма. И на то, надо признать, были свои причины.
Прежде всего, «сотовики» явно побаивались почти неминуемого шквала обращений и вызванных этим организационно-технических проблем. Кстати, проведенный по заказу Министерства связи и массовых коммуникаций социологический опрос наглядно показал: сменить оператора, в принципе, не возражал бы каждый второй пользователь. А около трех миллионов клиентов и вовсе готовы были осуществить задуманное в течение ближайших нескольких месяцев.
Другой, не менее важный довод - потеря выручки. Тем более что уход активных абонентов не только означает сокращение платежей, но и способствует развитию недобросовестной конкуренции. Ну кто, к примеру, может помешать компании, выбранной абонентом, свалить вину за возникшие было технические неувязки на того, кто якобы не желает отпускать богатого клиента?! Да еще и попутно обвинить партнеров в бездействии, понимая, что каждый день «простоя» оборачивается для них серьезными убытками.
В декабре все того же 2012-го нынешний Президент России Владимир Путин подписал закон об отмене «мобильного рабства». В нем уже содержался ряд ограничительных норм. Так, абонентам разрешалось менять оператора не чаще одного раза в полугодие. Стоимость же самой услуги не должна превышать 100 рублей. Со временем были учтены и другие пожелания провайдеров. В частности, установлено, что восьмидневный срок переноса номера они обязаны соблюдать только с середины весны 2014 года. А до тех пор у них есть время, чтобы решить все возникающие технические вопросы, провести тестирование и исправить выявленные ошибки.
Благодаря этому удалось убедить провайдеров не брать так называемую техническую паузу, то есть попросту перенести сроки запуска услуги. С 1 декабря прошлого года операторы «большой тройки», а также некоторые локальные игроки заявили о своей готовности к внедрению услуги MNP (переносимости мобильного номера).

Без шума и пыли
Для граждан нынешняя процедура перехода в другую сеть не выглядит столь уж сложной и утомительной.
- Надо всего лишь взять с собой паспорт и обратиться в один из наших салонов с соответствующим заявлением, - поясняет PR-менеджер сотовой компании Ирина Ионкина. - При желании можно заполнить заявку и на сайте, чтобы выбрать наиболее удобное время и офис, в который хотите обратиться. Уведомлять предыдущего оператора об уходе абонент не обязан. Важно только, чтобы на его счете не было задолженности за услуги связи. При оформлении заявления наш консультант поможет подобрать наиболее выгодный для клиента тарифный план и выдаст новую SIM-карту. О дальнейших этапах выполнения заявки и возможности использования SIM-карты он будет проинформирован посредством SMS или по электронной почте.
- Перед обращением в офис мы рекомендуем также сверить паспортные данные со сведениями, указанными в договоре со «старым» оператором, и при необходимости их исправить, - продолжает старший менеджер салона сотовой связи Елена Кудашкина. - Это поможет избежать отказа в переходе к другому оператору. Выданный «временный» номер будет действовать до момента переноса. В дальнейшем его тоже можно будет сохранить, получив дополнительную SIM-карту.
Собственно, процесс «передачи» абонента проходит уже без его участия. Компания, к сети которой он пожелал примкнуть, делает запрос в базу данных телефонных номеров (ее оператором является указанный правительством Центральный научно-исследовательский институт связи). Оттуда запрос поступает прежнему провайдеру, и если тот подтверждает правильность пришедшей информации, переход фактически можно считать состоявшимся.
Несмотря на кажущуюся простоту, технически перевести клиента из одной сети в другую довольно сложно. Дело в том, что операторам необходимо перенаправить маршрутные таблицы транзитных узлов связи, внести изменения порой в несколько десятков информационных систем. И хотя тесты, проведенные компаниями «большой тройки», в целом прошли весьма успешно, гарантий, что проблем не возникнет вовсе, никто не дает. Ведь помимо «МТС», «МегаФона», «Билайна» и активно наступающего им на пятки «Ростелекома» в паре с «Tele-2» в России существует почти полторы сотни сравнительно небольших региональных провайдеров. Многие из которых к MNP совершенно неподготовлены.

Юрьев день
На практике это означает, что у «перебежчиков» (по крайне мере, первых) могут возникнуть сложности, например, при прохождении звонков с фиксированных линий. Набравший переносимый номер человек просто услышит в трубке стандартное: «Аппарат вызываемого абонента выключен или...», а то и вовсе: «Обслуживание приостановлено». Конечно, если собеседник знает, в чем тут дело, он лишь понервничает. Но неосведомленные люди запросто и удалят контактные данные из телефонной книги.
Следующая трудность - невозможность совершения бесплатных вызовов. Граждане уже давно привыкли к тому, что внутрисетевые разговоры либо вообще ничего не стоят, либо обходятся в сущие копейки. Многие, увидев на дисплее «родной» префикс, не задумываясь, тут же перезванивают. Теперь, увы, подобная инициатива может обойтись дороже.
Непонятным остается и то, кто и каким образом взыщет с абонента долг, коль скоро информация об этом поступила уже после смены оператора. Известно, что расчеты с теми же роуминговыми партнерами происходят в течение 30 дней. А значит, существует вероятность, что о задолженности «потерявшегося» клиента оператор узнает уже постфактум.
Однако едва ли не самая существенная для граждан трудность связана с прохождением платежей. Большинство крупных платежных сервисов успели наладить взаимодействие с оператором базы данных. И все же, прежде чем положить деньги на счет в ближайшем терминале, стоит серьезно подумать. Вполне возможно, система не учтет переноса номера, и придется немало постараться, дабы вернуть затерявшиеся на виртуальных просторах средства.

Оставаться на связи
Сегодня еще рано делать выводы о том, насколько востребованной оказалась данная услуга у рядовых пользователей. Тем не менее предельно очевидно: ажиотажным спросом она вряд ли пользуется. Согласно сведениям оператора базы данных, всего на 4 февраля поступило 77100 соответствующих заявок, перенесено же было 19196 номеров. В Мордовии по состоянию на 17 января было зафиксировано шесть переходов к другим операторам. Причем первые два произошли 17 декабря прошлого года.
- Работы по переносу действующих телефонных номеров проводятся в штатном режиме, в соответствии с действующим законодательством, - заверяет Ирина Ионкина. - Хотя желающих сменить одного оператора на другого пока совсем немного. Мы говорим лишь о единичных случаях поступления заявок.
- Граждан, готовых ныне сменить сотовую компанию, сохранив при этом действующий номер, очень мало, - подтверждает Елена Кудашкина. - Обычно это хотят сделать владельцы «золотых», «серебряных» и прочих «красивых» номеров, плюс абоненты, по различным причинам стремящиеся оставить за собой привычный номер. А вот остальным проще купить SIM-карту другого оператора. Стоят они ничуть не дороже, к тому же есть возможность совершенно бесплатно проинформировать о смене номера тех, с кем не хочется терять связь.
Воздержаться на время от «бегства» советуют и прагматичные эксперты. Ведь совсем скоро провайдеры, не сумевшие отпустить абонента в установленный законом срок в другую сеть, будут обязаны обслуживать его совершенно бесплатно. Ровно до тех пор, пока не исполнят заявку. В этом случае понесенные клиентом затраты с лихвой компенсируются приятным безлимитным общением.

Драйвер роста
Расслабиться впору также абонентам, и вовсе не помышляющим о переходе в другую сеть. Новая система для них довольно выгодна. Ведь почти свободное перемещение масс в мобильном пространстве по логике должно усилить конкуренцию и, как следствие, способствовать повышению качества услуг связи, снижению цен на них
- Отмена в России так называемого «мобильного рабства», безусловно, является логичным и своевременным решением, - считает аналитик Анна Зайцева. - Мировая практика демонстрирует, что внедрение MNP (Mobile Number Portability) действительно становится сильным драйвером роста конкуренции на рынке, оборачиваясь, в том числе, снижением средних цен. И хотя по некоторым консервативным оценкам в MNP ныне заинтересована незначительная часть абонентов сотовой связи России (около 3-4%), доступная стоимость услуги по смене оператора должна способствовать существенному снижению уровня лояльности клиентской базы. Активная миграция абонентов приведет к тому, что операторы связи, с одной стороны, сконцентрируются на привлечении новых клиентов (в частности, за счет демпинга и выгодных групповых тарифных планов), а с другой - серьезно задумаются о сохранении существующей абонентской базы, предлагая клиентам разнообразные программы лояльности. Параллельно в борьбе за абонентов им придется активнее инвестировать средства в развитие инфраструктуры и внедрение современных технологий связи (прежде всего речь о зоне покрытия и высокоскоростной передаче данных). Таким образом, снижение цен и увеличение капитальных затрат на фоне обострения конкуренции приведут к сокращению рентабельности бизнеса игроков рынка.
На текущий момент мы выделяем несколько бенефициаров внедрения MNP в России. Прежде всего, это «МегаФон», который не только наиболее хорошо технологически подготовлен к принятию новых абонентов, но и может похвастаться самой развитой сетью 3G, лидируя при этом, кстати, и в развитии инфраструктуры связи четвертого поколения. В то же время не стоит забывать о «Ростелекоме», который активно развивает мобильный сегмент бизнеса (в том числе на базе «Tele-2»).

Андрей КРИВОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости