«Соотечественники»: классика вне конкуренции

Социум

Уже много лет главным мартовским событием в культурной жизни Саранска является театральный фестиваль «Соотечественники». За годы своего существования фестиваль познакомил нас с сорока театрами из стран ближнего и дальнего зарубежья. Сорок театров! Насколько мы стали богаче и… искушеннее.

«Сумерки Богов», спектакль, несколько лет назад показанный на нашем фестивале Одесским академическим русским драматическим театром, запал в душу саранским театралам. Поэтому на заявленного в этом сезоне «Дядю Ваню» билеты были распроданы в один миг. Одесский «Дядя Ваня» в постановке ученика Леонида Хейфеца Алексея Литвинова - образец настоящего русского психологического театра. Хрестоматийная история в изложении заслуженных актеров Украины Юрия Невгамонного, Ирины Надеждиной, Натальи Дубровской, Ольги Кондратьевой и уже любимого нами за «Сумерки» Сергея Полякова смотрелась свежо и напряженно. В зале - звенящая тишина, на сцене - упоительная русская речь. Полное взаимное понимание между актерами и зрителями.
В беседе с директором одесского театра Александром Копайгора выяснилось, что саранские «Соотечественники» и проводимые «Встречи в Одессе» - фестивали-одногодки. Они тоже уже в восьмой раз соберут в сентябре русские театры из России и зарубежья. Александр Копайгора признался: «Мы никого не приглашаем. Но уже сейчас на нашем сайте висит 40 заявок от театров из разных стран».  
«У одесского фестиваля очень высокий уровень, - подчеркнула председатель экспертной комиссии Наталья Старосельская. - Достаточно сказать, что питерский театр под руководством Спивака, с которым вы знакомы по «Соотечественникам», не может попасть на этот театральный форум уже пятый год».
Что касается репертуара одесского театра - он ровно наполовину состоит из классики: Шекспир, Островский, Ремарк, три пьесы Чехова. «У нас в театре нет так называемой «новой драмы», но идут спектакли по пьесам современных авторов Алексея Дударева, Надежды Птушкиной, Родиона Феденева, Вуди Аллена. В Саранск мы привезли одну из лучших своих работ», - признается Александр Копайгора.
После чеховского «Дяди Вани» фестивальный зритель увидел гончаровскую историю, легко и непринужденно рассказанную актерами Павлодарского областного драматического театра имени Чехова из Казахстана. «Без слез, без жизни, без любви...» - драма под этим названием была понята и тепло принята саранским зрителем. Из Казахстана приехал, пожалуй, самый большой творческий десант, с группой технической поддержки, заставившей по-новому «заработать» саранскую сцену. Областной театр из Казахстана показал, как без всяких спецэффектов и заигрываний с публикой можно завладеть ее вниманием на три часа.
Любители классики замерли в предвкушении - 21 марта «Соотечественники» будут давать Бомарше. «Безумный день, или Женитьба Фигаро» гомельского театра будет закрывать официальную программу фестиваля (а мы знаем, как любит наш зритель белорусские театры). Что касается неофициальной программы, той, что носит название «С правом на ошибку...», 22 марта в ее рамках состоятся два показа в 14.00 и 18.00. Наши актеры покажут «всемирный потоп» под руководством Владимира Буралкина, а ульяновский драматический театр привезет «Слепых» Мориса Метерлинка - итог творческих исканий молодежи театра.
Русский драматический театр Мордовии, открывавший фестивальную программу, решил в этом году покорить молодого зрителя. Поэтому на суд экспертной комиссии представил недавнюю премьеру «Ночь ошибок» молодого режиссера Урсулы Макаровой. «Молодежная» часть труппы, задействованная в спектакле, под руководством режиссера пыталась оживить фарс англичанина Оливера Голдсмита, написанный в 18 веке. Цитирую компетентного зрителя, резюмирующего после просмотра спектакля: «Драйва, конечно, было много». Действительно, энергии, затраченной актерами на сцене, хватило бы не на один спектакль…
За прошедшие восемь лет встречи с творческими коллективами из разных городов и стран перестали быть чем-то экстраординарным для нашего зрителя. Атмосфера в эти дни в стенах театра царит почти домашняя. И открывался нынешний фестиваль без помпезности прошлых лет, без долгих торжественных речей и перерезания символической ленточки. И уж совсем «приземлили» зрителей и гостей «Соотечественников» ведущие вечера - Игорь Дьячков и Ольга Вдовина. Постоянно перевирая имена участников и экспертов, они вогнали в краску смущения и досады многих сидящих в зрительном зале. Удивительно, что такие вещи возможны на открытии международного фестиваля.
Тем, кто еще только собирается на спектакли «Соотечественников», напоминаем, в среду вас ждет «Приглашение в замок» на встречу с Московским областным театром драмы и комедии. В четверг ожидает «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в исполнении гомельского театра.
И для скептиков. В Саранске театр действительно любят, зрители доказывают это на «Соотечественниках» ежедневно полным зрительным залом.

Галина БАЛАШОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости