«Вы слишком красивы!»

Социум

Так до сих пор говорят режиссеры актрисе Елене Кондулайнен, объясняя причину отказа

В этом году актриса Елена Кондулайнен пережила очередной юбилей. Она их не празднует - как и не хвастается тем, что первой в Советском Союзе была удостоена звания «секс-символа» за эпатирующую роль в фильме «Сто дней до приказа». Ее воспринимали как отважную женщину без предрассудков и комплексов, воплощение соблазна и эротики. Красота стала ее визитной карточкой, а ее героини известны и любимы миллионами. И вместе с тем Елена Кондулайнен - глубокий, думающий и рефлексирующий человек, талантливая драматическая актриса, автор и исполнитель песен… Но, сама того не заметив, она стала заложницей собственной красоты. Ведь так часто за внешним не видят внутреннего…

«Вся моя жизнь - игра!»
- Елена, вы создали эпатирующий образ экранной кинодивы, пресса называет вас не иначе как «секс-символ Советского Союза»… Но где грань, разделяющая игру и жизнь? Какая вы на самом деле?
- Образ «секс-кинодивы» создала не я, а мои роли в кино: «Дафнис и Хлоя», «Сто дней до приказа», «Экстрасенс», «Человек К», «Распутин» и др. Много эпатирующих ролей было и в театре в спектаклях «Любовник», «Клеопатра», «8 женщин»… А уже потом я стала подыгрывать и в жизни желанию зрителей видеть хоть что-то похожее на моих героинь в кино. На самом деле в жизни я так и осталась закомплексованной, стеснительной девочкой, которая не умеет наслаждаться и пользоваться своей славой. В жизни я очень люблю «мещанские» ценности - дом, семью, кухню и с большим трудом выхожу в общество. Я закрыта и замкнута - типичная героиня своей песни «Одинокая волчица»…

- Ваша фамилия «Кондулайнен» - иноязычная, загадочная, звучит как творческий псевдоним. Не чувствовали ли вы себя «чужеродной» в стереотипном советском обществе?
- Я в детстве переживала из-за своей фамилии, в моем восприятии она звучала грубо, какая-то мужская, не женская. Но теперь я уверена - фамилию делают поступки человека, они или украшают ее, или, наоборот, делают отвратительной. С годами я это поняла, когда стал приходить успех с этой фамилией. На картину «Русь изначальная» меня утверждали под фамилией «Иванова» и просили взять псевдоним, но я не успела его придумать и в титры попала с родной фамилией. Мне приходится всю жизнь держаться подальше от неблаговидных дел, чтобы не опозорить себя, свою фамилию... Моя песня «Одинокая волчица» написана про многих, это собирательный образ. Слушательницы подходят и говорят, что я написала прямо про них. Песня сделала меня не одинокой, а услышанной и принятой в стаю актеров, которые любимы зрителями. Оказалось, что очень многие женщины с простыми фамилиями чувствуют себя одинокими, но особенными. И дело не в фамилии, а в том, что ты делаешь, и я зря переживала в детстве…

«Эротика воспринималась как другой мир…»
- Не считаете ли вы, что созданное амплуа ограничивает ваши художественные возможности?
- Меня не ограничивает мое амплуа, потому что я профессионал. Я получила самую лучшую школу в СССР: в ЛГИТМиКе я сначала училась на курсе эстрады под кураторством Аркадия Райкина, а затем - у мастеров Аркадия Кацмана и Льва Додина, под руководством Георгия Товстоногова. Это великое счастье - попасть в руки таких мастеров, гениев, и это определило мою судьбу! В вопросе «быть или не быть» они поставили жирную точку в мой аттестат - «отлично» по актерскому мастерству. Когда меня не утверждают на какую-то роль, я не расстраиваюсь, потому что у меня есть «точка отсчета» - та «пятерка» по мастерству, поставленная великими профессионалами. Мне не страшно забвение, я не боюсь отказаться от участия в каком-то проекте, не светится постоянно, что «не дай Бог забудут». Мое амплуа ограничивает не меня, а режиссеров и продюсеров, которые воспринимают меня поверхностно. В моей биографии есть и драматические роли - в фильмах «Шоу для одинокого мужчины», «На Муромской дорожке», «Зверобой», «Караван смерти», были призы за лучшие женские роли - например, в картине «Кардиограмма любви». Просто люди, чтобы упростить себе жизнь, предпочитают на человека навешивать ярлык. Вот на меня его и навесили…

Талант по наследству
- Вы родились под Ленинградом…
- Я родилась в Ленинградской области. У меня были очень хорошие родители, добрые, честные, порядочные. Я благодарна им за то, что они оберегали меня от жестокой реальности. Пока они были живы, я никуда не собиралась, и даже в Москву, в которую ездила к сестре мамы в гости - мне был непривычен московский «суетный» темпоритм. Моя мама была русской, а отец - иностранец. Семья родителей отца по-русски не говорила, они ингерманландцы и общались на родном языке, финно-шведском. Но об особенностях «происхождения» и об истории рода не говорили, боялись. В историю рода меня посвятила тетя. Хорошо помню, как она, показывая фото предков, говорила шепотом в пустом доме, оглядываясь на закрытую дверь, с патологическим страхом, как будто ее пытали... И когда я, еще молодая девушка, осталась без родителей, то решила расстаться с Ленинградом. У меня был план «завоевания» новых территорий, мне хотелось жить и жить «качественно». Но за границы Москвы я почему-то выйти не решилась… Хотя очень много было предложений из разных стран: и предложения выйти замуж, и жить и работать… Но я отношусь ко всему очень осторожно - несмотря на то, что произвожу впечатление «бесшабашной». За улыбкой я скрываю тяжелую жизнь, которую я сама с годами срежиссировала в более благополучную за счет своего трудолюбия...

- Когда вы впервые открыли в себе актерский талант?
- Актерский талант проявился в детстве, в четыре года. Меня водили на фигурное катание, и там я проявила большие способности, артистизм в танцах на льду и боевой характер. Я должна была быть первой - первой и была… Но потом случилось так, что родители не смогли возить меня в город на занятия, и пришлось уйти... Потом у меня был другой этап - я копировала всех популярных тогда певиц. К тому же в нашей семье дед играл на гармони и великолепно пел, а отец знал наизусть все популярные в то время оперные арии. Папу даже приглашали петь в оперный театр в Ленинграде, но он сказал, что дед его был строителем и он - строитель, им и останется… Но «с песней по жизни» - такой был его девиз. Так что, можно сказать, у меня талант по наследству. Родители просили меня выступать при гостях, и всем очень нравилось. Тогда я поняла, что могу приносить радость людям… Мне это было дано - делать пародии на всех певиц, как говорят, «один в один» - и до сих пор я этой способности не растеряла. Я могу копировать почти всех мировых певиц, не говоря уже об артистах нашей эстрады. Только мне это не так интересно, как сочинять и петь свои песни… Создать себя, быть популярной, как автор и исполнитель - чтобы не ты, а тебя копировали…

- Над какими проектами вы сейчас работаете?
- Снялась в двух сериалах - «Смерти нет»/«Женщины на грани» и «Дружба народов». Написала около сотни песен - на мой взгляд, потенциальные хиты, но их надо правильно сделать, аранжировать, записать и выпустить. Я хочу их подарить своим поклонникам. А еще я для них снимаю видеоклипы. Сняла много материала, который надо монтировать, а это тоже большие деньги, их надо заработать - ездить, выступать в концертах, играть в спектаклях, сериалах... Слава Богу, работа есть, без дела не сижу…

«Всю жизнь слышу о красоте…»
- В Театре Луны вы играете в двух спектаклях - «Путешествие дилетантов» по Булату Окуджаве и «Ночь нежна» по Фицджеральду. А сейчас Сергей Проханов готовит новый спектакль о Сальвадоре Дали, где у вас одна из главных ролей. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
- Я уже сообщила в соцсетях, что приступила к работе над образом Галы - жены Сальвадора Дали - в этом спектакле. Конечно, Гала - урожденная Елена Дьяконова, которая родилась в Казани, а потом уехала за границу, где стала женой великого поэта Поля Элюара, а потом - женой, музой и моделью великого художника Сальвадора Дали - очень интересная героиня, женщина-легенда. У одного моего друга возникло возражение, что она, дескать, «была некрасивая, а ты красивая», поэтому эта роль, по его мнению, не для меня… Я всю свою жизнь слышу о моей красоте - причем ее ставят мне в укор! Не так давно пришла на встречу к одному кинорежиссеру, а он мне говорит: «Лена, вы слишком шикарная для этой роли, слишком красивая»… Я-то думала, что это осталось в прошлом - мне в советский период очень часто такое говорили! Не знаю даже, как воспринимать это: как комплимент или как оскорбление...

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости