Тот самый Марк Захаров

Социум

Прославленный режиссер отмечает 80-летие

«Мне нравится выглядеть несерьезным человеком, хотя на вид я достаточно угрюмая личность», - говорит о себе режиссер Марк Захаров. И действительно - он везде и всегда, в любой обстановке выглядит сосредоточенным и даже хмурым. Но близкие люди знают, что более ироничного и открытого человека не найти! Вот уже 40 лет он служит в театре «Ленком», который в народе именуют «театром Захарова». А еще он автор юмористических рассказов в стиле Аверченко, преподаватель РАТИ-ГИТИСа, бывший депутат, коммунист и актер - хотя вот эту «слабость» он себе позволяет все реже и реже…

Театралы знают все его постановки, ставшие классикой жанра: «Юнона и Авось» - спектакль, который уже более 30 лет идет на сцене театра «Ленком», музыкальный спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», в котором блистали Александр Абдулов и Николай Караченцов, «Поминальная молитва» с Евгением Леоновым, Татьяной Пельтцер и Александром Абдуловым… А телезрители любят Захарова за фильмы «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона», смотреть которые можно бесконечно…

«Подумать о другой профессии»
Марк Анатольевич Захаров родился в октябре 1933 года. Его отец воевал в рядах Добровольческой армии, был ранен. Мать Захарова - настоящая «жена декабриста» - несостоявшаяся актриса, отправившаяся за мужем, сосланным по политической статье на поселение.
В школе Марк Захаров учился средне, особо не перетруждаясь. Но окончил ее без троек - уже в десятом классе взялся за ум и стал хорошистом. После школы, как и у всех, встал вопрос: куда пойти учиться?
- Папа с детства очень интересовался театром и занимался в драмкружке, поэтому решил стать актером, - рассказывает Александра Захарова, дочь Марка Анатольевича. - Но бабушка была против актерства и посоветовала ему идти учиться на инженера. Не смея перечить ее воле, папа подал документы в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева. Но на престижный факультет не попал, и ему предложили поступать на менее востребованный - «водоснабжения и канализации». К счастью, бабушка поняла, что это не самый завидный вариант, и разрешила поступать ему на актерский факультет.
На предварительной консультации в Школе-студии МХАТ Захаров читал «Вересковый мед» Бернса в переводе Маршака. Однако педагог, набиравший актеров на курс, не впечатлился и посоветовал юноше подумать о другой профессии.
Но Захаров не сдался.
- Бабушка сама подготовила папу к экзаменам в театральный вуз, и в 1951 году он оказался в ГИТИСе на актерском факультете под руководством Раевского, Лесли и Конского, - рассказывает Александра Захарова.
Театральную карьеру будущий прославленный режиссер начинал в массовках. Например, в спектакле «Дорога свободы» Николая Охлопкова он сыграл… подневольного негра.

Превратности судьбы
После окончания ГИТИСа Захаров получил немало предложений… Одно из них - от объединения «Цирк на сцене». Марк Анатольевич хорошо владел искусством сценического боя на шпагах… Но от цирка Захаров отказался. И по распределению отправился в Пермский областной драмтеатр, где работал три года. Играл разные комические роли, забавных людей - его внешность к этому располагала…
- Я никогда не мечтал о режиссерской профессии, но чувствовал генетическую и психологическую предрасположенность к ней, - признается Захаров. - В итоге по приглашению Плучека оказался в Театре сатиры. Валентин Николаевич поверил в меня, сказал: «Будешь режиссурой заниматься»… Выходит, что именно он благословил меня в начале режиссерского пути.
На тот момент Марк Анатольевич был уже семейным человеком. И именно его жена - актриса Нина Лапшинова - уговорила его вернуться в Москву из Перми. Его дебют на профессиональной сцене состоялся в 1967 году - в Театре сатиры Захаров поставил спектакль «Доходное место», который после 40 представлений запретили за «идеологическую порочность» и сняли из текущего репертуара. Но в том сезоне спектакль произвел фурор.

Сорок лет вместе
В театр «Ленком» Марк Захаров пришел в 1973 году. Тот «Ленком» отличался от нынешнего звездного театра - залы были полупусты, и лишним билетиком у входа никто не интересовался. С приходом Марка Захарова ситуация изменилась.
- Папа попал сюда в тяжелый для театра период - зритель в него не шел, - рассказывает дочь режиссера. - Он начал возрождать театр, но при этом не уволил ни одного артиста - он никого не трогал, не выяснял ни с кем отношений... Он пришел - и просто начал ставить спектакли. Первый, «Автоград-XXI» 1973 года, может, был полууспехом. А потом был грандиозный «Тиль» с Николаем Караченцовым и Инной Чуриковой, затем музыкальный спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», потом - рок-опера «Юнона и Авось»… Актеры если и уходили из театра - только добровольно! После окончания института я тоже пришла в «Ленком», хотя меня приглашали на работу три театра… И я десять лет бегала в массовке - Марк Анатольевич никогда меня не жалел. И я счастлива, потому что это была хорошая школа у замечательного учителя!
У режиссера Захарова удивительная особенность - собирать вокруг себя самых талантливых и многогранных людей. Он воспитал целую плеяду «ленкомовских» звезд, но, по собственному признанию, никогда не делал ставку на громкие имена. Творческая среда важнее одного имени.
- Театр «Ленком» - это театр поэтического, отчасти фантасмагорического мировосприятия, - говорит Захаров. - Думаю, именно это и ценит наш зритель. И ставя очередной спектакль, снимая новый фильм, я стараюсь уйти как можно дальше от своей предыдущей работы…

«Юнона и Авось»
Когда в 1981 году Захаров поставил знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось», это стало культурной сенсацией. Вместе с поэтом Андреем Вознесенским, композитором Алексеем Рыбниковым и балетмейстером Владимиром Васильевым Захаров создал пронзительный спектакль о любви русского путешественника графа Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Консепсии де Аргуэльо - Кончиты. Резанова сыграл Николай Караченцов, Кончиту - Елена Шанина. Рок-опера «Юнона и Авось» вышла в свет легко, а первые гастроли за рубежом состоялись по протекции самого Пьера Кардена, знаменитого французского модельера.
Легендарный спектакль и сегодня идет на сцене театра «Ленком» - каждый раз с неизменным аншлагом, а ария «Я тебя никогда не забуду!» стала культовым гимном вечной любви.

Любимые и родные
Марк Захаров - преданный своему делу и родным людям человек. С женой Ниной Тихоновной он счастливо живет больше 50 лет. Служит «Ленкому» 40 лет. Он знает о радостях и горестях каждого своего актера. Звезда «Ленкома» Николай Караченцов, попав в аварию и потеряв возможность выходить на сцену, по-прежнему состоит в труппе театра, он желанный гость на сборе труппы и премьерах. Семилетняя дочь умершего в расцвете жизненных и творческих сил Александра Абдулова, прелестная Женечка, зачислена в труппу «Ленкома»… Захаров не может разлюбить. Он может только любить - преданно и всю жизнь.
- Очень многое в профессии зависит от возлюбленного и возлюбленной, - признается Захаров. - Мне в этом смысле, видимо, очень повезло…

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости