Нет полиса - нет «скорой»?

Социум

Скорая медицинская помощь начала работать по новым правилам

С начала 2013 года изменился порядок оказания скорой медицинской помощи. Теперь пациент должен предъявить прибывшим медикам страховой медицинский полис и паспорт. У многих сразу возникает резонный вопрос - без предъявления этих документов обслуживать не будут?

- Скорая помощь обязана оказывать и оказывает бесплатную помощь всем без исключения. Это действительно так. Но при этом надо понимать, что больной или пострадавший не несет расходов за оказание ему экстренной помощи. Расходы покрывают страховые компании, но лишь при наличии у больного или пострадавшего страхового полиса и при правильном заполнении необходимых данных нашими сотрудниками, - объясняет главный врач Станции скорой медицинской помощи г. Саранска Дмитрий Якушев. - Постарайтесь понять наших сотрудников, которые просят предъявить медицинский страховой полис и паспорт. Ведь если мы не получаем необходимые данные, то не можем рассчитывать на оплату от страховой компании, а это значит, что мы будем работать бесплатно.

28 круглосуточных бригад
Все эти нововведения связаны с тем, что с 1 января 2013 года Скорая медицинская помощь содержится за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) по принципу подушевого финансирования. То есть поступление средств находится в прямой зависимости от количества обслуженных больных и пострадавших (раньше все расходы покрывались из бюджета независимо от наличия полисов у больных).
- Цель такого финансирования - рациональное использование имеющихся ресурсов здравоохранения, - поясняет Дмитрий Якушев. - Медицина, несмотря на непрерывное реформирование отечественного здравоохранения, даже в крупных городах развивается медленно. Поэтому совершенствование работы российской Скорой медицинской помощи - это веление времени и, скорее всего, благо. Отказ от совершенствования неизбежно ведет к снижению эффективности и росту неоправданных финансовых затрат.
При этом отмечу тот факт, что по итогам двух недель 2013 года лишь 70% жителей города Саранска предъявили страховой медицинский полис бригадам «скорой помощи». Причем нередко на просьбу врачей предъявить этот полис больной или его родственники отвечают отказом, мотивируя тем, что помощь медики оказать так или иначе обязаны. Но если человек имеет полис и отказывается его предъявить, он по сути выступает против самой системы здравоохранения. Ведь все денежные средства из ФОМС, полученные скорой медицинской помощью по результатам работы, будут направлены на приобретение лекарственных средств, медицинского инструментария и оборудования, оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, программного обеспечения, оплату труда медицинских работников, водителей и другого персонала Станции скорой помощи, их социальное обеспечение, а также на уплату налогов.
На сегодняшний день в Саранске работают 28 круглосуточных бригад «скорой помощи», причем дефицит кадров составляет в среднем 20%. Наибольший дефицит среди диспетчеров (33%) и водителей (25%). Основная причина - низкая заработная плата. Также имеется дефицит врачей и фельдшеров, связанный с тем, что работа на «скорой» - тяжёлая и непрестижная. Как правило, отработав два-три года на «скорой» в Саранске, молодые врачи и фельдшеры уезжают в Москву и Московский регион за более высокой зарплатой.
Ситуация с автопарком нашей Станции также далеко не оптимистична. Большинство работавших в 2012 году автомобилей были получены в 2005-2007 годах. В середине 2012 года общий износ автомобилей превышал 75%, соответственно такой же износ имело и оборудование, находившееся на оснащении этих автомобилей, что неизбежно приводило к снижению оперативности и качества работы всей службы. Конечно, во второй половине 2012 года Станция получила 6 новых автомобилей на базе УАЗ и 5 на базе «газель», оснащённых медицинским оборудованием в соответствии с приказами Министерства здравоохранения России. Кроме того, были получены новые аппараты ЭКГ, дефибрилляторы, алкометры. В январе 2013 года ожидается получение 1 реанимобиля на базе Ford, это будет второй автомобиль такого класса в Саранске. Кроме того, в 2013 году Станция ожидает плановой замены еще 17 автомобилей «скорой помощи». Это большое подспорье, которое позволит нам увереннее работать в новых условиях.

Вызвать «скорую», чтобы пообщаться
Теперь контролировать качество оказанной медпомощи будут страховые медицинские организации. Туда пациенты могут жаловаться, если их, например, вынуждают платить за бесплатные услуги. Новый порядок позволит увязать и зарплату медиков с объемами работы - например, зимой, когда в нашей стране происходят вспышки заболеваний, нагрузка у врачей увеличивается, значит, и оплата труда должна быть соответствующей. Со временем, очевидно, это позволит уменьшить текучесть кадров в службе «скорой».
Существенная для медиков проблема - это пациенты, которые не имеют страхового полиса, например, бомжи, законченные алкоголики или вернувшиеся из мест заключения. Без полисов могут быть и иностранные граждане. Опять же, допустим, человеку стало плохо на работе, на улице или в общественном месте - как тут быть? Не каждый же носит с собой полис, и за таких пациентов «скорая» денег не получит, а значит, будет работать себе в убыток.
Еще один нюанс - определение оплаты расходов скорой медицинской помощи при выполнении ложных и безрезультатных вызовов. В 2012 году работники службы получили таковых в Саранске более пяти тысяч, то есть каждые 4 вызова из 100. Ложный вызов - это когда по адресу прибытия медиков заведомо нет людей, нуждающихся в оказании скорой помощи. Часто ложными оказываются вызовы по ночам, которые по разным причинам делают перебравшие спиртного жители столицы Мордовии.
К безрезультатным медики относят случаи, когда бригада «скорой помощи» прибыла на вызов к больному или пострадавшему, но он по каким-то причинам отказался от медицинской помощи, не открыл дверь, ушел до прибытия врачей. Часто безрезультатными оказываются вызовы «скорой» к людям, находящимся на улице в состоянии алкогольного опьянения, - кто-то из сердобольных горожан позвонил медикам, они приехали, а выпивохи и след простыл.
Также «скорую помощь» часто вызывают без достаточного повода. Например, больные с хроническими заболеваниями вне обострения с целью измерения артериального давления, регистрации электрокардиограммы, измерения уровня сахара крови и даже для консультаций по вопросам приема медикаментов, назначенных участковым врачом. По данным статистики, около 5% хронических больных Саранска в течение года потребляют 25% ресурсов «скорой помощи», потому что эта бесплатная для больного и доступная служба позволяет пользоваться медицинскими услугами без ограничений. По имеющимся данным, в Саранске проживают около двух десятков больных, которые вызывают «скорую» от 200 до 600 раз в год. Врачи подсчитали, что время, затраченное бригадами «скорой помощи» на эти вызовы, составляет около 5 суток работы всей Станции. В большинстве случаев это пожилые, одинокие люди, которые рассматривают Скорую помощь как социальную службу, включая её в свой круг общения, хотя чаще им требуются лишь внимание и забота близких и родных.

Станет ли Скорая помощь платной?
На днях стало известно, что в Москве с 1 февраля появится платная скорая медицинская помощь, которая будет за деньги оказывать услуги, не включенные в перечень обязательных, например, делать УЗИ или рентген на дому. Это известие сразу же вызвало волну опасений об ухудшении качества услуг бесплатной помощи. Так какая скорая помощь в конечном счете утвердится на российских просторах - платная или бесплатная?
- Можно однозначно ответить - экстренная медицинская помощь должна быть бесплатной. Любой человек, попавший в беду, должен знать, что необходимая помощь ему будет оказана всегда. Другое дело, что те, кто способен, но не захотел лично обратиться в поликлинику, вызвал «скорую» для консультации, не купил своевременно лекарств или не выполняет указаний лечащего врача, за вызовы должны платить, - подчеркивает Дмитрий Якушев. - Также платными должны быть вызовы к лицам, хронические заболевания которых связаны со злоупотреблением алкоголем, так как невозможно эффективно лечить человека, который сознательно разрушает свое здоровье. В этом случае оплата вызова «скорой помощи» будет накладывать на больного ответственность, в том числе за свое здоровье. Подобные модели сложилась в ряде зарубежных стран (Германия, Израиль) и способствовали повышению качества и оперативности оказания экстренной помощи.

Это надо знать
Из правил вызова Скорой помощи в Саранске:
К моменту прибытия бригады Скорой помощи необходимо подготовить: страховой медицинский полис, паспорт, амбулаторную медицинскую карту или выписки из стационаров (при их наличии).
Для обеспечения более быстрого направления бригад Скорой медицинской помощи и своевременного оказания медицинской помощи больному или пострадавшему вызывающий обязан ответить на все вопросы диспетчера «03», принимающего вызов: точно и достоверно назвать жалобы больного или пострадавшего, его фамилию, имя, возраст, адрес вызова, код подъезда, этаж, возможные общеизвестные ориентиры, кто и с какого номера телефона вызывает «скорую помощь», при необходимости повторить свои ответы. Если неизвестна фамилия больного, указать его пол и примерный возраст.
Вызовы от детей до 14 лет при отсутствии взрослых или от лиц в состоянии алкогольного опьянения принимаются только в случаях, если никто, кроме них, не может вызвать Скорую помощь.
Если вызов поступает из пригородов, территориально входящих в г.о. Саранск (садовые участки, лесной массив, водоёмы), или в общественные места, то для сокращения времени прибытия бригады Скорой медицинской помощи вызывающему необходимо максимально точно указать местонахождение больного и встречающих.
При желании отказаться от вызова до прибытия бригады Скорой помощи вызывающему необходимо сообщить об этом диспетчеру по телефону «03».
Бригада Скорой медицинской помощи не выезжает для оказания помощи больным и пострадавшим, которым не требуется скорая медицинская помощь, а также способным лично обратиться в лечебное учреждение, в том числе:
1. Для выполнения лечебных и диагностических процедур, назначенных в порядке проведения планового лечения врачами поликлиники, в т.ч. онкологическим больным, а также для проведения инъекций и перевязок.
2. К температурящим больным старше 3 лет в часы работы поликлиник, если нет угрозы жизни больного.
3. К больным с острой зубной болью.
4. К больным хроническим алкоголизмом или наркоманией для прерывания запоя, снятия алкогольной или наркотической абстиненции.
5. Для осмотра трупов, констатации смерти и составления актов о смерти.
6. Для установления состояния алкогольного и наркотического опьянения.
7. Для выдачи больничных листов, выписки рецептов, письменных справок больным и их родственникам.
8. Для выдачи судебно-медицинских и экспертных заключений.
9. Для удаления клещей.
10. Для транспортировки больных и пострадавших на плановую госпитализацию в стационары по направлению врачей лечебно-профилактических учреждений.

Марина КЕНДЯЛОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости