«У вас очень крутая команда»
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
27 марта во всем мире отмечается как День театра. В Саранске этот праздник проходит на волне постфестивальной эйфории с послевкусием от увиденного и прочувствованного. У зрителей еще свежи впечатления, полученные от «Соотечественников», актеры и режиссеры, услышавшие в свой адрес и похвалу, и критику, полны надежд и думают о новых ролях и спектаклях. Хвалит и критикует все происходящее на фестивальной сцене уже 8 лет команда театральных критиков, возглавляемая Натальей Старосельской, которую знают и любят все саранские зрители и совершенно справедливо считают «крестной мамой» «Соотечественников».
О завершившемся фестивале и современном театре в целом журналист «ВС» и побеседовал с Натальей Старосельской.
«ВС»: Как вам прошедший фестиваль?
Н.С.: Вы знаете, понравился. Мне кажется, он удался. На этот фестиваль все спектакли я отбирала сама. Я не признаю коллективной ответственности. Целый год отбирая спектакли для «Соотечественников», я имела в виду саранского зрителя. Я уже знаю его вкусы.
«ВС»: Случается ли такое, что, предлагая организаторам какой-то театр, вы слышите в ответ: «Нет, мы это не потянем финансово»?
Н.С.: Нет. Мордовская сторона оплачивает только проживание и питание приезжающих на фестиваль. Самые большие затраты, на дорогу, берет на себя МИД России. За что ему огромное спасибо. Потому что самое страшное для нас - дорога. И, если бы не МИД, к нам не смогли бы приехать половина театров.
«ВС»: Как вы думаете, какой срок отмерен саранскому фестивалю, и каким вы видите его будущее?
Н.С.: Я думаю, что срок у него довольно большой, потому что русских театров очень много. В одном только Киеве 5 русских театров, я не беру сейчас всю Украину. В Украине масса русских театров, их много в Белоруссии и огромное количество в Казахстане. Года два назад в Саранск приезжал театр из маленького городка Усть-Каменогорск. Они показали прелестный спектакль «Играя Пушкина». Они обалдели от счастья, приехав на этот фестиваль. И таких театров в Казахстане много. К сожалению, в очень плохом состоянии русский театр Киргизии, русский театр Туркмении, официальный русский театр Ташкента. В принципе, пока нам помогают МИД России и Правительство РМ, этот фестиваль будет жить!
«ВС»: Когда вы отбираете спектакли для фестиваля, вам приходится себе говорить: «Нет, саранский зритель к такому еще не готов»?
Н.С.: Саранский зритель уже готов ко всему. Я говорю это абсолютно искренне. Если 5 лет назад возникали какие-то сомнения, то сейчас их нет. Что хорошо, наш фестиваль не ограничен рамками классического или современного репертуара. Везите что хотите! Главное, чтобы это было хорошо. Мне кажется, что это тоже очень влияет на вкус. Потому что, когда люди смотрят сегодня «Дядю Ваню», а завтра современную пьесу Александра Марданя, это тоже вырабатывает вкус. А потом я вижу, как изменился зритель, как он помолодел.
«ВС»: Вас не удивляет выбор нашего театра? По-вашему, «Ночь ошибок» стоило показывать на фестивале?
Н.С.: Нет, не удивляет. Я ведь видела премьеру спектакля. И была в восторге. Мне показалось, что это какая-то совершенно новая жизнь театра. И сегодня, посмотрев в рамках эксперимента «В восемь у ковчега», я убедилась в этом еще раз. Это то вливание, которое театру необходимо.
«ВС»: Если театр начинается с вешалки, то с чего начинается театральный фестиваль?
Н.С.: Он начинается с того, что я получаю письма со всего света от желающих принять участие в нашем фестивале. Часто просто смешные. Например, от театральных трупп из Бразилии и Аргентины, не говорящих по-русски. Мне прислали фотографии спектакля (я даже забыла, из какой конкретно республики) из Африки, где все черные с барабанами. Я спросила, какое они могут иметь отношение к фестивалю русских театров. На что мне ответили: «У нас пластический спектакль, вы все поймете без слов. Мы очень хотим попасть на ваш фестиваль». Я отвечаю на письма, честно отсматриваю все, что присылают на дисках. Отбираю какое-то количество материала, потом начинаю смотреть географию. Потому что я могу привезти из каждой страны строго один театр. Уже в сентябре я должна подать заявку в МИД, где точно указано, кто к нам приедет и откуда. Потом на сцену выходит Сергей Игонькин со своей командой. Они обговаривают все технические параметры фестиваля. Это продолжается ровно год. У меня не бывает периода простоя. Заканчивая один фестиваль, мы начинаем работу над следующим. Уже сейчас я знаю 4 театра, которые приедут на «Соотечественники» в следующем году. Мне очень хочется привезти театр Вячеслава Когановича из Чикаго. На будущий год, Бог даст, вы увидите этот театр. В одной Германии 12 русских театров, из них 10 рвутся на наш фестиваль. Но меня не очень устраивает их уровень. Я им честно об этом говорю.
«ВС»: Вы видите очень много спектаклей на фестивалях, столичная театральная жизнь проходит на ваших глазах. Какой он, сегодняшний театр?
Н.С.: Очень разный. Сейчас нельзя сказать, какой он. Теперь время не театров, а отдельных спектаклей. Пожалуй, единственный после смерти Петра Фоменко театр в Москве, который держит очень высокий уровень, - Российский Академический молодежный театр под руководством Алексея Бородина. Это замечательный театр, в котором в год проходит невероятное количество премьер. Бородин - профессор РАТИ, и уже много лет он берет в свой театр всех своих выпускников. У него колоссальная труппа, но при этом задействованы все поколения. Это самый стабильный театр. Мне жаль, что на фестиваль «С правом на ошибку…» не смог приехать их актер Александр Доронин со своей постановкой «Бесов» Достоевского.
«ВС»: Как вы считаете, чего не хватает нашему русскому драматическому театру, чтобы ставить такие спектакли, какой показал на фестивале павлодарский областной театр, например?
Н.С.: Всего им хватает. По моим ощущениям, они только проснулись от глубокого-глубокого сна. Сегодня на спектакле-этюде «У ковчега в восемь» мы увидели их изумительно раскованными, свободными, легкими. Я очень надеюсь видеть их такими и дальше. В театре сейчас работают три режиссера. Насколько я понимаю, собираются приглашать и других. Тогда рано или поздно настанет момент, когда вся труппа будет задействована. И он очень скоро достигнет высокого уровня.
Поделиться в соц. сетях:
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери