Фильм! Фильм! Фильм!

Социум

XV кинофестиваль «Новое кино России на земле Мордовии» завершился вчера в Саранске. В этом году он знакомил мордовского зрителя с новым художественным, документальным и анимационным кино. Его гостями стали столичные актеры и режиссеры, творческие встречи с которыми прошли в Саранске и других городах республики. Фестиваль, много лет проводимый в Мордовии при поддержке Министерства культуры России, в разные годы представляли такие всенародно любимые актеры, как Ирина Муравьева, Владимир Конкин, Анатолий Кузнецов, Лариса Лужина и Ольга Будина.

В этом году главный фестивальный подарок предназначался самым благодарным и восторженным зрителям - детям. Режиссеры-аниматоры Олег Ужинов и Елена Чернова привезли на саранский фестиваль три новые серии любимейшего детского сериала «Маша и Медведь», показали документальный фильм о своей студии, рассказали о том, как создается самый популярный на сегодняшний день детский анимационный фильм.

Ох уж эти сказочники...
Режиссер Олег Ужинов, нервно сворачивая в руках «план выступления», честно признавался мордовским журналистам: «Я очень волнуюсь перед выступлением перед детьми. Я никогда этого не делал. У нас, у аниматоров, работа тихая, незаметная, кропотливая, исключающая внимание зрителей. А идти вот так в зал к детям для меня непривычно и страшно. Но отказаться от встречи с саранскими детьми мы не могли. В прошлом году мы несколько дней провели в вашем городе, участвуя в фестивале анимационного кино. Были впечатлены музеем Эрьзи и размахом вашего фольклорного фестиваля («Шумбрат, Мордовия!» - прим. ред.), количеством талантливых детей на сцене. Поверьте, такого яркого праздника мы не видели нигде. Сочетание таланта и скромности ваших детей впечатляет. В Москве-то давно забыли, что такое скромность. Поэтому в этом году мы решили снова приехать в Саранск. Мы искренне считаем, что такие кинофестивали необходимы. Авторские фильмы, демонстрируемые на них, зритель не увидит больше нигде. Такие фильмы не показывают на телевидении. Есть много маленьких студий в Москве, Питере и других городах, где талантливые режиссеры создают анимационные фильмы. И большинство из этих фильмов встречаются со зрителем только на таких вот фестивалях».

«Нас мало...»
«Год назад, когда было совсем плохо в нашей, так сказать, профессиональной отрасли, мы написали письмо Путину с просьбой помочь не дать совершенно исчезнуть отечественной анимации. И, собирая подписи под этим письмом, мы вдруг обнаружили, как нас мало. На всю нашу страну работает около тысячи аниматоров. К примеру, в Китае каждый год выпускается 10 тысяч молодых специалистов.
Аниматор - профессия штучная. Для того чтобы стать мастером своего дела, нужно терпеливо работать не один десяток лет. О себе могу сказать, что решение стать мультипликатором принял в 18-19 лет. Я очень рано понял, что хочу заниматься этим всю жизнь. Мне повезло. Я учился у хороших учителей, достиг профессиональных высот. Но при всем при этом зарабатывать достойные деньги своей профессией я стал только года четыре назад. Наше кино финансируется «пунктиром», пять лет нам дают деньги - три года не дают. А за эти три года люди уходят из профессии. Уходят куда угодно - в дизайнеры интерьеров, в сферу развлечений. Ведь мультипликаторам тоже надо кормить свои семьи. И даже если через эти три года принесут чемодан денег и скажут «снимайте!», трудно собрать команду профессионалов. Сейчас вроде происходят сдвиги в сторону улучшения. Появляются заказы от телекомпаний на нашу продукцию. О Маше снято сейчас уже 27 серий, а по контракту мы должны снять 52. Работа над новой серией занимает обычно 3,5 месяца, над сериалом одновременно работают три режиссера».

Рождение Маши
Автор персонажей мультфильма - Олег Кузовков. Он рассказывает, что идея снять мультфильм о Маше пришла к нему много лет назад. Однажды, отдыхая на море, он стал свидетелем того, как с появлением одной маленькой девочки пустел весь пляж. Ребенок был настолько энергичным, любознательным и невоспитанным, успевал «запасть» в душу сразу такому количеству взрослых, что они считали за благо с ее появлением убраться подобру-поздорову. Прошло лет 15-18. Эта девочка давно уже выросла и наверняка сама стала мамой, а режиссер все никак не мог забыть ее образ. И когда наконец нашелся продюсер, давший денег на этот проект, появилась наша Маша.
«Мы долго думали, какой должна быть Маша. «Примеряли» ей разные образы. Мы сами все были детьми, у нас есть дети, есть опыт общения с такими машами. И сообща остановились на образе «доброй хулиганки», - говорит Олег Ужинов. - Помня, для кого мы снимаем кино, стараемся, чтобы в каждой истории присутствовала поучительность. В этом мультфильме есть множество ссылок к любимейшим отечественным мультфильмам прошлых лет. В некоторых сериях Маша напоминает маленькую непоседливую негритянку из «Каникул Бонифация» (режиссер Федор Хитрук, кстати, учитель Олега Ужинова), а в серии «С волками жить...» есть прямой отсыл к мультфильму «Жил-был пес» (режиссер Эдуард Назаров). В других сериях можно наблюдать аллюзии на «Ну, погоди!» или «Кунг-фу Панда». Придумывать новые сюжеты, работать, не снижая планку, довольно трудно, когда довлеют сроки. Нас подгоняет знание, что на новую историю отводится три с половиной месяца. Но, с другой стороны, приятно знать, что завтра и послезавтра у нас будет работа. Сериал уже продан во Францию, Канаду, Швейцарию, Испанию и США».

Зритель видит розочку на торте
Елена Чернова, режиссер по озвучанию и работе с актерами, рассказывает: «То, что видит зритель, - это пресловутая розочка на торте. А чтобы ее сделать, надо у горячей печи постоять. Случается, что мы у своей печи стоим и в субботу, и в воскресенье. Мы редко вот так бросаем производство и уезжаем. Саранск - приятное исключение. Начиная наш телевизионный проект «Маша и Медведь», мы не ожидали такого всенародного успеха. Я думаю, мы очень удачно заняли нишу телевизионного сериала после «Смешариков». Я считаю, популярность Маши среди разновозрастного и разноязычного зрителя объясняется тем, что это в сущности легкодоступная комедия положений. Есть два постоянных персонажа, неугомонная девочка и взрослый «усатый нянь», которому постоянно подкидывают все новые нестандартные ситуации. К таким машам надо относиться как к стихийным бедствиям. Это надо просто пережить. Это я вам как мама говорю. Ведь детство так скоротечно… А вот мультфильмы живут гораздо дольше своих создателей. Диснеевские герои 30-40-х годов, например, пользуются популярностью у маленького зрителя и сейчас. В то время как из игровых американских фильмов мы можем вспомнить только «Унесенные ветром».
Сейчас в России начинают снимать анимацию и для взрослых. Я скоро буду работать над анимационным сериалом «Валера» на канале «2х2», где налаживается свое производство. Уже закуплено оборудование, подобрана команда молодых профессионалов. Буду работать с новым поколением российских режиссеров. Это будет история об очень хорошем человеке, попадающем в разные трудные ситуации, живущем в нашем реальном, порой безбашенном мире.
Я люблю работать с молодежью, это совершенно другое поколение аниматоров. Они хорошо образованы, говорят на разных языках. Работая с такими талантливыми ребятами, получаешь большое удовольствие. Когда в проект «Маша и Медведь» пришла Алина Кукушкина озвучивать Машу, ей было 9 лет. Это была ее первая работа в кино. Ее надо было учить всему. Сейчас Алине 13 - она уже профессионал, озвучивающий диснеевские и пиксаровские мультфильмы».
P.S. Волновались режиссеры перед встречей с саранскими детьми совершенно зря. Встреча прошла, как говорится, в теплой дружеской атмосфере, а фильм о создании любимого мультика понравился ребятам не меньше, чем новые истории про Машу. Анимационный жанр на фестивале «Новое кино России на земле Мордовии» был представлен в этом году впервые. Но директор кинофонда Мордовии Алла Жирнова заверила: «Теперь на нашем фестивале мультики будут всегда».

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости