Наша марка

Социум

У Мордовии появится свой товарный знак

Работы по созданию единого бренда товаров предприятий и организаций Республики Мордовия идут полным ходом. Об этом в интервью «ВС» заявил заместитель Председателя Правительства - министр торговли и предпринимательства РМ Владимир РУЖЕНКОВ. Таким образом, нельзя исключать, что уже совсем скоро произведенная в республике продукция получит общий логотип - своеобразный «знак качества», подтверждающий ее происхождение и незапятнанную репутацию.
- Сама идея разработки единого для наших товаропроизводителей бренда появилась, разумеется, не на пустом месте, - рассказывает Владимир Руженков. - Своим качеством, экологической чистотой мордовские продукты славятся на всю Россию. Однако для увеличения объемов продаж, завоевания рынков других регионов, а возможно, и стран этого зачастую недостаточно. Товар должен быть, прежде всего, узнаваем, чтобы потребитель всегда мог без проблем идентифицировать его, выделить и выбрать из общей массы. На уровне отдельно взятых предприятий решить данную задачу довольно трудно - не все они способны похвастать наличием сильных маркетинговых служб, а равно и необходимых ресурсов. К тому же иногородним покупателям нет особой разницы, где конкретно в Мордовии произведена, например, сметана - в Рузаевке, Чамзинке или Ичалках... Для них определяющее значение имеет тот факт, что товар сделан именно в нашей республике.
Заметим, что в Мордовии был проведен творческий конкурс - «Лучший бренд Республики Мордовия». Основная его цель заключалась в разработке единой торговой марки, служащей для продвижения нашей продукции на территории республики и за ее пределами.
- Участие в конкурсе могли принять все желающие - предприятия и организации разных форм собственности, рекламные агентства, творческие объединения, а также частные лица, - продолжает вице-премьер. - Среди них можно выделить ООО «Ростр», рекламную мастерскую «Артмастер», дизайн-студию «АиБ», студию «Штольц». От выставочного бизнеса свои варианты представил «Мордовэкспоцентр», а от перерабатывающих предприятий - ликероводочный завод «Саранский». Кроме того, 9 проектов из числа работ, выполненных школьниками Мордовии, отобрало Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
Идей, подчас неожиданных, оригинальных, было немало. Кто-то предлагал изобразить на логотипе лису или букву «М», сплетенную из расшитых мордовских полотенец. Другие изображали солнце, цветы, стилизованные под национальный орнамент. Были даже сердечки, раскрашенные в цвета флага республики и перетянутые лентой в виде солярного знака, а также дома, составленные из наших фирменных товаров - сыров, колбас, хлебных караваев. Всего же на конкурс было представлено свыше ста эскизов, лучшие из которых попали в финальную стадию. На данном этапе свое мнение о них Министерство торговли и предпринимательства предложило высказать всем жителям республики.
- Связано это с тем, что мы, как организаторы, предъявляем к работам свои требования, - поясняет Владимир Руженков. - Знак должен быть, прежде всего, легко узнаваемым, связанным с национальной символикой. Кроме того, простым, понятным и лаконичным. Он также должен обладать свойствами масштабируемости, то есть без риска потери или растягивания мелких деталей, наноситься на плоские, выпуклые, вогнутые и комбинированные поверхности площадью от нескольких квадратных сантиметров до десятков квадратных метров. При этом быть ограниченным по цветовой гамме, поскольку применение знака в различных техниках предполагает почти неизбежные цветовые потери, разрыв границ между цветами и, как следствие, утрату своих свойств. Немаловажно еще и то, что производители будут наносить образ на самые разные поверхности - от стекла и картона до металла и дерева. В таких случаях излишняя пестрота может помешать визуальному восприятию логотипа, а вдобавок сослужить плохую службу дизайну упаковки. Наконец, знак должен быть разумно дешевым при изготовлении, дабы не влиять на стоимость товара.
В то же время организаторы прекрасно понимали, что первое впечатление нельзя произвести дважды. При беглом взгляде на символику потребитель вряд ли станет раздумывать над тем, каким методом она выполнена или какие технологии применялись при ее изготовлении. Он будет мыслить простыми категориями - «нравится - не нравится». Потому-то в Минторге и решили узнать мнение жителей республики, собрать и обобщить их предложения, замечания, пожелания. Но главное - выявить предпочтения и по возможности избежать излишних проблем.
- Если вести речь непосредственно об эскизах бренда, то главная трудность состоит в необходимости максимально полного и одновременно лаконичного отображения исторического и культурного наследия, сегодняшнего дня Мордовии, перспектив ее развития, - отмечает Владимир Руженков. - Крайне непросто объединить элементы, скажем, финно-угорской вышивки, орнамента, костюма с компонентами силовой и микроэлектроники, микросхемами, деталями современных источников света. Помимо того, очевидно, что республиканская символика должна гармонично дополнять, но ни в коем случае не подавлять «фирменные» торговые знаки предприятий.
Следует также помнить, что изменилось и само толкование единого бренда товаров:
- Сейчас под ним подразумевается уже не просто логотип или знак на упаковке, но целый комплекс мер по стимулированию производства высококачественной, экологически чистой продукции, ее реализации на региональном, российском и международном рынках. А для этого, очевидно, необходимо обеспечить тесное взаимодействие с товаропроизводителями Мордовии, развивать внутриреспубликанскую кооперацию, внедрить прозрачные формы и правила работы, решить целый ряд организационных вопросов. В частности, ставится задача создать свою, фирменную торговую сеть по образу того же «Магнита», которая будет способствовать продвижению нашей продукции на рынки других краев и территорий. Хочу заметить, что сказанное вовсе не означает отказа от сотрудничества с уже существующими сетевыми компаниями. Мы готовы предложить им взаимовыгодные условия реализации известных в России республиканских товаров, отвечающих самым высоким стандартам.
На какой же стадии находятся сейчас эти работы?
- В настоящее время Министерством торговли и предпринимательства  РМ совместно с брендинговым агентством «Четвертый размер» проводятся мероприятия по доработке имеющихся эскизов бренда и выбору наиболее приемлемого варианта. Помимо того, в целях популяризации бренда товаров и узнаваемости данного знака Правительством республики утвержден план первоочередных мероприятий по продвижению наших товаров. Свою лепту в столь полезную и важную миссию могут внести и рядовые жители Мордовии. Мы будем благодарны всем гражданам, высказывающим предложения и пожелания по улучшению единого товарного знака, - заверил Владимир Руженков.

А как у них?

Россия становится «страной региональных брендов»

В последнее время собственным логотипом все чаще обзаводятся и целые регионы, и города, и даже небольшие муниципальные образования, стремящиеся подчеркнуть свою уникальность, неповторимость, исторические, природные или этнокультурные особенности. Так, наличием товарных знаков могут похвастать, в частности, Республика Алтай, Калужская и Омская области, Ненецкий автономный округ, Пермь, Псков, Курган...
Под единым знаком Белгородской области планируется выпускать не менее трех десятков товарных позиций, включая молочную продукцию, колбасные и кондитерские изделия, мороженое и напитки. Распространять их, кстати, решено в региональных сетях и через магазины системы потребкооперации.
Еще дальше пошли алтайские власти. Там товарный знак «Горный Алтай» одновременно является не только независимым подтверждением качества местных товаров и услуг, но и средством борьбы с различным контрафактом (в виде меда, лекарственных сборов, настоек, масел, бальзамов, мясной и молочной продукции). Причем от обязанности подтвердить свое право на использование бренда не освобождаются даже известные производители. Специально созданная комиссия изучает условия производства продукции, технологию ее изготовления, отзывы потребителей, завоеванные награды, после чего выдает соответствующее заключение.
В Поволжье сразу два города официально зарегистрировали в Роспатенте свои брендовые статусы. С 2009 года Казань получила право называть себя «Третьей столицей России», а Нижний Новгород - «Столицей Приволжья». «Зонтичные» бренды также ищут Пензенская область, Башкортостан и другие субъекты. При этом Удмуртия, например, горько сожалеет, что всемирно знаменитый автомат Калашникова никто не ассоциирует с этим пусть и не очень крупным, но немаловажным регионом. Ульяновск, напротив, то и дело предпочитает дистанцироваться от наследия, невольно подаренного ему «вождем мирового пролетариата».
Опять же далеко не всегда работы по созданию единого бренда приводят к желаемым результатам. В Омской области провели тендер на разработку концепции бренда региона. После того как победитель был объявлен, излишнюю натуралистичность изображенной на логотипе медвежьей лапы раскритиковал известный дизайнер Артемий Лебедев (придумавший знаки для Перми и Калужской области). По его мнению, символику следовало бы продать небезызвестному Фредди Крюгеру. Когти на лапе спешно было решено заменить елками.
Немало начудили и новосибирские горе-дизайнеры, придумавшие для своего города слоган «The Middle of Nowhere» (в их вольной трактовке «Сердце неизведанной земли» или хотя бы «Центр неизвестной земли»). Оказалось, однако, что оборот имеет и литературный перевод - «на куличках».
На объявленный администрацией Калининградской области конкурс было подано 58 заявок. Шесть с лишним лет (!) чиновники, бизнесмены, пиарщики изучали каждый из предложенных вариантов, но так и не смогли прийти к единому знаменателю.
Продолжать, понятно, можно до бесконечности. Тем более что на один пусть и относительно удачный проект приходится, как минимум, с десяток провальных. Эксперты уверяют: для того чтобы бренд стал полноценным, личных усилий губернаторов, дискуссионных площадок или красивых презентаций территорий явно недостаточно. Нужно акцентировать внимание на природно-ресурсном, историко-культурном и социально-экономическом потенциале субъекта, его выгодном географическом положении, гуманитарных достижениях и прочих сильных сторонах. Да и официальное утверждение знака обслуживания должно означать не окончание, а начало полномасштабного комплекса мероприятий по укреплению имиджа края, области, республики, города. Только тогда оригинальный логотип и звучный призыв обретут реальную стоимость.

Андрей КРИВОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости