Работать с детьми - это призвание

Социум

Накануне Первомая принято чествовать передовые трудовые коллективы, отдавать дань уважения отличившимся на трудовой ниве людям. Недаром незадолго до первомайских торжеств Президент России Владимир Путин поддержал идею возродить в нашей стране звание Героя труда и подписал соответствующий указ. Новое звание будут присуждать гражданам России, которые «добились выдающихся результатов в государственной, общественной и хозяйственной деятельности, внесли значительный вклад в социально-экономическое развитие страны, в том числе в развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, строительства, науки, культуры, образования и здравоохранения, а также иных областей деятельности». Наша сегодняшняя собеседница - директор Республиканской детской музыкальной школы-интерната Валентина Толкачева, всю свою жизнь посвятившая музыке и обучению детей, - с полным правом могла бы претендовать на это почетное звание.

Это сегодня Валентина Толкачева - директор музыкальной школы-интерната, заслуженный работник культуры Мордовии, преподаватель высшей квалификационной категории с педагогическим стажем 42 года. А начиналось все много лет назад, когда она пришла сюда еще семилетней девчушкой, да так и осталась навсегда. Стены этого интерната для Валентины Прокофьевны за долгие годы стали родными. Несколько десятков лет Валентина Толкачева каждый день у нотной доски и за фортепиано - учит детей музыке. И чувствует себя совершенно счастливой!
- Когда училась в школе-интернате, хотела стать дирижером, - вспоминает Валентина Прокофьевна. - Позже задумалась - как совместить любовь к музыке и любовь к детям? Тогда и решила стать педагогом. И ни разу не пожалела об этом. За все эти годы и не могла себя представить в другой профессии. Судьба распорядилась так, что мне очень повезло с преподавателями. Я училась музыке у таких корифеев, как Георгий Иванович Сураев-Королев, Зоя Геннадьевна Мезерская, Альбина Ивановна Макарова.
В 15 лет Валентина Толкачева поступила на теоретическое отделение в музыкальное училище им. Л.П. Кирюкова, затем - на филологический факультет мордовского госуниверситета. И еще будучи студенткой, начала преподавать музыку в школе-интернате, а в 32 года возглавила учебное заведение.
- В следующем году нашему интернату исполняется 55 лет, - рассказывает Валентина Толкачева. - У нас живут и обучаются музыкально одаренные дети со всей Мордовии. Большинство наших выпускников поступают в музыкальное училище, затем - в высшие музыкальные учебные заведения. Мы стараемся отслеживать судьбу своих выпускников. К тому же они часто приходят в интернат - ведь они здесь дома, а не в гостях. Скажу честно - я горжусь нашими выпускниками. Среди них - композиторы и исполнители, педагоги, руководители музыкальных коллективов. География трудоустройства наших выпускников широка - Норильск, Пятигорск, Калининград. Некоторые работают за границей - в Венгрии, Германии, Канаде. Выпускники говорят, что в интернате и музыкальном училище они получили хорошую базу, наше образование котируется за рубежом.
И хотя за плечами у Валентины Толкачевой огромный стаж работы, награды и почетные звания, она говорит, что и сегодня ей есть к чему стремиться, и продолжает ставить перед собой новые цели.
- Чем больше работаешь, тем лучше понимаешь, что нужно всегда не только оставаться на высоте, так сказать, держать марку, но и постоянно стремиться к совершенству, - говорит заслуженный педагог. - Опыт опытом, но я всегда стараюсь осваивать новые технологии, методики. Иначе чему ты можешь научить других, если сам многого не знаешь? Какой же ты учитель, если не идешь в ногу со временем?
Думаю, что работать с детьми - это все-таки призвание. На мой взгляд, самое главное в работе учителя - честность и ответственность. Если уж ты приходишь к ученику, то становится делом чести научить его всему, что знаешь. Самое страшное - равнодушный учитель. Такой человек не задержится надолго в нашей профессии.
Наверное, я строгий преподаватель. Но учитель должен уметь быть и строгим, и мягким одновременно. К каждому ребенку нужно найти свой подход. Понимаете, учитель тот же врач. А значит, в своей работе, как и врач, должен помнить о главной заповеди - не навреди! Не навреди ребенку, его душе. Ведь мы, учителя, не только обучаем, но и воспитываем. Очень важно вовремя поддержать, похвалить ребенка, отметить его успехи. А знаете, что самое приятное для меня в работе? Видеть, как семилетний малыш, еще ничего не знающий и не умеющий, постепенно вырастает и достигает успехов, расправляет крылья, словно лебедь. В такие моменты я ощущаю удовлетворение, радость от того, что этот ребенок чего-то достиг. Знаете, я и не представляю себе другой судьбы.

Елена БУДАНОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости