Николай Федоров ознакомился с аграрными достижениями Мордовии

Социум

На минувшей неделе Мордовию с рабочим визитом посетил министр сельского хозяйства страны Николай Федоров. На территорию республики руководитель федерального ведомства в прямом смысле спустился с небес. В Инсарский район он прилетел на вертолете из соседней Пензенской области, где накануне знакомился с состоянием дел в аграрном секторе. На сыроваренном заводе «Сармич» - самом современном в России - гостю продемонстрировали все этапы производственной цепочки: от приемки сырья до отгрузки готовой продукции потребителям. Технологическое оборудование для предприятия поставляли ведущие мировые производители. Мощности его впечатляют: ежесуточно «Сармич» способен переработать до 300 тонн молока, выпустить до 43 тонн сыра одиннадцати сортов, а также сливочное и топленое масло. Особых проблем со сбытом продукции нет. Она поставляется в Москву, Санкт-Петербург и десятки других российских городов. Да и сам Николай Федоров, как оказалось, знает о мордовском сыре не понаслышке - дегустировал его во время проведения престижных аграрных выставок. Потому планы мордовских сыроделов по выходу на новые рынки сбыта, в том числе и зарубежные, активно поддерживает и одобряет.

Из Инсара министр отправился в Рузаевский район. Здесь на полях ООО «Озерки» он интересовался ходом проведения весенних полевых работ. Особые надежды местных аграриев связаны с так называемой зерновой кукурузой - высокоэнергетическим кормом для скота. В нынешнем году под нее отводится около 200 га пашни. А уже через год площади посевов могут возрасти в пять с лишним раз. Сделанную хозяйством ставку на производство зерновой кукурузы министр одобрил. Глава Мордовии Владимир Волков в свою очередь подчеркнул, что в течение двух ближайших лет регион доведет объемы производства зерна кукурузы до 100 тысяч тонн.
Разговор о путях развития отечественного и в частности мордовского агропрома продолжился вечером на совещании в стенах Дома республики. «В 2013 году предстоит обеспечить прирост производства мяса не менее чем на 16 процентов, молока и яиц - на 6 процентов, - сообщил Глава Мордовии. - В дальнейшем мы предполагаем довести производство молока до полумиллиона тонн ежегодно при продуктивности 5200 кг». Планы, по мнению федерального министра, вполне реалистичные. Об этом свидетельствуют и уровень развития перерабатывающей промышленности региона, и высокая степень автоматизации производственных процессов, и даже качество мордовских товаров.
В Мордовии успешно реализована программа развития села, рассчитанная на 2007-2012 годы. За это время объемы выпуска сельхозпродукции выросли с 22 до 40 миллиардов рублей. Производство мяса увеличилось в два раза, сахарной свеклы - в 2,5 раза, зеленого горошка - в 3 раза. Надои же выросли на 1350 кг. По объемам выпуска продукции АПК на душу населения Мордовия вообще уверенно входит в число российских лидеров. На каждого человека здесь производится в среднем по 566 кг молока и по 174 килограмма мяса скота и птицы.
Сказанное, правда, вовсе не означает, будто никаких бед у крестьянства нет. Введенный с 2013 года новый порядок субсидирования по растениеводству, как отмечалось, больно бьет по регионам с развитой животноводческой сферой, в том числе, разумеется, по Мордовии. Так называемый погектарный принцип грозит обернуться для них сокращением объемов господдержки и как следствие - снижением конкурентоспособности.
Другая проблема, как ни парадоксально, - кризис перепроизводства. В первом квартале мордовские аграрии смогли увеличить производство свинины и мяса птицы сразу на 23 процента. И тут же натолкнулись на трудности, связанные с их реализацией. Республиканский рынок уже давно насыщен, а рост экспорта в другие регионы неизбежно приведет к ужесточению конкуренции с родственными предприятиями. «Неужели нам придется сократить производство?» - недоумевали на совещании руководители хозяйств.
Николай Федоров призвал их мыслить иными категориями. Вступая в ВТО, Россия оставила за собой право сохранить субсидирование производства мяса птицы до 2015 года, свинины - до 2017 года включительно. Но вовсе не для того, чтобы отечественные крестьяне переругались между собой. Цель - ограничить ввоз импортной продукции. Не секрет, что за последние годы зарубежные производители построили на границах с Россией множество откормкомплексов, не мудрствуя лукаво гнавших сюда скот, что называется, в живом весе. Данный механизм позволил за короткие сроки сократить ввоз говядины почти на 13 процентов, свинины - более чем на 13 процентов. Иностранцы теперь вынуждены останавливать свои производства, поскольку российское мясо неизменно оказывается лучше и дешевле.
Также участники совещания посетовали на диктат торговых сетей. Продукции небольших заводов, фермерских хозяйств порой бывает крайне трудно попасть на прилавки гипермаркетов. А если это и удается - цены на нее подскакивают до небес. Так, мясо бройлеров от агрофирмы «Октябрьская» сетевикам обходится в 69 рублей за килограмм с НДС (в 62 рубля - без налога на добавленную стоимость). Продается же оно, очевидно, гораздо дороже. В связи с этим аграрии предложили даже ограничить торговую наценку.
Представители Минсельхоза, однако, сочли административные меры неуместными. Из уст директора одного из департаментов прозвучала информация о том, что зачастую производители сами не уделяют должного внимания маркетингу и просветительской работе. Из-за чего многие обыватели частенько путают, скажем, добротный мордовский сыр с украинским «молочным продуктом».
Николай Федоров вскоре подхватил эту мысль:
- Очень важно проявлять больше патриотизма. Во французских кафе и ресторанах почти невозможно найти испанских или итальянских вин, хотя законы ЕС гарантируют производителям равные права. По сути, речь здесь идет о проявлении здорового патриотизма, умении самоорганизоваться. Нам тоже надо подумать о том, как вместе двигаться вперед, развивать отечественное сельское хозяйство. Весьма показательно, что данная тема была поднята именно в Мордовии - регионе, постоянно участвующем в различных федеральных программах и проектах, неустанно изыскивающем оптимальные способы поддержки своих товаропроизводителей. Думаю, республике разумно сосредоточить усилия на продвижении не десятков, а всего лишь одного бренда. Думать нужно не только о себе, но и о тех, кто рядом.
- Мы уже вплотную подошли к созданию единого бренда товаров Мордовии, - продолжил Глава Мордовии Владимир Волков. - Это не просто логотип или изображение на упаковках, но целый комплекс мер по производству высококачественной продукции, ее реализации на российском и международном рынках. Например, вопрос стоит о развитии кооперации между предприятиями, формировании единой торговой сети, внедряющей передовой опыт. В текущем году кабинет министров должен решить поставленную задачу.
Утро следующего дня началось для руководителя федерального Минсельхоза с завтрака в Красносельцовской общеобразовательной школе Рузаевского района. Это самое обычное, на первый взгляд, учебное заведение заинтересовало министра своей столовой, а точнее - внедренной здесь системой организации социального питания. Проектом, который в обозримом будущем планируется распространить едва ли не на все российские школы, детские сады, больницы, интернаты и пансионаты, а также на силовые структуры - армию, полицию, МЧС, ФСИН... Задача, как утверждается, двуединая. С одной стороны, учреждения более не будут ломать голову над тем, как обеспечить себя дешевым и качественным продуктом. С другой - сельские товаропроизводители и переработчики получат невиданные доселе объемы помощи, притом абсолютно соответствующие нормам Всемирной торговой организации. Ибо речь идет о гарантированном рынке сбыта почти 11 миллионов тонн продовольственных ресурсов. Или о 640 миллиардах рублей в денежном выражении.
Для большинства государств такие разрешенные меры «зеленой корзины» уже давно не в новинку. В Бразилии они востребованы при оказании продовольственной помощи малоимущим слоям населения. В США и вовсе считаются основным инструментом поддержки аграрной сферы. В России, правда, этот механизм пока буксует на каждом шагу. И только Мордовия смогла объявить о первых результатах внедрения системы социального питания.
На сегодняшний день она охватывает самую широкую сеть учреждений образования, дошкольного воспитания, здравоохранения и социального обслуживания. Ее реализация обошлась бюджету в 270 млн. руб. В школах, в частности, за четыре года удалось модернизировать 75 процентов столовых. При этом обеды по полной или льготной стоимости получают 96 процентов учащихся. Цены, кстати, оптимальные - в среднем 32 рубля. На организации социального питания ныне специализируются сразу несколько предприятий. Договоры на поставку продукции они заключают с производителями напрямую, минуя посредников. Благо, выбор есть. Теперь аграрии предлагают не просто свою продукцию, но ее конкретную разновидность - различные соки, сыр определенных сортов, молоко обозначенной жирности, сметану, овощные консервы, кондитерские изделия, мясо, куриные грудки... В ближайших планах - направить на социальное питание 34 тысячи тонн продуктов. Плюс - создать производственно-логические центры. Нельзя исключать, что опыт Мордовии ляжет в основу и всероссийской программы социального питания.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости