С картой по жизни

Социум

Универсальные электронные карты получат свыше полумиллиона жителей Мордовии

С наступлением нового года жителям тринадцатого региона вновь будет предложено получить универсальную электронную карту. На первых порах обзавестись ею смогут лишь те, кто известит о своем желании уполномоченные организации. А вот с 2014 года такими карточками предполагается снабдить уже всех граждан старше 14 лет, не заявивших об отказе. «ВС» решил выяснить, как скажется означенное нововведение на нашей жизни.

Территория УЭК
Прежде всего, наверное, следует напомнить, что представляют собой «универсалки». Универсальные карты сходны по внешнему виду с обычными банковскими картами, однако они призваны аккумулировать в себе ряд разнообразных приложений. В их числе - удостоверение личности, полис обязательного страхования, пенсионное свидетельство, электронная цифровая подпись и так далее. В конечном счете это позволит не только подавать и подписывать заявления, получать государственные и муниципальные услуги, но также значительно экономить свое время, силы, нервы. Ведь вместо беготни по инстанциям гражданам достаточно будет использовать потенциал компьютеров, инфоматов, специализированных терминалов или инфокиосков. Причем подаваемые запросы станут уже юридически значимыми. Чиновникам даже при всем желании не удастся схитрить, отложить рассмотрение вопроса - ибо статус каждой заявки планируется постоянно отслеживать.
Вдобавок электронная карта должна стать еще и полноценным платежным средством. Дабы с ее помощью люди могли оплачивать налоги, штрафы, телефонные и коммунальные счета, совершать покупки в магазинах, получать пенсии, пособия и прочие социальные выплаты.
Изначально еще и планировалось «прошивать» магнитные носители прочей информацией - об ИНН, водительском удостоверении, полисе ОСАГО, студенческих и читательских билетах, вплоть до группы крови и истории болезни. Однако, просчитав все затраты, от идеи решено было отказаться. Равно как и от замысла приступить к выдаче карт уже 1 января нынешнего года. Почти готовый к запуску проект правительство приостановило едва ли не в самый последний момент - в начале декабря 2011-го.

Сделать все по уму
- Объективно говоря, на тот момент данное решение представлялось, наверное, единственно верным, - признает министр информатизации и связи РМ Олег Соколов. - Ведь по самым оптимистическим оценкам расходы одной только Мордовии составят более 1 миллиарда рублей! И это, отмечу, лишь затраты, связанные с изготовлением карт, их персонализацией, открытием пунктов выдачи, содержанием уполномоченной организации. Если же учесть безусловную необходимость создания сопутствующей инфраструктуры, суммы и вовсе окажутся заоблачными, неподъемными для подавляющего большинства российских регионов.
К чести республиканских властей будет сказано, что они заранее постарались учесть неизбежные нюансы, сосредоточив усилия не на развитии каких-то конкретных сервисов, а на выработке базовых универсальных решений. Так, в Мордовии была создана скоростная магистраль, объединившая различные государственные структуры, министерства и ведомства, введен в строй информационно-вычислительный комплекс высшего международного стандарта надежности. Еще одним важнейшим инфраструктурным звеном стал открытый в сотрудничестве с «Ростелекомом» контактный call-центр, ориентированный главным образом на граждан, не знакомых с компьютерной грамотой либо растерявшихся в той или иной жизненной ситуации. Сейчас он оказывает преимущественно информационно-справочные услуги. Хотя впоследствии призван стать полноценной точкой входа в систему «электронного правительства».
Более того, еще раз изучив вопрос, республика... изыскала возможности для сокращения издержек. Дело в том, что упомянутая сумма первоочередных затрат - 1 млрд. руб. - была определена по методике, утвержденной прежним руководством ОАО «Универсальная электронная карта». Просчитав же расходы уже с позиции здравого смысла, удалось обнаружить незадействованные резервы для экономии. К слову, предложенные Мордовией и некоторыми другими регионами варианты поправок сейчас внимательно изучаются на федеральном уровне.

Основы функционирования
На пользу проекту пошел и взятый российским Правительством тайм-аут. Ибо не пришлось «по ходу» исправлять ошибки, вновь и вновь возвращаясь к рассмотрению имеющих принципиальное значение вопросов.
Во-первых, было принято решение не перегружать УЭК возможностями доступа сразу ко всем 180 государственным и 256 муниципальным услугам. На первом этапе их владельцам предполагается открыть до 118 «основных» услуг, на 80 процентов удовлетворяющих потребности населения. Притом точное количество приложений регионы вправе установить самостоятельно. Ведь предельно очевидно, что некоторая часть имеющихся предложений в ряде субъектов окажется не слишком-то востребованной. Скажем, в той же Мордовии желающих получить разрешение на лов рыбы, очевидно, найдется немного. Напротив, на социальную составляющую республика намерена обратить самое пристальное внимание. Не исключено, что уже со следующего года на «универсалки» будет начисляться целый ряд компенсаций - за проезд в общественном транспорте, приобретение товаров в социальных магазинах… В таком случае нуждающиеся получат адресную помощь и, кроме того, смогут контролировать свои расходы.
Во-вторых, наверняка известно, что для сопровождения УЭК будет задействована не международная, а отечественная платежная система. Напомним, именно уязвимость денежного сервиса, его зависимость от иностранного влияния, считалась главным козырем противников УЭК. Теперь же их позиции существенно ослабли. Пока к проекту присоединились лишь 10 банков, включая акционеров ОАО «УЭК» - Сбербанк, Уралсиб и АкБарс. Но в перспективе планируется внедрить многоэмитентную схему работы, при которой обслуживать карты смогут все финансовые учреждения, соответствующие предъявленным стандартам.
Третье, и, пожалуй, главное - за прошедшее время удалось заложить основы для частно-государственного партнерства, взвалив на плечи коммерческих структур часть расходов, связанных с выдержкой сервисов. На практике сие означает, что государство через федеральные и региональные уполномоченные органы профинансирует изготовление карт на предприятиях Гознака, плюс - передачу информации по закрытым каналам связи. Выдавать же их станут организации, выбранные субъектами. Где-то - Почта России, где-то «Ростелеком». Мордовия, кстати, воспользовалась совместным предложением ОАО «УЭК» и Сбербанка России. И к январю на базе девяти отделений этого банка - в Саранске (на проспекте Ленина, 36; проспекте 60 лет Октября, 83; улице Воинова, 17, Комарова, 13), Рузаевке (ул. Ленина, 45), Ковылкине (Пролетарская, 32), Краснослободске (ул. Интернациональная, 63), в поселке Атяшево (улица Центральная, 12) и в селе Атюрьево (ул. Кирова, 2) - будут организованы пункты приема-выдачи универсальных электронных карт.
- В дальнейшем, по мере увеличения числа подаваемых заявлений, количество таких пунктов возрастет, - полагает Олег Соколов. - Для республики данный вариант является наиболее оптимальным, поскольку отпадает необходимость вкладывать немалые средства в становление и развитие инфраструктуры - будь то обустройство рабочих мест или приобретение платежных терминалов. Своя выгода есть и у банка. Очевидно, что все электронные платежи, социальные выплаты пойдут через него. Следует только помнить, что наши партнеры несут ответственность за функционирование платежного приложения, но не за работу всей системы в целом, а равно - за элементы «электронного правительства». То есть банк не вправе вмешиваться во взаимоотношения гражданина с государственными структурами. И уж подавно - припоминать его кредитную историю, блокировать счет при наличии просроченной задолженности по ранее выделенным кредитам, приостанавливать обслуживание УЭК, отказывать в выдаче карты.
Кроме того, дабы опробовать проект в действии, новое руководство федеральной уполномоченной организации приняло беспрецедентное решение о бесплатном выделении регионам 150 тысяч заготовок. И, как сообщил в ходе недавней встречи с Председателем Правительства РМ Владимиром Сушковым исполняющий обязанности президента ОАО «Универсальная электронная карта» Алексей Попов, около 2 тысяч «универсалок» поступят в Мордовию. Количество вполне достаточное, чтобы изучить спрос и интерес граждан к новинке. Для республиканского бюджета сей жест доброй воли означает еще и ощутимую экономию. Ведь себестоимость изготовления и персонализации одной карты сегодня составляет около 300 рублей. Наконец, к сегодняшнему дню удалось решить уж если не все, то большинство организационных вопросов. В частности, определен предельный 30-дневный срок рассмотрения заявок, утвержден порядок блокировки электронных карт, процедура выдачи дубликата... Известно также, что «электронки» граждан, добровольно пожелавших получить их, будут снабжены дополнительной защитой в виде нанесенного на карту фото владельца.

Дополнительные возможности
По замыслу электронные документы будут выдаваться гражданам совершенно бесплатно. Не предусмотрены и платежи, комиссии на обслуживание «универсалок». Хотя для использования всего заложенного в них потенциала некоторые затраты понести все-таки придется. Речь идет, к примеру, о получении дубликатов карты.
Далее: банкоматы и платежные терминалы должны воспринимать универсальную карту «как родную», не взимая процентов за обналичивание средств и проведение платежей. Собственно, именно так наверняка и будет поступать большая часть наших сограждан. Тем же владельцам УЭК, которые дополнительно захотят использовать их на дому, рекомендуется приобрести специальное считывающее устройство - ридер универсальной электронной карты, подключаемый к компьютеру. Такое устройство заметно упростит и облегчит доступ к единому порталу госуслуг, поскольку отпадет необходимость лишний раз вводить логин, пароль и даже проходить процедуру регистрации.

О слухах и числах
Несмотря на то что до старта проекта еще остается добрых полтора месяца, в Мордовии появились первые желающие протестировать новинку. Пока их, впрочем, немного. Да и свои намерения они особо не афишируют. Чего, увы, не скажешь о резко активизировавшихся в последнее время ярых противниках УЭК.
- Писем с отказами в получении карты немного, но они поступают с подозрительно завидным постоянством, - говорит первый заместитель министра информатизации и связи республики Михаил Коротин. - При этом людей, действительно способных обосновать свое решение, среди авторов почти нет. В основном граждане присылают написанные по шаблону заявления, а то и вовсе ксерокопии с обозначенными от руки фамилиями. Бывает, не зная адресов уполномоченных органов и организаций, рассылают бумажки по инстанциям - от аппарата Главного федерального инспектора и Минсоцзащиты до Пенсионного фонда и районных администраций. Любопытно, что о пресловутых трех шестерках - «числе зверя», якобы содержащемся в каждой карте, сегодня вспоминают все реже и реже. Иные, в принципе, вообще даже не отказываются от универсальной карты как таковой. В заявлениях говорится об отказе в получении госуслуг, поскольку заявитель в них и не нуждается. Весьма странное объяснение, если учесть, что государственные и муниципальные услуги должны предоставляться всем гражданам России без всякого на то согласия. А электронная карта лишь инструмент, повышающий их доступность.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости