Мордовский автошик

Социум

«ВС» составил хит-парад наиболее дорогостоящих иномарок жителей республики

Почти официально признано, что первая легковая иномарка появилась в Мордовии теперь уже в далеком 1976 году. Известно и имя хозяина того самого «мерседеса» 1942 года выпуска - им был житель Ардатова Юрий Кормилицын. Сегодня автомобилями из-за бугра жителей республики едва ли возможно удивить. Вон их сколько бегает по нашим дорогам - «немцев», «французов», «корейцев», «японцев»... Впрочем, если присмотреться, есть и в этой бесконечной череде свои уникумы, способные стать «самыми-самыми».

Налог на роскошь
По данным Управления Федеральной налоговой службы по РМ, количество транспорта, как, впрочем, и всего приобретаемого гражданами имущества, растет с каждым годом. В 2012 году среди собственников значилось 2818 юридических и 156062 физических лица, которые суммарно владели 236 тысячами 645 транспортными средствами. При этом количество наземного транспорта, находящегося в собственности частников, всего лишь за год выросло на 13 тысяч 275 единиц. Соответственно, увеличиваются и суммы транспортного налога, подлежащие уплате в бюджет.
В дальнейшем, по мнению налоговиков, тенденция к росту платежей будет только усиливаться. И не последнюю роль в этом сыграют так называемые повышающие коэффициенты, которые планируется применить в 2015 году в отношении автомобилей премиум-класса (стоимостью от 3 млн. руб.). По приблизительным оценкам таковых в Мордовии насчитывается около 330. Однако реальное количество дорогих легковушек будет известно позднее - к 1 марта следующего года. Именно к этому сроку Министерство промышленности и торговли РФ должно окончательно определиться с перечнем характеристик авто, которых можно было бы отнести к разряду роскошных. Мы же решили не дожидаться упомянутой даты и попытались разобраться в региональных автоособенностях.

Достаток напоказ
Лет 8-9 назад не то что «хаммеры», спорткары в республике не встречались. «Порше» же существовал в единственном экземпляре. Теперь ситуация поменялась с точностью до наоборот. В моду вошло щегольство, не сказать - вычурная, показная роскошь. Врать не станем: ни статные «роллс-ройсы», ни яркие «феррари», ни сверхмощные «бугатти» до Мордовии пока не добрались. Хотя прочих иномарок хватает. Одних только премиальных «лексусов» разных моделей в частных руках насчитывается несколько десятков штук. И это не считая, например, Audi-ТТ (пока, впрочем, единственной), внедорожников Infinity QX-56 в количестве 5 штук или представительских Audi А, коих в гаражах наших сограждан находится свыше четверти сотни.
Да о чем говорить, коль скоро и «Acura» - люксовый бренд компании «Honda» - у нас перестал считаться экзотикой. Модельная линейка МРХ представлена сразу четырьмя экземплярами, ZDX (с шестицилиндровым V-образным двигателем и панорамной крышей) - одним.
Не впечатляет, скажете? Ну, тогда продолжим. Костяк автопарка BMW 7-й серии и Porsche практически сформировался. Тут лишь «Кайенов» значится в списках аж 78 штук, включая сразу 12 машин в версии «Турбо» и 4 спортивные GTS. Мало того, сравнительно недавно объявился даже прямой наследник знаменитой модели 911 - четырехдверная Panamera. Представленная к тому же в варианте 4S - с 8-цилиндровым двигателем, 7-ступенчатой коробкой-автоматом, активной пневмоподвеской, заставляющей машину прямо-таки вжиматься в асфальт на поворотах, а до кучи - автоматическим антикрылом, угол которого увеличивается по мере роста скорости.

Музыка моторов
Названия некоторых автомобилей и вовсе заставляют учащенно биться сердца истинных ценителей скорости и комфорта. Чего стоят, например, «мазерати», «бентли», «Астон Мартин», «ягуар», наконец.
Maserati Ghibli 1994-го года в принципе уже давно снят с производства. Правда, если не принимать отдельные просчеты инженеров, это едва ли не единственный его недостаток. Ибо по числу разнообразных примочек он и сейчас способен дать фору иным современным авто. Тут и антипробуксовочная система, и стабилизаторы поперечной устойчивости, и система кондиционирования воздуха, и автоматическая вентиляция, и электронно настраиваемая подвеска. Плюс, само собой, обивка салона из высококачественной кожи со вставками из красного дерева. Что же до почтенного возраста, то сие обстоятельство, скорее, должно радовать, нежели огорчать. Такие машины сродни хорошему вину. С течением времени только дорожают, гарантируя детям и внукам заботливого хозяина достойную старость.
Номерными знаками 13-го региона щеголяет и Bentley Continental GT - королевский автомобиль все с теми же ярко выраженными спортивными повадками. Назвать его старым язык не поворачивается. Семь лет для такого четырехместного купе - возраст почти детсадовский. Да и характер еще тот: разгон до сотни за 3,2 секунды, максимальная скорость зашкаливает за 300 км/час. Вдобавок - подрулевые переключатели и дикая мощность в 500 с лишним лошадиных сил. При этом чувствуется и богатая родословная - внушительные габариты, вес в 2,3 тонны, кожаный салон (кстати, расцветку покупатель вправе выбрать самостоятельно), отделка только из ценных пород дерева.
Поговаривают, сравнительно недавно «Континенталь» имел в республике и весьма солидного предка, именуемого Bentley Corniche. Вот только судьба его оказалась весьма печальной. Собственно, в Россию «Корниш» уже попал в состоянии предсмертной агонии. Его - изрядно помятого, собранного буквально по частям - завезли в куче европейского автохлама безвестные перегонщики. Новые хозяева поочередно пытались реанимировать транспортное средство. Но всякий раз неудачно. Наконец, «Корниша» приобрел по сходной цене некий житель Мордовии. Однако и его потуги оказались напрасными. В результате всего через пару месяцев машину пришлось перепродать еще одному «мастеру», очарованному самой символикой «бентли».

Бонд. Джеймс Бонд
А вот Aston Martin V8, находящийся в собственности одного из жителей Мордовии, наверняка еще долго послужит своему хозяину. Ну, если, конечно, тот вдруг не пожелает от него избавиться. Сей заднеприводный суперкар, хоть и относится к числу наиболее доступных, на деле могут позволить себе только люди, мягко говоря, совершенно не отягощенные заботами о хлебе насущном. Все-таки речь идет не просто о «самодвижущейся тележке» - настоящем шедевре дизайнерской мысли, где любая деталь призвана подчеркнуть стильность и эксклюзивность. Кузов почти целиком состоит из алюминия и композитных материалов. Под капотом - все 385 скакунов, разгоняющие автомобиль до 280 километров в час. Внутри тоже все на уровне - навигация, подушки безопасности, климат-контроль, полный электропакет, и вдобавок - штатная аудиосистема с поддержкой массы форматов и выходом для подключения iPod. А уж о таком пустячке, как ручная сборка, и упоминать, вероятно, излишне.
Что же касается легковых «ягуаров», то их в республике насчитывается аж пять штук. Включая «аристократов» Х-Туре и две флагманские модели XF. Рассказывать о них принято по-английски, сдержанно: «It’s a Jag» («ягуар», в смысле). Все остальное не имеет значения. Элегантный дизайн, источающий роскошь и подчеркивающий социальный статус владельца. Только в отличие от того же Aston Martin - строго в рамках приличия.

Похоже. Но не сигара
Ну а как же «феррари»?! Увы, автомобилей этой знаменитой итальянской марки у жителей Мордовии не зарегистрировано. А те несколько машинок, что периодически встречаются на наших улицах, вводя в заблуждение доверчивых горожан, имеют к городку Маранелло весьма отдаленное отношение. По Саранску разъезжают вовсе не спорткары Ferrari, как многие полагают, а их японские реплики, построенные «вокруг» различных купе, типа Toyota Celica GT или Toyota MR-2. Их технические характеристики предельно скромны - двигатель не более 1,8 литра, мощность до 140 лошадиных сил. Сборка, разумеется, конвейерная, да и стоимость соответствующая.
Справедливости ради добавим, что в данном случае обыватели имеют полное право на ошибку. Есть сведения, что аналогичным образом некие итальянские мошенники недавно запросто обвели вокруг пальца даже сынишку высокопоставленного литовского чиновника. К тому же внешнему виду своих «япошек» владельцы обычно уделяют внимания ничуть не меньше, чем ходовым качествам. Старательно замазанные логотипы, не менее аккуратно наклеенные фирменные символы с жеребцами, похожий звук мотора - вот далеко не полный перечень применяемых ими стандартных ухищрений.

Ложка дегтя
Вот здесь невероятно трудно удержаться от соблазна хоть чуть-чуть сбить спесь с иных хозяев престижных авто. Благо сделать это совсем нетрудно. Достаточно лишь сверить год выпуска того или иного автомобиля с датой его постановки на учет, как некоторые выводы напрашиваются сами собой.
В частности, с уверенностью можно говорить о том, что большинство высококлассных мордовских иномарок с моторами мощностью свыше 300 лошадиных сил отнюдь не относятся к когорте самых современных. В том смысле, что они не последних модификаций, а то и вовсе являются бэушными. Так, из четырех с лишним десятков сверхсильных «инфинити» серии FX, принадлежащих частным лицам, лишь две произведены и приняты на учет сравнительно недавно - в 2012 году. Из четырех 367-сильных Lexus LS 570 - один. Столько же - из 23-х BMW X5. Из 20 BMW X6 хDrive - три, из 14 Mercedes Benz - с индексом ML - четыре. Исключением в этом довольно длинном списке являются разве что все 49 обновленных «Ленд-Крузеров-200», оснащенных 309-сильным двигателем, да три Lexus GS 350 (317 л.с.). Что и понятно: их мировые премьеры прошли не так уж давно.
Заметим, что представленные цифры в принципе свидетельствуют лишь о некотором отставании наших автомобилистов от моды регулярно менять «колеса». Как это происходит, допустим, в Европе, а теперь и в российских мегаполисах. Ведь известно, что теми же «Кайенами» и прочими автомобилями премиум-класса нередко награждаются мордовские спортсмены - победители и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира.

Тачки на прокачку
Еще одна характерная особенность местного авторынка - непреодолимая тяга иных наших господ ко всевозможному украшательству, гораздо реже - к тюнингу. Давно прошли те времена, когда принято было устилать салоны коврами, вешать на окна занавесочки и как бы случайно забывать на сиденьях милицейские фуражки. Сегодня кич выражается чаще всего в блатных или просто красивых номерных знаках, да в почти маниакальном стремлении к увеличению мощности двигателей.
Можно сколь угодно долго сетовать на дороговизну бензина и дизельного топлива, якобы непомерно высокие ставки транспортного налога. Но когда гражданин из полудюжины модификаций понравившегося ему авто выбирает самую мощную либо стремится оснастить свою старенькую «Волгу» заведомо более сильным и прожорливым баварским мотором, предельно очевидно, что делает он это явно не по причине сэкономить копеечку. И ладно бы такие примеры были единичными. Так нет же! Есть у нас и «Шкоды-Октавии», и «Опель-Астры» и «Пежо-206», запросто выдающие по 300 с лишним лошадиных сил. А уж счет сверхмощных «жигулей» различных моделей и вовсе идет на десятки.
Думаете, речь идет о банальных просчетах при вводе информации в компьютер? Как бы не так! Известно, что размер подлежащего к уплате транспортного налога зависит, в частности, от года выпуска транспортного средства и мощности установленного на нем двигателя. Для физических лиц все расчеты производит налоговая инспекция на основе сведений, поступающих из ГИБДД. При этом ошибки, если такие и случаются, выявляются обычно очень быстро. Ибо непомерно высокие суммы, указанные в квитанциях, не могут не насторожить. Но азарт, адреналин (и не только) налоговыми ставками не измеряются...
Глубоко ошибается, кстати, и тот, кто полагает, что автолюбительская тяга к прекрасному этим и ограничивается. Есть у нас экземпляры и покруче, «прошитые» уже не кустарным способом, а в заводских условиях. Одних только и без того мощнейших «мерседесов», имеющих дополнительную прокачку от АМG, нам удалось насчитать шесть штук. Половина из них, правда, довольно старые: Е55 - 1998 года выпуска, G320 - 2001-го, CL55 - 2002-го. Мощность, конечно, еще та - от 354 до 360 лошадиных сил. Хотя куда им до 510-сильных Mercedes-Benz ML63 AMG. Двойной турбонаддув, система высокоточного впрыска бензина, 7-ступенчатая автоматическая коробка передач...

Вырастили...
Не обошло Мордовию стороной и почти традиционное российское поклонение большим размерам, в смысле - габаритам железных коней (если кто-то часом не о том подумал). В нашем Отечестве с некоторых пор правым считается тот, кто крупнее - кому случайно въехавший в зад «Матис» не причинит особого вреда, а «паркетники» почтительно уступают дорогу.
Гигантов, выращенных иностранными автоконцернами на радость мордовским любителям, перечислять можно, пожалуй, долго. Nissan Pathfinder насчитывается более тридцати, Toyota Highlander - два с лишним десятка, даже «хаммеров» - 8 штук (шесть моделей Н2 и две Н3). Есть и довольно редкие в наших местах «звери» - Lincoln Navigator, Nissan Armada, Chevrolet Tahoe, Ford Expedition, наконец, две Toyota Sequoia.
Внешне все эти внедорожники, безусловно, очень похожи («кирпичеобразные» Hummer, само собой, не в счет). Что и неудивительно. Фантазии дизайнеров на сей счет давно иссякли. С другой стороны, внутри всегда легко найдется место для целого семейства, включая взрослого сенбернарчика. А в подлокотник-бардачок переднего ряда при желании запросто можно запихнуть чуть ли не мини-холодильник.
Другое дело, что обилие пространства с недавних пор, похоже, стало пугать и самих инженеров. Создатели той же «Секвойи», например, честно предупреждают потребителей, что пассажирам второго ряда комфортнее всего ездить втроем. Если же там, упаси Господь, будет сидеть один человек или двое, настоятельно рекомендуется хотя бы откинуть подлокотник - «во избежание несанкционированного перемещения людей по салону», как указано в сопроводительных документах. Следующий парадокс и вовсе заключается в специфике российского автомобильного рынка. Все та же «Секвойя» в США считается довольно демократичной машиной, одной из самых дешевых в «тойотовской» линейке внедорожников. У нас же дилеры просят за нее на десять тысяч долларов больше, нежели за самый навороченный «Крузак»...

«Мерс» в законе
Определить самый дорогой автомобиль Мордовии на деле оказалось совсем непросто. Основная причина в том, что владельцы совсем не обязаны предоставлять сведения о понесенных ими расходах. Эпизодически такая информация все-таки попадает в базы данных. Но скорее лишь потому, что сами хозяева случайно или сознательно обнародуют ее.
Опять же по большому счету любую проржавевшую «копейку» при желании всегда можно превратить в «золотую». Достаточно только оснастить ее выше крыши всевозможными наворотами.
Потому поначалу мы хотели было отдать пальму первенства одному из упомянутых выше спорткаров. Однако, поразмыслив, решили все же учесть официальные данные, дабы понапрасну не теряться в догадках.
И, как выяснилось, не зря. Поскольку автомобилей, приобретенных за 3-4 миллиона рублей в регионе (см. выше), совсем немало. Рекордсменами же безоговорочно стали «мерседесы». Замкнул тройку лидеров новенький Mercedes-Benz GL-500 4Matic стоимостью около 5,3 миллиона рублей. Вторую строчку занял его 435-сильный собрат, за который хозяину пришлось выложить около 5,4 миллиона. Ну, а первое место уверенно завоевал Mercedes-Benz ML500 4Matik, который, даже несмотря на относительно скромную мощность двигателя («всего-то» 408 л.с.), потянул на 5,5 миллиона рублей.

Живее всех живых
Трудно отрицать тот факт, что за последнее время мордовский автопарк иномарок существенно обновился. Сейчас на учете значатся в основном транспортные средства, выпущенные в начале и середине 2000 годов. Тогда как список «восьмидесятников» заметно поредел. Конечно, в гаражах отдельных энтузиастов есть машинки и постарше. Вот только в большинстве случаев они уже давненько не выезжали за ворота, превратившись, по сути, в груды бесполезного металла.
Тем не менее примерно около двух десятков авто, сошедших с конвейера в семидесятые годы, и ныне все еще бегают по нашим дорогам. В их числе уместно назвать хотя бы самые первые Nissan Stanza и Volkswagen Golf, Mercedes-Benz (моделей 200 и 280), вплоть до прабабушки современных баварских «семерок» - BMW 728А. Однако самым почтенным старичком, вне всякого сомнения, стал Opel Rekord 1972 года. К разряду уникальных данный автомобиль, к сожалению, совсем не относится. В свое время, заняв промежуточное положение между малолитражными «кадетами» и довольно громоздкими «капитанами», эта модель пользовалась прямо-таки ажиотажным спросом в Европе. За шесть лет «Рекордов» было выпущено свыше 1.1 миллиона штук! И понять жителей Старого света совсем не мудрено. Машины, укомплектованные достаточно мощным тогда 80-сильным четырехцилиндровым двигателем, запросто выдавали на трассе до 150, а то и 170 километров в час. А внутри без проблем могли разместиться четыре человека. Причем сиденья, как уверяют, были настолько комфортными, что во время дальних поездок пассажиры и водитель почти не уставали. В пользу «Рекордов» свидетельствовала и их бюджетная цена - обладающие аналогичным характеристиками «БМВ» и «мерседесы» стоили значительно дороже.

Андрей КРИВОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости