Бриллианты Леонида Гайдая

Социум

Юбилей великого комедиографа празднуют его родные, коллеги и друзья

Поклонники кинокомедий Гайдая - а это без преувеличения вся Россия, СНГ и русское зарубежье - 30 января будут отмечать 90-летие великого режиссера и комедиографа. Он ушел из жизни почти 20 лет назад, но остается «самым живым» режиссером. Ведь практически каждый день на одном из телеканалов можно увидеть его легендарные фильмы - «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть», «Спортлото-82»...

Гайдаевские картины стали историей страны и каждого из нас. Остается лишь завидовать тем, кто в силу юного возраста когда-то впервые откроет для себя эти веселые, беззаботные, побеждающие уныние и скуку фильмы. Гораздо труднее было тем, кто жил и работал рядом с великим мастером, скоропостижно ушедшим из жизни. Его семье, коллегам, ученикам и актерам, которых он полюбил раз и навсегда, пришлось заново учиться жить без него. Время излечило их боль, тактично заменив ее на благодарность - за то, что сама судьба дала возможность жить и творить вместе с Леонидом Гайдаем.      

Горькое счастье
Вдова режиссера актриса Нина Гребешкова не живет воспоминаниями о муже - она живет так, как будто любимый Лёня рядом.
- Сначала я на него обижалась - как же так, оставил меня одну! - говорит Нина Павловна. - Да еще столько неприятностей случилось после его смерти: сначала затопило квартиру, потом сгорела наша дача - как будто кто-то проверял, смогу ли я без Лёни жить… Я очень боялась его подвести и старалась изо всех сил, хотя боль на душе была невыносимая… Но в то же время я благодарила мужа за то, что он умер у меня на руках. Он угасал очень быстро - буквально в считаные недели сгорел. Я отлучалась из больницы, куда он попал прямо со съемочной площадки, чтобы немного отдохнуть. А когда приехала в очередной раз, Лёня встретил меня уже обессиленным, но в сознании. Через некоторое время он умер, в последнюю минуту я была рядом с ним. Теперь я понимаю, что это тоже было своего рода счастьем…

Любовь
Гайдай обожал свою жену, которая была моложе его на семь лет. Она - коренная москвичка, красивая, озорная, он - бывший фронтовик, получивший серьезное ранение, приехал в Москву из Иркутска, чтобы учиться на актера.
- У нас на курсе были очень симпатичные мальчишки, - рассказывает Нина Павловна. - А Лёня - худой, бледный, очень скромно одетый… Но со всеми я просто дружила, а когда он входил в аудиторию - чувствовала его буквально кожей, спиной! Не понимала тогда, что же это такое!
Как говорит сама актриса, Гайдай завоевал ее… хитростью.
- Мы ставили студенческий спектакль. Режиссером был Гайдай - уже тогда были видны его задатки режиссера. И вот я подхожу к нему с просьбой, чтобы он перенес репетицию сцены с моим участием на более раннее время - не могу я каждый день так поздно уходить домой! А он сразу мне заявляет: «А разве тебя никто не провожает? Ну, тогда я провожать буду!»
Через несколько месяцев провожаний он решился сделать Нине предложение.
- Так и сказал, как будто по дружбе: «Нина, что мы все ходим, ходим - выходи уже за меня замуж!» Я попыталась отшутиться, говорю: «Что ты, Лёня, ты длинный, я низенькая - тебе другая девушка нужна, повыше, побольше…» А он говорит: «Большую я не смогу на руках носить, а тебя смогу - хоть всю жизнь!» В итоге мы сыграли свадьбу - скромную, студенческую… И только после этого я поняла, как обманулась! Шли как-то домой, впереди лужа. Я говорю: «Лёня, бери меня на руки - ты же обещал!». А муж говорит серьезно: «Не думал, Нинок, что у тебя чувства юмора нет!»

Тандем
Супружеский тандем оказался на редкость удачным. Молодая жена сразу поняла, что добытчиком ее талантливый супруг не будет никогда. Он был увлечен кино, и только кино.
- Жить было негде, и я уехала в одну из союзных республик в командировку, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги на собственное жилье, ведь жили мы первое время у моей мамы. Через несколько месяцев Лёня присылает мне письмо: «Нина, твоя мама говорит, чтобы ты возвращалась домой!» Вот такой он был - уважал мое мнение, доверял. И хотя скучал очень, не мог напрямую сказать: «Нина, брось все - плохо без тебя!»…
Квартиру они все же купили - кооперативную. Долго выплачивали, отказывая себе во всем. Нина Гребешкова была очень серьезна и организованна, уж если определяла цель, никогда не сворачивала с намеченного пути. Такому творческому человеку, как Леонид Гайдай, она стала подарком судьбы.
- Лёня снимал фильмы, я играла и у него, и у других режиссеров, - рассказывает Нина Павловна. - Вела домашнее хозяйство по возможности рачительно и с умом. Некоторыми моими чертами он наделял своих героинь. Помните, героиня Наташи Селезневой в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» говорит: «Так и хочется устроить какой-нибудь скандал!» Это мое выражение! Я иногда так говорила, чтобы обратить на какую-нибудь домашнюю проблему внимание Лёни. Но он всегда был выше быта, выше житейских проблем. Меня однажды пригласили на программу Андрея Малахова, где обсуждалась жизнь советских актеров, многие из которых сегодня буквально нищие. Малахов мне сказал: «Нина Павловна, но ведь ваш муж еще при жизни мог стать миллионером, и вы сейчас жили бы по-другому - в другой квартире, с другой обстановкой!» Тогда я сказала, наверное, обидные слова: «Это ваше поколение делает богатство, престиж смыслом жизнью. У моего мужа были другие ценности. Он жил ради творчества, отдавал своим фильмам все силы и способности. И наследство он оставил не мне одной - а всем нам. Это его картины!»

Три стула из двенадцати
Время от времени вдове режиссера предлагают забрать авторские гонорары за фильмы мужа, которые идут по стране.
- Как-то среди зимы нужно было срочно поехать получить деньги - несколько тысяч рублей, даже сумму не помню, - рассказывает Нина Павловна. - Я уже засобиралась - все-таки авторские деньги, мужем заработанные. Но дочка мне запретила: гололед был сильный, ветер. Сказала: «Мама, не дай Бог, упадешь, ногу сломаешь - лечение дороже обойдется, чем эти авторские, сиди уж дома!»…
Сегодня самая большая ценность Нины Гребешковой - три стула из фильма ее мужа «12 стульев».
- Когда закончились съемки, Лёня притащил домой четыре стула - остальные уничтожили в кадре, пока искали в них бриллианты, - рассказывает Нина Павловна. - Они были страшно дорогие, я даже ругалась на мужа за такое приобретение - что-то около десяти рублей за штуку. А он говорит: «Нинок, посмотри, какие они красивые - египетские!» Так они у нас и прижились. Я страшно переживала, когда после смерти Лени затопило квартиру, и стулья промокли - боялась, что они испортятся…
Один стул вдова Гайдая отдала в музей комедии, который устроил в своем киноклубе «Эльдар» другой знаменитый режиссер и комедиограф - Эльдар Рязанов.
- Он долго выпрашивал у меня эти стулья, - рассказывает Нина Павловна. - Я ему даже сказала: «Элик, ну зачем тебе стулья Лёни? Ты же самодостаточный, состоявшийся во всех смыслах режиссер, может, без Лёниного «уголка» в своем музее обойдешься?» Но он сказал, что считает Гайдая одним из главных режиссеров страны, которые работали в жанре комедии, и экспозиция, посвященная ему, обязательно должна быть в его музее. Конечно, я подарила Рязанову стул. Но предупредила, что одна ножка у него сломанная!..
Оставшиеся три стула используются хозяйкой по назначению. На них просто сидят - гости, дочь Оксана с мужем, внучка Ольга. Один стул «захватила» кошка Буся. Это ее излюбленное место.

Другие ценности
Они такие же добрые и смешные, как фильмы Гайдая. Например, истрепанная, чуть живая книга Ильфа и Петрова «12 стульев», которую режиссер затер до дыр.
- Лёня сам написал сценарий к «12 стульям», - говорит Нина Павловна. - Он несколько лет эту книгу из рук не выпускал. Кто у меня ее только не просил подарить, продать. Но я не могу этого сделать, при всем моем уважении к тем, кто тоже любит и уважает режиссера Гайдая. Ведь эта книга хранит тепло его рук!
«Смешной» Нина Павловна считает всю свою семью - дочку, зятя и взрослую внучку, которая, как и мама, стала финансистом.
- Это у нас от Лёни пошло, - рассуждает Нина Павловна. - Казалось бы, все умные и серьезные люди! Но это только внешне. На самом деле, несмотря на наш разный возраст, мы все остались детьми - восторженными и наивными. Например, поехала внучка в Италию. И знаете, что привезла? Пакет кедровых шишек! Я ей говорю: «Олечка, у нас что, в России шишек нет?» А она: «Бабушка, ну ты только представь: кедры - и в Италии!» Я засмеялась и подумала: «Только еще один человек на свете привез бы мне шишки из-за границы - это мой Лёня!»

Сон
Нина Павловна жалеет об одном: ее Лёня не приходит к ней во сне. А так хотелось бы увидеть его, рассказать, как она живет все эти годы без него… Но нет, не снится…
- Оксана говорит, что ей папа однажды приснился, - рассказывает Нина Павловна. - Молодой, веселый, смеется… В очках. Снял их, говорит: «Оксана, я с Богом дружу!»... Мы росли в советской стране, религиозными никогда не были, чего греха таить. Но я верю, что Лёня правду говорит. Он и на земле был божьим человеком...

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости