ГИБДД уходит от «палочной системы»

Социум

Интервью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Республике Мордовия Александра Шелудякова 

О ситуации на дорогах республики
- Основной причиной подавляющего большинства ДТП является сознательное нарушение и водителями и пешеходами Правил дорожного движения. Мы сталкиваемся с крайне низкой культурой поведения на дороге, с безответственностью и правовым нигилизмом. Причиной большинства ДТП по-прежнему остается пресловутый человеческий фактор: кто-то был излишне самоуверен, переоценил собственные силы, понадеялся на везение. Кто-то и вовсе посчитал себя неуязвимым - сел за руль пьяным, превысил скорость, выехал на встречную полосу, такие случаи вообще находятся за гранью человеческого понимания. Цена этому легкомыслию, безответственности, невниманию и зачастую преступному риску на дороге - жизнь и здоровье людей, причем, что особенно несправедливо, людей невиновных и совершенно случайных.
ДТП наносят огромный материальный и моральный ущерб республике. Так, в Мордовии за 10 месяцев этого года в дорожных авариях погибли 178 и получили травмы 1129 человек! Проблема снижения смертности и травматизма жителей республики в ДТП является по-настоящему злободневной. Убежден, что дороги не должны быть «убийцами», которые приводят к колоссальным экономическим убыткам, разрушают семьи, калечат людей.
Около 13% всех аварий в Мордовии совершается по вине пьяных водителей - за один день госавтоинспекторы останавливают около 30 таких преступно безответственных граждан. Не менее актуальна сегодня проблема ДТП с участием пешеходов, таких в Мордовии четвертая часть от всех аварий. Каждый третий наезд на людей происходит на пешеходном переходе. Зоной особого риска являются нерегулируемые пешеходные переходы, на них произошло 80% ДТП с участием пешеходов. Больше всего таких аварий происходит в Саранске. Основными причинами наезда на пешеходов, как правило, являются неразличимая разметка «зебры», отсутствие светофоров, плохое освещение или его полное отсутствие, не везде есть пешеходные дорожки, тротуары и турникетные ограждения.
Еще более печально, что каждое десятое дорожное происшествие в республике произошло с участием ребенка. Погибли 8 детей и еще 89 травмированы. Это огромные цифры, за которыми стоят поломанные жизни и судьбы. Проблема детского травматизма на дорогах - это лишь составная часть нашей общей проблемы - низкой культуры поведения на дорогах, грубейших нарушений Правил дорожного движения водителями. Пока каждый не осознает личную ответственность за их соблюдение, мы по-прежнему будет терять на дорогах самое дорогое - наших детей.

Об отмене палочной системы
Еще в сентябре министр МВД России Владимир Колокольцев заявил, что необходимо исключить во время несения службы факты бесцельной остановки водителей, которые еще встречаются в регионах, поскольку они негативно сказываются на имидже всех сотрудников полиции. Тогда глава МВД РФ потребовал четко определить случаи, в которых инспектор ГИБДД может останавливать водителя. Как заявил министр, нужен сценарий, при каких обстоятельствах сотрудник ГАИ имеет право останавливать автомобиль. По его словам, следует полностью исключить ситуации, когда инспектор вальяжной походкой идет к остановленным им на обочине нескольким автомобилям, а на вопрос водителей: «Зачем остановили?» отвечает: «Документы проверить!».
Кроме того, должно быть организовано ежесуточное распределение нарядов ДПС в зависимости от количества аварий на различных участках дорог. Для этого статистика по авариям подвергнется ежесуточному анализу, а на выявленные очаги аварийности будут перебрасываться патрули с других мест.
Фактически отменяется палочная система для сотрудников Госавтоинспекции. При старой системе результаты деятельности инспектора ГИБДД оценивались по количеству выявленных за смену нарушений Правил дорожного движения. Согласно новым требованиям, результаты службы сотрудника оцениваются по наличию аварий на маршруте патрулирования.
Согласно приказу МВД России запрещено использование приборов для измерения скорости движения транспортных средств, не имеющих функции фотовидеофиксации. С 1 ноября 2013 года все они будут заменены на приборы, работающие в автоматическом режиме. Другие приборы запрещены. На практике получались такие ситуации: инспектор старым прибором без видеофиксации выявляет нарушителя, превысившего скорость. Останавливает, оформляет протокол, направляет его в суд. В суде нарушитель заявляет, что скорость не превышал, а что касается показаний прибора, так я по трассе ехал, где рядом еще несколько машин неслись, вот они превысили, но не я. Подкрепить свои утверждения о превышении скорости инспектор, кроме протокола, больше ничем не мог. Суд вставал на сторону автолюбителя.
Теперь отвертеться от штрафных санкций не удастся, в качестве доказательств будет фигурировать запись прибора фотовидеофиксации. С использованием таких приборов в республике выявляется практически каждое третье нарушение ПДД.

О тонировке
Как показывает практика, водители по-прежнему предпочитают закрываться от окружающих пленкой, не понимая риска такого «вождения в темноте». Слишком затемненные стекла снижают видимость дороги для водителя, сужают угол обзора до минимума.
Ежедневно сотрудники Госавтоинспекции задерживают 60-70 водителей за тонировку не по ГОСТу. Согласно законодательству, светопропускаемость стекол автомобиля должна быть в следующих пределах: лобовое стекло должно пропускать не менее 75% от общего светового потока, переднее боковое стекло - не менее 70%, светопропускание прочих стекол не нормируется.
Справедливости ради надо сказать, что «темных» водителей на дорогах Мордовии становится все меньше. Во многом благодаря регулярным рейдам сотрудников республиканской Госавтоинспекции. Последний рейд по тонировке с условным названием «Чистые стекла» заставил водителей, вне зависимости от марки и госномера автомобиля, стать законопослушными. В рейде лично принимал участие мой заместитель Александр Шеин. Административному наказанию подверглись все, кто проезжал на участке патрулирования с тонированными стеклами. Не удалось избежать наказания водителям и отечественных авто, и дорогих иномарок. Кстати, в ходе рейда два водителя попытались скрыться от стражей порядка, но три минуты погони - и они были задержаны.
Напоминаю, что за тонировку с водителя взимается штраф 500 рублей. Если нет возможности снять тонировку на месте, то, помимо штрафа, водителю запрещается эксплуатация транспортного средства путем снятия государственного регистрационного знака. Вернуть номера автовладелец сможет, только оплатив штраф и сняв тонировку. Все это он должен сделать в течение ближайших суток, а в случае, если не успел, - лишение водительских прав на три месяца за вождение без номерных знаков автомобиля.

Об отмене доверенности на управление авто
Уже с 24 ноября водителям больше не придется возить в бардачке машины доверенность на управление транспортным средством. 16 ноября опубликовано постановление Правительства, по которому из пункта Правил дорожного движения исключается обязанность водителя управляющего авто в отсутствие владельца иметь при себе доверенность. Теперь водителю для управления автомобилем необходимо будет иметь при себе лишь водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и страховой полис ОСАГО. Договор страхования может быть заключен как без ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, так и с условием управления транспортным средством только указанными страхователем водителями.
Необходимо отметить, что доверенность - это уже второй документ, обязанность возить который с собой и передавать сотрудникам полиции для проверки исключается из ПДД в этом году. Первым таким документом стал талон о прохождении государственного технического осмотра. Госавтоинспекция поступательно идет по пути снижения количества документов, необходимых участнику дорожного движения. Если раньше водитель должен был иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля, страховой полис ОСАГО, доверенность и талон ГТО под лобовым стеклом, то уже с 24 ноября осталось три главных документа: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации машины и страховой полис ОСАГО.
Помимо поправок в ПДД, теперь изменен срок, в течение которого автомобили и прицепы должны быть зарегистрированы либо их данные должны быть изменены. Он увеличивается с 5 до 10 суток с даты приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Эдуард АНЮТИН

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости