Дорогие дороги

Социум

Традиционное повышение стоимости проезда на железнодорожном транспорте россиянам в 2013 году сулит немало сюрпризов, главный из которых - резкое увеличение цены билетов на нижние полки в плацкартных вагонах. Почему дорожают самые популярные места в поездах и к чему это может привести - в материале корреспондента «ВС».

Пассажиры в убыток
ОАО «Российские железные дороги» - одна из пяти крупнейших российских государственных компаний, входящих в тройку лидеров среди транспортных компаний всего мира. При этом в «РЖД» неизменно заявляют, что они терпят огромные убытки от пассажирских перевозок - это направление деятельности компании нерентабельно.
Меж тем, согласно исследованию ВЦИОМ, каждый второй житель нашей страны за последние два года пользовался тем или иным видом железнодорожного транспорта. И повышение цен на проезд россияне воспринимают крайне негативно. «Давно уже недоумеваю по этому поводу: качество услуг, предоставляемых «РЖД», сильно хромает. Особенно остро это ощущается в вагонах 80-х годов, которые летом пускают на популярные курортные направления. И все равно билетов не достать, хотя и стоят они немало - надо покупать за 45 дней, если собираешься летом отдыхать на море. И каждый год требуют каких-то баснословных денег - видите ли, работают в убыток. Ну не верю, и все тут!» - обсуждают ситуацию жители Саранска.
«РЖД» были созданы в 2003 году на основе Министерства путей сообщения России, которое питало нерентабельные направления - то есть пассажирские перевозки - за счет доходов от грузовых перевозок, - поясняет ситуацию президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. - Теперь общего котла нет, и, чтобы цена на социально значимые перевозки осталась на приемлемом уровне, государство выделяет дотации. К сожалению, выделяемые деньги не покрывают затрат перевозчика. Так, в бюджетном плане на 2013 год определен общий объем субсидий - 38,5 млрд. рублей. Эти средства предусмотрены на «компенсацию выпадающих доходов в связи с государственным регулированием». Это существенная сумма, но она недостаточна. Субсидии необходимы на трех направлениях: пригородных перевозках, плацкарте и льготах для школьников и студентов. Не хватает более 26 млрд. рублей!».

Плацкарта будет дорожать поэтапно
По прогнозу вице-президента ОАО «РЖД» - генерального директора ОАО «Федеральная пассажирская компания» Михаила Акулова - в результате перехода на новые правила предоставления субсидий «РЖД» на пассажирские перевозки с 2013 года цена на билет в плацкартных вагонах по сравнению с текущим годом для пассажиров, не имеющих льгот, должна вырасти на 60%.
Неутешительный прогноз смягчил глава Министерства финансов РФ Антон Силуанов, который заявил, что разумно повышать цены на плацкартные вагоны поездов дальнего следования не более чем на 20% в год в течение ближайших трех лет. Но как оно будет в действительности, пока неясно. С другой стороны, россияне уже привыкли к тому, что события у нас нередко развиваются по худшему из возможных сценариев.
По словам Антона Силуанова, льготные условия сохранятся только для студентов и пенсионеров. - «Правительство посчитало, что будем давать деньги только на категории пассажиров, которые находятся в возрасте до 23 лет и после 60 лет. Нет смысла давать всем. Если ты в трудоспособном возрасте - извини, заплати по полной».
Минфин России предлагает урезать дотации «РЖД» на компенсацию проезда в плацкартных вагонах вполовину - с 30 до 14,8 миллиарда рублей. Выпадающие деньги планируется возместить за счет повышения цены билетов на самые востребованные направления и самые популярные места - на нижние полки в плацкартных вагонах. Вместе с тем кардинальное повышение стоимости билетов не должно затронуть верхние и боковые места, а также места, которые покупаются последними, около туалета.

Саранск - Москва
В Мордовии представлены три вида транспорта - железнодорожный, автомобильный и воздушный. Самым популярным ежедневным маршрутом на дальние расстояния являются поездки в Москву.
Стоимость билета в плацкартный вагон фирменного поезда Саранск - Москва на период с 1 октября по 1 ноября 2012 года составляла 1120,50 руб., место в вагоне-купе - 2558,70 руб., люкс - 4530,10 руб. В период со 2 по 5 ноября 2012 года (праздничные дни, коэффициент индексации тарифа повышается до 1,15) билет в плацкартный вагон продавался по цене 1566 руб. (с максимальным коэффициентом 1,20 - 1720 руб.), место в купе - 3609 руб., а люкс - 6399 руб.
Если стоимость билета в плацкарте, как предлагает Антон Силуанов, увеличится в 2013 году хотя бы на 20%, нетрудно подсчитать, что в пиковые периоды года самый дешевый билет на поездку в Москву фирменным поездом перевалит далеко за 2000 рублей. И тогда из недорогих альтернатив останется только путешествие на автобусе.
В столицу автобусы с саранского автовокзала отправляются ежедневно два раза в день - утром в 6.58 и вечером в 16.58. Стоимость проезда без багажа - 1138 рублей, за одно багажное место необходимо доплатить 122 руб. Даже с учетом ежегодной индексации вполне вероятно, что поездка обойдется дешевле для тех, кто в состоянии пренебречь минимальным комфортом (несмотря на то, что сейчас рейсы в Москву совершаются на новых и довольно комфортабельных автобусах, порядка 10 часов дороги в полусидячем положении выдержит не каждый!).
Не исключено, что может вырасти популярность и авиарейсов. Аэропорт «Саранск» в текущем году предлагает полеты в Москву с понедельника по пятницу и обратно в эти же дни за 5488 рублей (цена может быть выше, зависит от сбора кассы, где он был приобретен), что примерно соответствует цене билета категории СВ «РЖД». При бронировании билета заранее, а именно за 43-45 дней до вылета, цена билета падает до 2278 руб., а за 43-21 день - до 3348 руб.
«Подвигнет ли часть людей повышение цены на билеты в поездах пользоваться авиационным транспортом? Мне как руководителю авиакомпании этого бы очень хотелось. Вполне вероятно, если «РЖД» повысят цены на билеты, то это затронет все сегменты. Стоимость тогда будет несильно разниться, и может произойти отток пассажиров. Когда человек принимает решение добираться до Москвы авиатранспортом, как правило, дело не только в цене. Во-первых, это время, кто-то его таким образом экономит - полет занимает от 45 до 65 минут. Но кто-то категорически не согласится полететь по личным причинам, кому-то неудобно. Одно дело приехать утром на Казанский вокзал, другое - в пригород Москвы и оттуда добираться, хотя аэроэкспрессы из Домодедова отправляются каждые 45 минут. Не стоит забывать и о том, что авиационный транспорт сильно зависит от погодных условий. Пока не рассматривался вопрос повышения цены на авиабилеты на следующий год, но если авиатопливо и другие составляющие, которые формируют цены, будут расти, то оно необратимо», - говорит генеральный директор «Авиалиний Мордовии» Сергей Чуйков.
Но в будущем альтернативой обычным поездам дальнего следования станет высокоскоростное железнодорожное сообщение, которое уже сейчас соединяет Москву и Санкт-Петербург, а также Москву и Нижний Новгород. Планируется, что высокоскоростной поезд Москва - Самара будет делать остановку в Рузаевке. Сейчас билет до Нижнего Новгорода из Москвы на таком скоростном поезде продается за 3421-4647 руб. (бизнес-класс), 1081-1624 руб. стоит билет в вагоне эконом-класса. Для сравнения билет обычного поезда из Москвы до Нижнего Новгорода стоит от 937 руб. (плацкарта) до 8782 руб. (мягкий вагон), но при этом время, которое проводит пассажир в пути, на скоростных поездах сокращается почти вдвое.

Чемпионат мира по футболу открывает новые перспективы
«Сейчас центр перевозок в России со всех направлений - Москва. Если все авиамаршруты разметить на карте и сравнить с маршрутами, которые существовали в советское время, то там как таковой центр отсутствует. К сожалению, так сложилось, что столица сейчас центр притяжения для всех регионов. Главным рейсом из любого столичного города является Москва. Как правило, быстрее и порой дешевле добраться из одного города России в другой через Москву, даже если порой приходится лететь назад.
Сегодня в целом по стране остро стоит проблема внутрирегиональных перевозок. Здесь под регионами можно понимать хотя бы федеральный округ. На протяжении последнего десятка лет регионы Поволжья между собой авиасообщением не связаны, даже города-миллионники не имеют между собой сообщения», - говорит Сергей Чуйков.
Недавно появилась информация о том, что «Авиалинии Мордовии» могут объединиться с авиакомпанией «Эйр Самара». По словам Сергея Чуйкова, работа в данном направлении ведется. - «В настоящее время на территории России появляются другие аэропорты, которые становятся хабом - узловым аэропортом, осуществляющим разлеты в разные направления. Крупнейшим в Поволжье становится именно аэропорт Самары. Вполне ожидаемо, что при объединении двух компаний добавятся новые маршруты, увеличится загрузка нашего аэропорта.
В последующие годы, думаю, интерес к республике, к городу и к нашему аэропорту будет возрастать, так как мы готовимся принимать чемпионат мира по футболу. Поэтому не нужно исключать возможности, что в будущем здесь будет работать не одна компания, а несколько, в различных сегментах: ценовых, маршрутных, с различными воздушными судами, тем более что аэропорт строится, реконструируется и по прошествии небольшого отрезка времени будет способен принимать самые разнообразные воздушные суда, что, естественно, повысит его привлекательность для авиакомпаний. Завершить всю реконструкцию мы должны не позднее конца 2016 года, как минимум, за 12 месяцев до проведения чемпионата мира. Но, с другой стороны, нам надо понимать, что любая инфраструктура в аэропорту должна быть востребована немедленно, так как это серьезные капитальные вложения. Основанная задача: чтобы инфраструктура была загружена с коммерческой точки зрения и приносила пользу людям вне зависимости от грядущего мероприятия».

Марина КЕНДЯЛОВА

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости