Заработать «На Победе»

Социум

Героизм советского народа все чаще становится объектом наживы и спекуляции

Социологи бьют тревогу. Как показывают результаты ежегодных опросов, россияне все реже ассоциируют 9 мая с победой над фашистской Германией. Если для многих этот день - свидетельство величайшего героизма нашей страны, для других он означает прежде всего лишний выходной, а третьи воспринимают его и вовсе как «День победы над ценами». В пылу рыночной борьбы День Победы нередко связывается то с беспрецедентными скидками, то со специальными предложениями и масштабными PR-акциями, а то и вовсе с беззастенчивым обманом. «ВС» решил обобщить коммерческую составляющую едва ли не самого светлого нашего праздника.

Праздничные фишки
Перед тем как вывести в свет слоган «День победы над ценами», маркетологи очень опасались, что он окажется чересчур эпатажным. Но уже спустя год «ценовую викторию» отмечали в России повсеместно - и в салонах связи, и в гипермаркетах электроники, и в скромных магазинах шаговой доступности. С той лишь поправкой, что где-то слоган сопровождался лозунгом «Цены капитулировали!», а где-то попросту объявлялись «Победные цены». При этом число откровенно провальных акций и конфузов быстро преодолело критическую отметку. Так, один из крупных торговых операторов поздравил стариков праздничными продуктовыми наборами. Их не дарили - просто продавали по сниженным ценам желающим. Коих, откровенно говоря, оказалось немного - у части товаров истекал срок годности. В Санкт-Петербурге одна из хостинг-компаний в 2011 году объявила о 66-процентной (по количеству лет, прошедших с момента окончания войны) скидке для ветеранов на услуги по размещению их сайтов на сервере. Сколько граждан решили воспользоваться ими - так и осталось загадкой.
Сразу несколько конфузов было зафиксировано на самом западе нашей страны - в Калининградской области. Первый - с упоминанием на поздравительных открытках об услугах погребальной конторы - некогда вызвал широкую огласку. Чего не скажешь, например, об истории с размещением социальной рекламы. После установки щитов с фразой из стихотворения неожиданно выяснилось, что в текст вкралась досадная орфографическая ошибка, кардинально меняющая его смысл. В строке «еще тревожно спится ветеранам...» предпоследнее слово было написано с мягким знаком. Билборд, понятно, срочно пришлось демонтировать. Обозлил стариков и плакат, на котором были изображены улыбающиеся польский, английский и американский солдаты-победители. Советскому воину-освободителю места на нем не нашлось. Уже хотя бы потому, что заказ выполнялся на территории Польши.
В схожей ситуации оказалась и российская часовая фирма, выпустившая по случаю праздника «эксклюзивные» хронометры. По недосмотру дизайнеров их циферблаты украшали рисунки немецкого стрелкового оружия. В Перми книжное издательство изготовило календарь, на одной из страниц которого под красным знаменем бежали в атаку... солдаты вермахта. Дополняла иллюстрацию подпись «Бей врага!».

Герои нового времени
А уж о том, как поработали отечественные рекламщики над агитационной продукцией военного времени, можно рассказывать до бесконечности. Один только плакат «Родина-мать зовет» попеременно зазывал посетителей то в рестораны, то в магазины модной одежды, то в салоны красоты... Что характерно, не остались в стороне от всеобщей тенденции и мордовские фирмы. Лет 6-7 назад все тот же символ объявлял о 50-процентной скидке на кухонные и столовые гарнитуры. А не далее как в позапрошлом году черно-белый флаер «Василий Теркин на привале» приглашал посетить... обувной бутик в центре Саранска.
К слову, бизнес на победной символике в Мордовии тоже поставлен на широкую ногу. В канун праздника в автомагазинах традиционно появляются в продаже наклейки «Спасибо деду за Победу!», «Помним. Любим. Гордимся». И особо популярные - «На Берлин!», «Т-34». Собственно, от надписи цена не зависит. Значение тут имеет размер. Дешевле всех - от 100 рублей - стоит прославленный советский танк. Берлин подороже - от 200 рублей.
Некая фирма по производству пластиковых окон обрадовала горожан флаерами, заботливо подброшенными в почтовые ящики. Реклама обещала «лучшие стеклопакеты из высококачественного германского профиля уважаемым участникам и инвалидам ВОВ, а также труженикам тыла».
Отдельного разговора заслуживает едва ли не главный атрибут современного праздника Победы - георгиевская ленточка. Кодекс патриотической акции предписывает распространять их совершенно бесплатно. Только кто его соблюдает, коль скоро на кону стоят немалые деньги, а на горизонте маячит перспектива извлечения дополнительной выгоды?! За примерами даже ходить далеко не нужно. Аккурат минувшей зимой на остановочных павильонах Саранска появились плакаты. Некое местное рекламное агентство обещало оптом изготовить ленточки по цене 10-15 рублей за штуку (в зависимости от длины). За дополнительную плату заказчик мог нанести на них свой логотип. Надо думать, лишь затем, чтобы народ знал, кого требуется благодарить за Победу. Годом ранее почетнейший знак отличия и вовсе предлагался в нагрузку к воздушным шарикам - так скреативили предприятия выездной торговли. Нынешний праздник едва ли станет исключением. В супермаркетах уже продается норвежская селедка в вакуумной упаковке, украшенная стикером «С Днем Победы!» и победным биколором.

Налог на подвиг
Нажиться на победе пытаются, конечно, и откровенные аферисты. Редкий ветеран войны может похвастаться тем, что никогда не получал от них соблазнительных предложений на доставку шикарных «президентских» и «депутатских» подарков, выплату баснословных компенсаций за потерянное в боях здоровье или курортное лечение.
Допустим, представители малоизвестной страховой компании в своих письмах фронтовикам обещали перечислить им аж по 3 тысячи евро! Такие выплаты, как сообщалось, установили власти Германии и даже выделили России в общей сложности свыше 7 миллионов евро. Компания же, став победителем объявленного Правительством РФ тендера, готова в любой момент выплатить эти средства. При условии, что попавшие в списки ветераны переведут на расчетный счет фирмы 800 рублей - «для оплаты регистрации и ведения лицевого счета в Сберегательном банке». Листки-квитанции, само собой, прилагались.
Как ни странно, беззастенчивое «преступное посягательство» сошло мошенникам с рук. Официальная формулировка - «ввиду отсутствия пострадавших». Правоохранители лишь руками развели: граждане, откликнувшиеся на эти посулы, с заявлениями не обращались.
Зато аферистов, действовавших через сеть подставных call-центров, удалось изобличить без всякого труда. Группа из 17 человек действовала даже по отечественным меркам чересчур цинично и беззастенчиво. Ветеранам, например, от имени социальных служб рекомендовалось срочно получить специально учрежденные Правительством РФ награды, а также денежные премии. Взамен требовалось лишь перевести на указанные счета налоги. Однажды попавших в сети граждан преступники умудрялись обманывать вновь и вновь. Когда раздосадованные жертвы несолоно хлебавши выходили из банков, им объясняли, что произошла чудовищная ошибка. И в качестве компенсации продавали по сниженным якобы расценкам биологически активные добавки. А в довершение ко всему махинаторы, представляясь сотрудниками милиции, заявляли, что готовы вернуть пострадавшему все деньги за вычетом комиссионных процентов, которые требовалось оплатить дополнительно.

Игры патриотов
В таких условиях совсем неудивительно, что подчас жажда наживы охватывает даже тех, кто по должности обязан радеть за народ, - чиновников и депутатов. Стоило только затихнуть скандалу в подмосковных Химках, где местные власти ценой вскрытия могилы шести защитников столицы освободили место под строительство торговых комплексов, разгорелся новый - в городе Протвино все той же Московской области. Там под снос пошел Парк Победы - мемориал, к которому примыкают нашпигованные свинцом окопы русских солдат, державших здесь последнюю линию обороны. К земле этой, еще в 1990-х годах ставшей поистине золотой, проявляли интерес сначала адвентисты седьмого дня, остро нуждавшиеся в доме молитвы и... гостинице на 300 номеров. А позже - строительные компании, собиравшиеся возвести на берегах Оки семь элитных домов. Примечательно, что уничтожение комплекса мэрия преподнесла общественности под видом «победы здравого смысла». Ведь застройка обещала принести в казну лишние миллионы и миллионы рублей.
В Волгоградской области несколько чиновников всего за день вывели из бюджета свыше 875 тысяч рублей. Средства эти были сняты со счетов агентства инвестиции и развития в качестве оплаты праздничного фейерверка. Мошенники явно рассчитывали на то, что пущенные на ветер деньги никто и подсчитывать не станет. К их сожалению, возмущенные неподобающе скромным размахом торжеств «сталинградцы» забросали жалобами все инстанции. Следствие выяснило, что контракты на проведение салюта заключались через московские посреднические конторы. Тогда как до местного исполнителя дошел лишь один платеж.
А вот масштабы хищений в другом городе, внесшем неоценимый вклад в разгром фашизма, - Санкт-Петербурге - и вовсе считаются запредельными. Хотя точная сумма бюджетных потерь, имевших место на протяжении нескольких лет, до сих пор не названа. Оценки экспертов и журналистов колеблются от 15 до 120 миллионов рублей. Прокуратура между тем заявила первоначально о 240-тысячной растрате. Но, быстро спохватившись, организовала новую проверку. В ходе ее выяснилось, например, что деньги на проведение «победных» торжеств выделялись из разных источников. В числе «жертвователей» значились компании, не потратившие ни копейки собственных средств. А только на заказ в 2008 году 1,8 миллиона штук георгиевских ленточек китайского производства город потратил 7,8 млн. рублей. Будут ли когда-нибудь расставлены точки над «i» - тоже остается загадкой. Чиновники, способные пролить свет на эти махинации, давно покинули свои посты.

Андрей КРИВОВ

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости