«Я стремлюсь бывать в Саранске как можно чаще»

Социум

15 лет назад он основал в Нью-Йорке театр «STEPS», спектакли которого заслужили признание критиков по всему миру. Но и сейчас для режиссера Вячеслава Степнова Саранск по-прежнему остаётся городом, дорогим своей памятью

В Америке его знают как режиссера и драматурга Славу Степнова. «Степень уважения к человеку не зависит от имени. Вячеслав Юрьевич  - труднопроизносимо для англоязычных людей, а мне напоминает о профсоюзных собраниях. В Америке я взял короткую форму и стал Славой». А еще 15 лет назад Степнов основал в Нью-Йорке театр «STEPS», начал ставить классику мировой драматургии на английском, русском, испанском языках.

Спектакли «STEPS» слышали аплодисменты зрителей США, Перу, Украины, России, Новой Зеландии. Американские критики называют режиссерский почерк Степнова неожиданным и изобретательным, артисты из разных стран изучают его творческий метод, мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг поздравляет с премьерой. Но для театралов нашего города Вячеслав Степнов прежде всего человек, который несколько лет своей жизни отдал работе в нашем Русском драматическом театре и для которого Саранск по-прежнему остаётся городом, дорогим своей памятью. К нам Степнов готов приезжать при любой возможности. И он приезжает.
Мы познакомились два года назад: режиссера пригласил на встречу с труппой студенческого театра «МХАТик» его руководитель Сергей Сеничев. Было удивительно, как обстоятельно и откровенно отвечал гость на шквал вопросов артистической молодежи, как быстро нашел с ними общий язык, легко шутил, прихлебывая со всеми чая... Тогда же выяснилось, что первую роль Степнов сыграл еще семиклассником в родной Керчи, став в фильме «Соль земли Таврической» юным подпольщиком. Затем снялся еще в одном фильме - «Билет в детство». Поступление в театральный было логичным продолжением. Учился сначала в Ленинграде на курсе Игоря Владимирова, а заканчивал ГИТИС. Первым театром в актерской карьере Степнова стал Русский драматический у нас в Саранске. Это потом уже была Америка…

- Для меня с самого начала представляло интерес всё: еда, напитки, ритуалы, церкви, магазины, театры, газеты, женщины, транспорт, бары и прочее, прочее... Я наконец-то понял, что такое виски. А если серьёзно, так уж получилось, что, двадцать лет назад приехав в Америку с женой и маленькой дочерью, мы сначала поселились в городе Луисвилле - в двухэтажном доме, окруженном тишиной и лужайками. Луисвилл - типичный город одноэтажной Америки, где есть маленький центр - даунтаун, а вокруг него обширное пространство пригородов. Даунтаун - это несколько улиц и площадей с высотными зданиями, офисами, магазинами, банками. Набережная реки Огайо. Концертный зал. Здесь же и старая часть города: здания XIX века, в которых размещены суды, музеи, антикварные лавки. Есть отдельный район университета - с парками, тенистыми аллеями. За пределами даунтауна скоростные дороги. В городе нет пешеходов, все едут на машинах. В Луисвилле я чувствовал себя одиноко…
Нью-Йорк совсем другое пространство. Здесь можно ходить пешком и не ощущать себя чужим. Это замечательный и одновременно ужасный город, он абсурден во многих своих проявлениях, но в нём можно жить. Для познания мира Нью-Йорк - отличное место, лучшего и придумать нельзя. В этом разноцветном, разноязыком мегаполисе ты можешь оставаться самим собой.

- Что поразило в самом начале вашего пребывания в Америке? И что сейчас продолжает удивлять?
- Россия и Америка - две мощные, самодостаточные державы. Одна - протестантская, другая - православная. Мораль у них общая - христианская, но нравы очень разнятся... Например, американец всем строем мысли приучен видеть лишь положительные моменты в жизни. Можно к этому относиться с пониманием, можно не воспринимать всерьёз, а для русского, со стороны, в этом даже видится некая инфантильность. Однако, если поразмышлять, это самый здравый, действенный, позитивный взгляд на жизнь.
Или ритуал улыбаться встречным на улице. Это как бы сладкая красивость, проходной стандарт. Маска доброжелательности вместо импульсивной выразительности лица. В этом мало живого, одна формальность, но всё это повышает самооценку, исключает признаки конфликта, создаёт атмосферу комфорта. Таких примеров множество, я познавал эти особенности, как говорят, на собственной шкуре, через преодоление - долго и трудно...

- А что представляет собой ваш театр?
- Театр «STEPS» - это маленький нью-йоркский театр «мультикультурной концепции», который играет свои спектакли на разных языках. Сейчас это звучит красиво, но в этом не было просчитанной стратегии - получилось само собой. В самом начале в рабочем порядке образовался круг людей из разных стран. Жизнь неожиданно предложила своё решение: спектакли начали играться сначала на английском, а потом на русском и испанском языках.
В Америке театр - это место, где делают спектакли. Это «контора». Не «театр-дом-семья», где можно долго и вяло по-родственному выяснять: «Ты меня уважаешь?». Годами репетировать и спорить, кто талантливее. В Америке всё решают время и деньги. Такая философия была в диковинку, к этому надо было привыкать.
В американском театре нет понятия «постоянной труппы», это нецелесообразно по разным причинам. Актёров приглашают от проекта к проекту. Актёрский алгоритм прост: собрались, сыграли, разбежались. Здесь общий спектакль ещё не повод для дружеских отношений. С другой стороны, у нас в театре, например, есть свой круг уже проверенных актёров - этакий «актёрский банк». К этим актёрам мы часто возвращаемся и сотрудничаем с ними. И русских среди них достаточно...
Помню, однажды ко мне на кастинг пришёл известный пожилой актёр, держа в руках стакан виски со льдом - на первом этаже здания работал бар. Я оторопел от такого нахальства. Сам не ангел в этих вопросах, я вскипел праведным гневом «строителя коммунизма». Впору было срочно собирать профсоюзное собрание и песочить этого нерадивого артиста. Слава богу, хватило ума сделать вид, что для меня это в порядке вещей. Только потом я понял, что здесь не принято общественно порицать подобное действие. Это дело частное. Чуть позже этот «нахальный» артист замечательно сыграл в моём спектакле по Шолом-Алейхему. Он оказался человеком серьёзным и ответственным. Мы подружились. До сих пор этот артист входит в постоянный состав «совета директоров» компании.
(Журнал «Иные берега» - издание о русской культуре за пределами России - начал публикацию отрывков книги Славы Степнова «Буковки, не провалившиеся в щель…». Там он так пишет о своей работе: «Когда в театре имеешь дело с представителями разных национальностей - задача усложняется. Скрытые подводные камни чужой ментальности в одночасье могут утопить тяжелый корабль общего сочинения. Соединить в творческом экстазе высокомерных англосаксов, обидчивых латинос, темпераментных евреев, медлительных афро-американцев, необязательных славян непросто... В театре мало окружить себя профи, нужно еще и влюбить всех друг в друга. Здесь, как в неожиданной страсти, должна произойти химическая реакция, сложиться «формула любви».)

- Вячеслав Юрьевич, в Саранске уже несколько лет проходит международный театральный фестиваль «Соотечественники». Есть вероятность того, что мы когда-нибудь увидим среди его участников и ваш театр?
- С фестивалем «Соотечественники» у нас пока не складываются отношения. Мне официально сообщили, что приезд на фестиваль финансирует МИД России. К сожалению, американские театральные компании не входят в приоритеты министерства. Наверное, это правильно: МИД больше заинтересован работать с ближним зарубежьем. Ну а нам ехать на фестиваль за свой счёт очень дорого. Получается замкнутый круг... Но Саранск в моих планах есть всегда. Здесь я жил и работал. В этом городе жили и живут дорогие мне люди. Я стремлюсь бывать в Саранске как можно чаще.

- Для вас так важно бывать в России, в Саранске?
- Конечно! Это необходимая содержательная часть моей работы. Кстати, в последний приезд меня познакомили с вашим мэром Петром Тултаевым. Мне он показался человеком толковым и интересным, по-моему, с ним приятно работать. Сейчас было бы заманчиво обсудить с ним идею создания «Актёрского фонда» имени Вячеслава Акашкина - замечательного мордовского артиста, моего старшего товарища и друга, к сожалению, недавно ушедшего от нас. Этот фонд мог бы помогать пожилым артистам Мордовии. Это благое дело...
Я всегда открыт для любых деловых предложений из Саранска. Это нормально. Живя в Америке, свой день начинаю с российских новостей в интернете. Занимаясь американским театром, читаю книги русских режиссёров. Разговаривая по-английски, думаю по-русски. Во мне, в моей работе естественным образом совмещаются как бы две материи... Может быть, это звучит несколько пафосно, но я хочу быть не «разделяющей чертой», а «связующим звеном» между русским началом и американским...

Наталья ГОРДЕЕВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости