«У вас очень крутая команда»
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
«Скорая помощь» будет работать по-новому
С 1 января 2014 года в России будет действовать новый порядок оказания скорой медицинской помощи. Как отмечают медики, теперь есть довольно определенные ответы на многие вопросы, которые были предметом жарких дискуссий в последнее время. О предстоящих нововведениях в работе бригад «скорой помощи» корреспонденту «ВС» рассказал заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ РМ «Станция скорой медицинской помощи» Константин Свешников.
- Константин Анатольевич, с нового года скорую медицинскую помощь поделят на экстренную и неотложную. В чем у них будут отличия?
- Широкое развитие службы скорой помощи в России началось в 20-е годы ХХ века. Станции «скорой помощи» имели автомобили, но были маломощными и выезды осуществляли только к заболевшим или пострадавшим в общественные места, на улицы или предприятия. Для оказания медицинской помощи заболевшим или пострадавшим на дому были созданы пункты неотложной помощи при поликлиниках, которые не имели автомобилей. Таким образом, в 30-х годах ХХ века существовало две службы, которые оказывали медицинскую помощь при внезапных заболеваниях и травмах: скорая помощь и неотложная помощь. В начале 50-х годов все функции оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе были переданы службе «скорой помощи» и введён единый номер «03». В народе прижилось название «неотложка» - люди до сих пор считают, что если позвонить по телефону «03», то бригада медицинской помощи явится неотложно, то есть сразу после звонка.
Исторически сложилось, что медицинская помощь до госпитализации оказывается в двух формах: экстренной и неотложной, эти понятия отражают срочность вызова, что и закрепляет новый порядок.
Экстренная помощь оказывается при заболеваниях и травмах, угрожающих жизни человека, например при ДТП, пожарах, судорогах, падениях с высоты, выраженном болевом синдроме от различных причин, родах, несчастных случаях на воде. На экстренные вызовы, безусловно, должны выезжать бригады «cкорой помощи».
Неотложная помощь оказывается при заболеваниях и травмах без явных признаков угрозы для жизни - повышении температуры или артериального давления, головной боли, боли в животе или пояснице, при мелких травмах и так далее. Неотложные вызовы должны выполняться врачами поликлиники при вызове на дом, однако нередко по этим поводам пациенты необоснованно вызывают «скорую помощь». По приказам предыдущих лет врач неотложной помощи должен прибыть к пациенту в течение двух часов с момента поступления вызова.
Все вызовы по телефону «03» в Саранске поступают в центральную диспетчерскую станции «скорой помощи». На вызовы диспетчер направляет бригады не по времени их поступления, не по требованию вызывающего, а по степени срочности вызова. Важно знать, что если пациент вызывает «скорую» по поводу головной боли после запоя и при этом нецензурно требует с диспетчера немедленного прибытия бригады (и такое бывает), от этого вызов его не попадёт в категорию экстренных.
Объясню на таком примере: почти одновременно поступило пять вызовов в следующей последовательности: температура 38°С у взрослого человека, головная боль у взрослого человека, ДТП, роды, судороги у человека на улице.
Несмотря на то что первый и второй вызовы (температура и головная боль) поступили раньше, диспетчер направит бригады на вызовы так: ДТП, судороги, роды, температура, головная боль. То есть диспетчер направит бригады в первую очередь на экстренные вызовы, где предполагается явная угроза для жизни людей, а затем на неотложные, где такая угроза маловероятна. Правильная очерёдность направления бригад на вызовы по их срочности позволяет своевременно оказать помощь пациентам, которые нуждаются в ней незамедлительно. Такая организация работы «скорой помощи» сложилась в предыдущие годы, показала высокую эффективность и закреплена различными приказами.
Мы постоянно анализируем вызовы, поступающие на станцию «скорой помощи» города Саранска, и можем сказать, что не менее 40% вызовов относятся к категории неотложных. Чаще всего это повышение температуры или артериального давления, головная боль. Попытка сотрудников «скорой» разъяснить пациентам или их родственникам, что по этим поводам можно самим успешно принять имеющееся у них лекарство или обратиться не к нам, а в поликлинику в часы ее работы, вызывает у многих непонимание и возмущение.
- В течение какого времени после звонка на номер «03» должна прибыть бригада «скорой помощи»?
- Согласно установленному порядку подстанции «скорой помощи» располагаются на расстоянии 20-минутной транспортной доступности. Я обращаю внимание на то, что речь идёт именно о расположении подстанций и о транспортной доступности. Все подстанции города Саранска расположены в соответствии с этим нормативом.
- Тогда почему часто «скорая» приезжает позднее?
- Мало кто знает, что кроме норматива «20-минутная доступность», есть норматив - «обращаемость в службу скорой помощи». По Саранску этот норматив превышает 25%, то есть число вызовов «скорой» на 25% выше расчётного. Это связано с выполнением несвойственных функций и выполнением вызовов для оказания неотложной помощи. Это в том числе осмотр пьяных в общественных местах и на улицах, перед тем как их доставят в отдел полиции. Например, наши бригады проводят практически ежедневные осмотры постоянно пьяного саранского бомжа Ильдуса З. Еще один постоянный «клиент» нашей службы - пожилая женщина, живущая на проспекте Ленина. Она вызывает «скорую» ежедневно через каждый час - у женщины с возрастом снижена память, а «скорая» заменяет ей заботу родственников и социальных служб. Просит измерить артериальное давление, говорит, что стало плохо из-за того, что забыла принять таблетку и так далее. Вызовы от одиноких пожилых людей, которым требуется лишь внимание близких людей, тоже поступают ежедневно.
Чем больше вызовов, тем больше износ автотранспорта, тем хуже оперативность. Нередко значительно замедляют работу «скорой» пробки на дорогах, например на улице Полежаева. Часто бывает невозможно подъехать к многоэтажному дому, потому что дорога вдоль него заставлена личным автотранспортом жильцов. Разумеется, невозможно обеспечить прибытие за 20 минут ко всем больным в отдаленные села. Поэтому не надо думать, что если бригада не приехала через 20 минут после вызова, то их «надо научить работать». Проблемы нашей службы являются отражением целого ряда экономических и социальных проблем, которые складывались в последние десятилетия. А проконтролировать время и маршрут бригады «скорой» на вызов очень легко - для этого у нас есть система ГЛОНАСС.
- По новому положению предусматривается создание специализированных бригад «скорой помощи». Появятся ли такие подразделения в Мордовии?
- В соответствии с новым порядком на «скорой» должны работать специализированные бригады: реанимационные, педиатрические, психиатрические. В настоящее время на нашей станции работают три педиатрические бригады, одна психиатрическая. Реанимационных бригад нет, их функции выполняют три бригады интенсивной терапии, которые по оснащенности и подготовке врачей ненамного уступают реанимационным. Возможно, врачам этих бригад в ближайшее время предстоит пройти соответствующую подготовку и получить сертификаты по реанимации.
Но основную нагрузку в оказании экстренной помощи берут на себя общепрофильные врачебные и фельдшерские бригады. Согласно приказам эти бригады могут выехать на любой вызов независимо от его сложности.
- А какие обязанности у бригады «скорой», которая приезжает на вызов? Меняются ли они как-то после вступления в силу новых правил работы?
- Обязанности бригады остаются неизменными: установка предварительного диагноза, оказание медицинской помощи, госпитализация пациента при наличии показаний.
С 1 января 2013 года бригада «скорой» еще обязана записать в карте вызова данные страхового полиса пациента и взять с него роспись, что он действительно согласен на оказание ему помощи. Кажется абсурдным, но это не прихоть сотрудников «скорой».
Не надо забывать об обязанностях самого пациента или его родственников: вызывая «скорую помощь», надо точно ответить на все вопросы диспетчера, заранее приготовить медицинский полис, затем ответить на вопросы работников бригады. Многие пациенты забывают - чтобы поставить правильный диагноз и оказать помощь, надо собрать жалобы и осмотреть больного.
Нужно напомнить, что в обязанности «скорой» не входит выполнение всех нередко значительно завышенных требований каждого пациента. Бригада выполняет свою работу согласно действующим приказам и стандартам, независимо от того, нравятся они пациенту или нет. С введением стандартов оказания помощи в последние годы в организации нашей работы изменилось многое: для снижения повышенного артериального давления чаще всего используются препараты в таблетках, а не инъекции; мы практически не применяем «тройчатку» (многие считают, что это лекарство от всех болезней), заменяя ее более эффективными препаратами. Пациенты нередко высказываются против таких изменений, но судите сами: при повышенном артериальном давлении после инъекции дибазола эффект сохраняется 2-4 часа, а после 1 таблетки физиотенза - до 12 часов; при бронхиальной астме после введения эуфиллина эффект сохраняется менее 1 часа, а после ингаляции беродуала - до 6 часов!
- Будут ли в больницах создаваться отделения стационарной «скорой помощи» или пациент может поступить в больницу только после вызова «03»?
- Стационарные отделения «скорой помощи» должны создаваться в крупных городах, с учётом числа пациентов, ежедневно поступающих для оказания экстренной помощи. Мне пока сложно сказать, будут ли создаваться такие отделения в Саранске, но при необходимости любой пациент может обратиться в дежурную больницу, где ему окажут необходимую медицинскую помощь.
Хотел бы еще раз напомнить, что «скорая помощь» не может выехать сразу ко всем больным, не может на дому провести полное обследование пациентов, которые решили «перестраховаться», не может назначить лекарства. «Скорая» не является социальным такси, не даёт больничных листов и справок о смерти, не консультирует по любым вопросам медицины, не может спасти неизлечимых больных. Кроме того, «скорая» не решает бытовых и семейных проблем. Единственная задача «скорой помощи» - своевременно оказать помощь людям при состояниях, угрожающих жизни.
Марина КЕНДЯЛОВА
Поделиться в соц. сетях:
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности