Вечная молодость «На-На»

Социум

В нынешнем году легендарная группа отмечает 25-летие

Их можно назвать детьми Перестройки и гласности: группа «На-На» появилась на свет в 1988 году, когда жителям Страны Советов разрешили говорить на запретные ранее темы. И не только говорить, но и петь! И они прорвались через эту чуть-чуть приоткрытую дверь на сцену - и сделали сценой всю страну. Четверть века назад четверка улыбчивых и харизматичных парней - Владимир Политов, Владимир Левкин, Владимир Асимов и Слава Жеребкин - завоевала сердца миллионов. Они собирали полные залы и стадионы, а каждая их скандальная выходка становилась новостью номер один…
Прошли годы. Закончилась Перестройка, канул в лету Советский Союз, ушел в историю ХХ век… А они до сих пор живы и здравствуют. И колесят по России и зарубежью, радуя зрителей. И даже вот «докатились» до солидного юбилея - 25-летия…
В чем секрет их вечной молодости? Об этом мы решили поговорить с их «папой» - создателем, бессменным продюсером и идейным вдохновителем группы «На-На» Бари Алибасовым.

- Бари Каримович, давайте начнем с самого начала: как появилось, откуда взялось такое странное, необычное название группы?
- Его прямо на сцене придумал Олег Марусев. Он был конферансье на нашем концерте и перед выходом на сцену спросил меня: «Как группу объявить?» - «У нас еще нет названия, - ответил я. - Придумай сам, скажи что-нибудь, а название мы потом придумаем». Он взял да и объявил: «Группа «На-На». И поменять уже не получилось. Я совсем недавно обнаружил эти первые газетные статьи о нас - они вышли буквально на следующий день, и там было написано, что появилась новая сумасшедшая группа под названием «На-На». Резонанс был очень большой, и уже никуда было не деться от этого названия - оно к нам прилипло.

- Вы вообще-то предполагали, что «На-На» станет успешной группой и просуществует столько лет?
- Да, предполагал. До «На-На» я 22 года проработал с группой «Интеграл». В ней начинали многие выдающиеся люди: Сергей Челобанов, Женя Белоусов, Марина Хлебникова, Юрий Лоза, Андрей Разин, Саша Шишигин, который потом создал группу «Комбинация», Александр Назаров, который основал группы «Форум» и «Электроклуб» и тем самым вывел на сцену Виктора Салтыкова и Ирину Аллегрову... Много было творческих людей и хороших музыкантов… Но сказать, что в «Интеграле» был такой же коллектив - сплоченный и живущий единым творческим духом, как единый организм, - было бы неправдой: этого там не было никогда. А тут появились эти четверо - Левкин, Политов, Асимов и Жеребкин (три Вовы и один Слава) - и когда я, впервые проводя собрание, стал по своей привычке орать на Политова…

- Вы их сразу решили так запугать?
- Нет, просто я всегда ору, не могу себя побороть (смеется). Ругаю себя за это, уговариваю сам себя, что завяжу и с такого-то дня перестану орать... И вдруг в тот момент, когда я кричал на Политова, Вова Асимов сказал: «Если ты будешь орать, мы сейчас все встанем и уйдем». Он сказал за всех, и другие - молча, но единодушно - его поддержали. Я, конечно, вскипел и был готов вывернуться на изнанку в истерике: «Да кто вы такие?! Кто я - и кто вы?!». Но в ту же секунду я понял, что эти четверо станут друг другу, как родные братья! Это будет такой бастион, который не преодолеть никакому врагу! И они смогут устоять перед любыми проблемами и напастями. И они в таком составе десять лет вместе продержались - причем, не просто продержались, а все это время были моими вдохновителями, творческими моторами. Ведь, по справедливости говоря, «На-На» - это выдающийся эксперимент на нашей российской музыкальной сцене, и эта группа заложила многие основы того, что сегодня называется шоу-бизнесом.   

- «На-найцы» всегда славились своими яркими экстравагантными костюмами…
- Да, они были просто сумасшедшие! «На-На» вышла на сцену в костюмах Славы Зайцева - это случилось на международном фестивале, когда в СССР впервые приехали европейские звезды поп- и рок-музыки. И это были не пошитые им для нас костюмы, а одежда из его гардероба! Нам просто не в чем было выйти на сцену. И чтобы не опозориться, я позвонил Славе и попросил выручить. Он пригласил нас к себе домой и вывалил на пол из своих шкафов все, что там было: «Примеряйте!». И мы в его личных костюмах впервые вышли на большую сцену.

- А потом он создавал ваши концертные костюмы?
- Да, Слава сделал нам многие первые провокационные костюмы. А потом за это дело взялся еще более провокационный человек - его сын Егор Зайцев, и его костюмы тоже очень необычные.

- Особенно эпатажным было ваше первое десятилетие…
- Да, первые десять лет были переполнены самыми необычайными экспериментами - и на сцене, и над зрителями. Было много всяких провокаций - и культурных, и духовных, и эстетических... И естественно, мотором каждой провокации был я. Но и ребята тоже на самом деле были великие творцы. И их с самого начала спаяло то духовное единство - когда они встали против меня, как партизаны на расстреле... И это единство очень помогало - мне с ними было необычайно легко работать… Я - режиссер, у меня постоянно есть какие-то идеи, которые я реализую. И не всегда легко воспринимаемые, потому что приходится продираться сквозь стереотипы, сквозь шаблоны, сквозь дремучее сознание… Но мне просто очень повезло: «на-найцы» все это делали чрезвычайно легко.

- А из-за чего ушел Володя Левкин? Неужели действительно из-за женщины?
- Конечно, только из-за нее! Из-за девушки, которая, собственно говоря, и разрушила его жизнь! А после того как он записал не нее квартиру, тут же его бросила. И когда Левкин попал в больницу со страшным диагнозом «лейкемия», там он оказался один, рядом были только его близкие - первая жена, мама, ну и иногда навещали наши ребята...

- Очень жаль, что так случилось - Володя Левкин очень органично вписывался в эту четверку…
- Конечно! Они были даже больше, чем братья, «на-найцы» были как близнецы! Они друг друга очень хорошо чувствовали и понимали, хотя по характеру совершенно разные. И при этом так гармонично сливались, что создавали нечто большее, чем просто эстрадный коллектив.

- Как вы умудрились так удачно их подобрать? Был большой кастинг?
- Нет, просто повезло! Мне никогда больше так в жизни не везло - ни до, ни после! Я не зря упомянул об «Интеграле»: там за 22 года ни разу не собирался такой органичный состав. И состав этот подобрался совершенно случайно. А будь он другим, я бы никогда не смог сделать на сцене то, что мне удалось с «На-На». Мы сделали за это время восемь или девять шоу - гигантских, грандиозных, равных которым не было ни до нас, да и сейчас - я же смотрю наши шоу - тем более нет ничего похожего! И сегодня это стоит каких-то сумасшедших американских денег! Если это и возможно - то, может быть, только на уровне Первого канала. А моя заслуга только в том, что я талантливый и гениальный режиссер…

- Скромно…
- Да, и, кроме всего прочего, еще и естественный и органичный провокатор!

- Ну, да…
- А ведь на сцену-то не я выхожу. И какие бы провокации я ни задумывал - реализовывать их на сцене должны были они.

- Какую из провокаций вы считаете самой удачной?
- Самая главная провокация - когда они вышли на сцену с голым задами! И это было в концертном зале «Россия» - люди вдруг осознали, что им это нравится! Люди вопили, вызывая по нескольку раз на бис… Ну, и дальше мне приходилось очень много экспериментировать. Мы выступали с джазовым оркестром Олега Лундстрема - по тем временам это был небывалый эксперимент! Мы играли с симфоническим оркестром Вероники Дударовой. В одной из программ мы собрали на одной сцене настоящий интернационал: черных девочек из Лас-Вегаса, ансамбль с Дальнего Востока, с Чукотки, музыкантов из Боливии, Перу и из Африки. И все были поражены: насколько органично все это слилось на сцене! Причем самые разные музыкальные жанры: и симфонический оркестр, и джаз-оркестр, и рок-группа, и довольно непринужденная и неприхотливая эстрадная музыка - все это очень органично слилось. Эту программу публика принимала на ура. Наше шоу посетил Ролан Быков, он после концерта подошел и сказал: «Я мечтал о том, чтобы самому такое поставить!». Кроме того, мы пели на тайском языке, и нас принимала королевская семья Таиланда - и это тоже своего рода провокация, потому что никто, как правило, за пределы своей музыкальной культуры, своего привычного мира никогда не выходит. А мы целый альбом выпустили на тайском языке! В общем, много было всего…

- Откуда вы черпаете энергию для всех ваших идей?
- Не знаю - наверное, от мамы с папой. Я же родился в Семипалатинской области, в сорока километрах от ядерного полигона. И все от первой до последней атомной бомбы испытывали на моей башке! Наверное, оттуда и энергия… А еще - мне многое интересно, люблю все области знания: и астрофизику, и генетику, и даже пытаюсь анализировать это все, и собственные идеи публиковать...

- Юбилей - повод осмыслить и оценить пройденный путь. Есть что-то такое, что бы вы сейчас сделали по-другому?
- Нет! Я все сделал идеально! Идеально и безупречно.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости