«Главная миссия женщины – быть матерью»
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
Дочь Анатолия Папанова поделилась воспоминаниями об отце
31 октября народный артист России Анатолий Папанов отметил бы 90-летие. Театр Сатиры, которому он верой и правдой служил всю свою жизнь, с его уходом осиротел - ведь многие спектакли были поставлены «под Папанова», а искать замену актеру такого грандиозного таланта - бессмысленно…
Дочь актера Елена Папанова пошла по стопам родителей - сейчас она актриса театра имени Ермоловой. В канун юбилея великого актера наш корреспондент встретился с Еленой Анатольевной, и она рассказала, каким он был дома, в семье, - все, что осталось в ее памяти из тех золотых дней, когда папа был рядом.
Письмо отца
- Я появилась на свет не сразу, как только мои родители поженились, а через десять лет. Они жили тогда в одной комнате в большой коммунальной квартире вчетвером. Эту комнату, когда я родилась, пришлось разделить пополам самодельной перегородкой из картона, чтобы хоть как-то устранить шум - ребенку ведь нужен покой!
- Что самое дорогое у вас осталось в память об отце?
- Его письмо ко мне.
- О чем оно?
- Это письмо было написано отцом после того, как я закончила актерский факультет ГИТИСа. Мой будущий муж учился со мной на одном курсе, и у нас завязался роман. Потом, когда я пошла после института работать в театр, так получилось, что мы с ним расстались. Я уехала с театром на гастроли в Сибирь - в Кемерово и Томск. Так как роман был в самом разгаре, я очень скучала по своему возлюбленному и написала слезливое письмо родителям с просьбой, чтобы они меня забрали. И вот прихожу после спектакля, а меня на служебном входе ждет письмо - от отца. Очень большое по объему. В нем папа дает мне свои наставления, учит правильно относиться к жизни, говорит о том, что такое актерское мастерство и чему вообще стоит посвящать свою жизнь. Это было философское назидательное письмо. Очень жалко, что оно оказалось единственным...
- А что было присуще самому Анатолию Дмитриевичу?
- Верность, порядочность, доброта, трудолюбие… Всего не перечислить.
Жертва матери
- Ваши родители прожили вместе 43 года. Как складываются взаимоотношения в творческой семье?
- По сути, мама посвятила себя семье - она пожертвовала своей актерской карьерой ради папиной. Они вместе окончили один институт и уехали в литовский город Клайпеду, где на основе их курса был создан Русский драматический театр. Мама в молодости была очень красивой и в этом театре играла все главные роли, а вот папа играл не очень много. А когда родители через год приехали в Москву в отпуск, папа встретил Андрея Александровича Гончарова, который работал на тот момент в Театре Сатиры режиссером. И он пригласил папу в свой театр. А маме пришлось остаться в Клайпеде еще на год, потому что ее не отпускали. Папа с мамой очень любили друг друга и не могли жить на расстоянии. Мама вернулась в Москву и тоже поступила работать в Театр Сатиры. Хотя она героиня классического русского репертуара и Театр Сатиры не совсем ее театр… Она долго не могла освоиться, потом пошла работать там на вспомогательный состав. Но до сих пор она служит в Театре Сатиры. Мама всегда понимала, что папа очень талантливый человек, и всегда и во всем его поддерживала. Она больше занималась семьей…
- В Театре Сатиры сохранилась гримерная Папанова?
- Конечно - там сейчас гримируется моя мамочка. Несмотря на то что она уже пожилой человек, все равно продолжает играть в театре. Там ее гримировальный столик и еще одной чудесной актрисы - Ольги Аросевой. В гримерной висит папин большой портрет, а на двери табличка, гласящая, что тут гримировался Папанов.
По стопам родителей
- А то, что вы станете актрисой, было предсказуемо?
- Я хотела стать актрисой, кажется, с первого или со второго класса - как стала себя осознавать как личность. Я стеснялась говорить родителям, что хочу пойти в актерскую профессию, они ведь очень хотели, чтобы я поступала в институт иностранных языков. После выпускного вечера я захотела попробовать поступить в Школу-студию МХАТ, там как раз начинались экзамены. Я никому ничего не сказала и, подготовив программу, пошла поступать. Прошла первый конкурс, вышла во второй тур, а вот в третий не попала. Прихожу, а фамилии моей в списках нет. Я была жутко расстроена. Вышла - рыдаю! Я же так надеялась, что поступлю. Пришла домой вся заплаканная. Рассказала все маме. Тогда они с папой наняли мне специального педагога…
- А родители с вами не занимались?
- Нет. Педагог меня очень хорошо подготовил - и я сразу поступила в три вуза: в ГИТИС, Щукинское и Щепкинское училища! Выбрала ГИТИС… Так что получилась у нас династия.
- А ваши дочери, внучки Анатолия Дмитриевича, чем занимаются?
- У старшей дочери свое малое предприятие, свой бизнес, а младшая в банке работает.
- А вы бы хотели, чтобы дочери пошли в актерскую профессию?
- Когда они оканчивали школу - не хотела. А сейчас думаю, что старшая могла бы быть актрисой. Но когда она оканчивала школу, были годы перестройки - зарплаты нищенские, заработков никаких… Когда она узнала, какую зарплату я получаю в театре, сказала: «Мама, я бы хотела быть актрисой, но так, чтобы много получать и сниматься в кино!» И дочь, в отличие от меня, как-то легко отказалась от желания стать актрисой. Но я думаю, что у нее все-таки были способности…
Главная роль
- Помните ли вы, как ваш отец работал над образом, как вживался в роль?
- Он работал везде, любил репетировать на прогулке, в парке, на даче. Когда в Театре Сатиры ставили спектакль «Горе от ума», где он играл Фамусова, папа купил книжечку из серии «Школьная библиотека». И к премьере спектакля ту книгу было не узнать: настолько она была затертая, потрепанная! Он изучил ее от корки до корки! Еще папа очень любил ходить, размышляя про человека, которого ему предстоит сыграть: какие у него могли быть поступки, что и как он делал. В любую свободную минуту он репетировал, работал над ролью…
- Какая роль, на ваш взгляд, стала главной в жизни Анатолия Дмитриевича?
- Я думаю, роль генерала Серпилина в «Живых и мертвых». Это роль, которая стала трамплином, до нее мало кто знал Папанова. В том, что она главная, я не сомневаюсь, хотя знаю, что отец любил и другие: в фильмах «Наш дом», «В городе С», «Плохой хороший человек»…
- А «Двенадцать стульев»?
- Насчет этого фильма - не знаю. А вот «Бриллиантовую руку» он не очень любил.
- Почему?
- Папа мне рассказывал, что хотел сыграть Лёлика совсем другим человеком. Но Гайдай потребовал, чтобы это был именно гротесковый персонаж с глуповатым смехом. Думаю, это видение роли не было папе достаточно близко. Конечно, это неплохой фильм - комедия, фразы из которой разошлись на анекдоты… Но эта роль действительно не была никогда близка отцу.
- А была ли у него роль-мечта?
- Да. По молодости он очень хотел сыграть Отелло, а позже - короля Лира. Но, к сожалению, не удалось… Папу приглашали в другие театры - и МХАТ, и Малый театр звали его к себе. Но он не ушел из Театра Сатиры - на всю жизнь остался верен ему.
«Волк перегрыз всю биографию»
- Не одно поколение выросло на мультфильмах, которые озвучивал Анатолий Папанов. Наверное, самым известным стал «Ну, погоди!»…
- Папа и до «Ну, погоди!» занимался озвучиванием мультфильмов. Как-то он встретил Котеночкина, который сказал, что затевает новый проект и приглашает отца на роль Волка. И он согласился. А потом этот мультик стал до того популярным, что папу на улице узнавать стали, дети кричали: «Волк идет, Волк идет!». И вот однажды папа встречает Вячеслава Михайловича Котеночкина в студии «Союзмультфильма» - и говорит ему: «Знаешь, твой Волк перегрыз всю мою биографию!». А потом Котеночкин сказал папе: «Я сейчас буду новый фильм снимать, где все будет по-другому! И как раз там будет много текста - все как ты хотел! Это как продолжение истории - у Волка родились волчата, он стал отцом талантливых детей: один волчонок - пианист, другой играет на скрипочке, третий увлекается спортом… А у Зайца, который тоже стал отцом, дети - хулиганы и рокеры…» Но, к сожалению, с этим мультиком не получилось - папа через несколько месяцев умер, и проект не состоялся… Моему внуку недавно подарили коллекцию мультфильмов, там много папиных работ Волка, не только из «Ну, погоди!». Например, есть там смешной мультик «Чьи в лесу шишки?», где он тоже сыграл Волка, или же мультик «Хвосты»… А еще мне очень нравится мультфильм «Паровозик из Ромашкова», где он озвучивал роль Репродуктора. Но эти мультики мало показывают…
Поминальные яблоки
- Какие самые яркие воспоминания остались у вас об отце?
- Их много. Но есть у меня два светлых воспоминания, которые я пронесла через всю жизнь. Мне было годика три, жила я тогда у бабушки с дедушкой. Папа приехал к нам в гости, и мы пошли с ним гулять. Дом наш стоял на Саввинской набережной, мы с папой направились в сторону Лужников - папа взял меня на ручки… Была поздняя весна, все уже распустилось, тепло - я была в платьице и туфельках. Мы идем, папа читает мне стишки, мы разговариваем, и вдруг к нам подбегает девушка: «Гражданин, гражданин! Ваша девочка потеряла туфельку!»… А второе воспоминание - уже под конец папиной жизни, у меня тогда дети маленькие были… Поздняя осень, мы поехали на дачу с отцом. Тогда еще шла программа «Время», там в конце объявляли прогноз погоды. И тут говорят, что ночью будет снегопад, первый. А в ту осень было очень много яблок, у нас в саду они были несобранные. Я уже детей спать уложила, и тут, услышав прогноз, папа говорит: «Пойдем яблоки соберем, а то они под снегом-то пропадут!». И мы пошли с фонарями в одиннадцатом часу ночи собирать яблоки - и часа два-три их собирали. Начался снегопад, снег падал мокрыми хлопьями, а вместе с ним и яблоки опадали… Это было волшебно. Есть такая песня «Яблоки на снегу» - каждый раз, когда я ее слышу, не могу дослушать, слезы наворачиваются на глаза! Каждый раз вспоминаю о нашем ночном сборе яблок с папой…Меньше года до его смерти оставалось с того момента. Уже 25 лет, как папы не стало, а эти эпизоды в памяти все так же ярки, как будто это было только вчера…
Поделиться в соц. сетях:
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»