«Агропромышленный комплекс – флагман экономики Мордовии»
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
У Андрея Соколова много ролей. Не только в кино, в жизни. Он и актер, и режиссер, и продюсер, и поэт, а еще - внимательный сын, любящий муж, трепетный отец… Кто-то знает его по фильму «Маленькая Вера» - его самой скандальной роли в кино, кого-то Соколов зацепил ролью обаятельного и принципиального Зимина в сериале «Адвокат»… А для театральной публики он непревзойденный Александр Македонский в спектакле «Таис Сияющая» и бунтарь Макмёрфи в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки»…
О принципах
«Я постарел. Мне годы давят душу
Тяжелым грузом бытия...
Я подобрел... Быть может, это нужно
Кому-нибудь... Кому-то нужен я…»
Эти строки написаны ровно тридцать лет назад - двадцатилетним студентом Московского авиационно-технологического института Андреем Соколовым. После окончания МАТИ Соколов поступил, что называется, «слету», в театральное училище имени Бориса Щукина. Потому что всегда мечтал об этом - быть актером. И даже полученный на руки диплом «инженера-механика по производству летательных аппаратов из неметаллов» не затмил мечту. Соколов всегда и во всем идет до конца. Например, в своих принципах.
Один из главных - не выставлять напоказ личную жизнь.- Муссировать интерес к себе за счет личной жизни не намерен, - говорит актер.
Дважды выигрывал суды о защите чести и достоинства у одного известного «желтого» издания. И впредь не намерен закрывать глаза на хамство пишущей братии. Зная о строгом нраве актера, на встречу к нему шли с опасением, вдруг беседа не заладится?
Но на съемочной площадке нового исторического сериала «Красные горы», в котором Андрей играет одну из главных ролей, нас встретил радушный хозяин. Потому что на работе Андрей чувствует себя как дома. И нас попросил располагаться поудобнее…
Нормальный мальчик
- Дорогу осилит идущий, - это мое любимое выражение, - говорит Андрей. - Я его усвоил от своих родителей, нормальных во всех смыслах людей. Они не имели отношения к искусству. Отец - строитель, а мама - инженер…
Соколов и сам рос обычным советским мальчишкой. Занимался и бальными танцами, и футболом, и музыкой. И стихи начал писать еще в школе…
- Самое первое написал в семь лет, - вспоминает артист. - Посылал его в разные издательства, хотел, чтобы опубликовали мое гениальное творение. А письмо к редакторам начинал так: «Не соблаговолите ли принять мое стихотворение?». Но они не отвечали… Только один прислал ответ: «Не соблаговолим. Читайте Пушкина».
После окончания школы мать Андрея Любовь Матвеевна настояла на том, чтобы сын получил достойную, настоящую «мужскую» профессию, и Соколов, чтобы не расстраивать родителей, поступил в Московский авиационно-технологический институт.
- Техническое образование мне и в актерской профессии помогает, - говорит актер. - Необходимо уметь распределять себя во времени и пространстве, а в МАТИ меня приучили к дисциплине.
Первые роли
Первая роль Андрея Соколов - молодого врача Алексея Орлова в кинокартине «Она с метлой, он в черной шляпе». Дебют состоялся сразу же после поступления в Щукинское училище, к слову сказать, чтобы стать студентом «Щуки» Соколову пришлось победить в конкурсе, в котором было 300 человек на место!
Картина «Маленькая Вера», вышедшая на экраны в 1988 году, стала откровением для советского зрителя. Восторженные поклонницы, не задумываясь, повесили на Андрея Соколова не очень лестный ярлык «секс-символа». Для серьезного актера, наверное, даже губительный. Но Соколов справился и с этой «бедой». Поклонниц у него со временем становилось все больше и больше, а в его актерском таланте не сомневались не только режиссеры, но и самые злобные критики. Колоссальное трудолюбие Андрея позволяло браться за любую работу.
- Фильм «Маленькая Вера» стал знаковым в моей карьере, - говорит актер. - Я рад, что он был, что именно я сыграл в нем... Но, признаться честно, этот фильм как клеймо, в хорошем смысле этого слова, как некий знак качества, который будет всегда надо мной висеть. И, кстати, шлейф поклонниц тянется как раз с момента выхода на экраны этого фильма…
Театр и кино
После «Маленькой Веры» актера стали активно приглашать на съемки. Соколов снялся в фильмах «В городе Сочи темные ночи», «Искусство жить в Одессе», «Наш человек в Сан-Ремо», «Палач», «Царь Иван Грозный», «Шальная баба»… А потом «случился» еще один знаковый фильм - «Бездна. Круг седьмой», в нем актер сыграл главную роль - Николая Гордеева. Этот фильм Соколов считает своей «визитной карточкой». Несмотря на сверхзанятость в кино, Андрей не забывает о другом зрителе - театральном. Он служит в театре «Ленком» и до недавних времен играл в спектаклях в театре Луны.
В «Ленкоме» за двадцать лет сыграно множество замечательных ролей - Тартюф, Макмёрфи, Клавдий, Александр… А когда художественный руководитель театра Луны Сергей Проханов пригласил актера в свою «семью» - Андрей не смог отказаться. В новом коллективе родились неповторимые образы Александра Македонского из спектакля «Таис Сияющая» и Ларри из «Диагноза: Эдит Пиаф»… Сейчас на сцену театра Луны Андрей не выходит, и посмотреть спектакли с его участием можно лишь в записях, но сам он вспоминает о «лунном» времени с улыбкой, а с «усатым нянем» Сергеем Прохановым поддерживает теплые отношения.
Кубик Рубика
Помня о девизе и выбранном векторе движения - только вверх, только самосовершенствование - Андрей идет на режиссерские курсы. Казалось бы, зачем состоявшемуся актеру обременять себя режиссурой, ведь на новом поприще нужно все начинать сначала?
- Мне всегда нравилось собирать кубик Рубика, - говорит он. - Именно собирать, а не быть его частичкой, одной из составляющих… Мне интересно заниматься режиссурой, вот и весь ответ….
Накопление сил и опыта происходило долго. Так, окончив режиссерские и сценарные курсы в 1998 году, Соколов дебютировал с полнометражным фильмом «Артефакт» лишь в 2009.
Для дебюта Андрей Соколов выбрал произведение неоднозначное - о виртуальном наркотике, который приводит к распаду личности.
- Сценарий «Артефакта» показался мне интересным, - говорит Андрей. - Хотя сейчас я уже понимаю, что для режиссерского дебюта тема была выбрана очень уж непростая - в постановочном плане. Но к моменту создания фильма у меня уже был режиссерский опыт: для телевидения снимал сериал «Адвокат». Возможно, это мне помогло…
О критике
Как театральный режиссер Андрей Соколов поставил спектакль «Койка» в собственном театре «Монолог. XXI век», ныне переименованный в «Ателье». Но ожидаемых хвалебных эпитетов было не так много - критика не поняла «Койку» и начала искать в спектакле зашифрованный «фрейдистский код»… Соколова это не расстроило.
- Я обращаю на критику внимание, в том смысле, что я ее читаю, - говорит он. - Обижаться - не обижаться - это дело каждого. Критика бывает разной… Лично для меня она закончилась на статье, в которой написали, что «Койка» - спектакль о половых извращениях. Когда я встретил этого критика и попросил объяснить мне, что, собственно, он имел в виду, он сказал, что спектакль не смотрел. «А для чего же ты тогда пишешь?» - спросил я его. Ответ был таким: «Нужно же было интерес как-то подогреть»… Но, слава Богу, время все расставило по местам. Мой спектакль до сих пор жив.
Настоящий мужчина
В новом сериале «Красные горы», который выйдет на экраны телевизоров в начале следующего года, актер играет роль белогвардейца.
- Андрей, расскажите, пожалуйста, какой он, ваш новый герой?
- Это один из главных персонажей сериала. «Красные горы» - это история поколения, там три ипостаси главного героя Аркадия: мальчик, юноша и молодой человек. А я играю его отца, некое Альтер-эго, к которому он постоянно обращается, который для него является эталоном и олицетворением мужского начала. Если говорить о характере, который я воплощаю, то это «белая кость» - образованный мужчина, с чувством собственного достоинства и чести…
К 50-летнему юбилею он сам подошел в образе «белого офицера» - благородного, статного, честолюбивого, мудрого. Так что роль вполне можно принять за подарок ко дню рождения.
- С медицинской точки зрения мы, актеры, ненормальные люди! - говорит актер. - Занимаемся расшатыванием своей нервной системы. Поэтому, когда выдается свободное время, стараюсь проводить его на природе или же с близкими и родными. Хорошо пообщаться, поделиться с ними впечатлениями… Или просто посидеть, помолчать... И тогда уже никакой конец света не страшен!
- А вы верите в конец света? - спрашиваем у Андрея, который уже собирается на съемочную площадку.
- Нет, но могу его представить. У нас идет перенаселение планеты, и когда не будет хватать ресурсов, ископаемых, то начнутся войны, они и уничтожат человечество. Есть, например, теория «Золотого миллиарда» - гласящая, что на Земле должен остаться миллиард человек, лучших, а остальные все должны умереть… Но давайте не будем о грустном! Будем наслаждаться тем, что имеем здесь и сейчас. Жизнь только начинается!
Набравшись смелости, под занавес встречи решаемся спросить собеседника о личном - о молодой жене Ольге, о двухлетней дочке Софье. Вдруг нарушит свои принципы? И расскажет о самых дорогих людях?
- Андрей, вы очень востребованный актер. А на семью времени всегда хватает?
Соколов строго смотрит и вполне дружелюбно отвечает:
- Я не из тех людей, которые могут полностью посвящать свое время близким, но это уже условия существования в профессии… Не переживайте, у нас в семье, слава Богу, все хорошо!
Поделиться в соц. сетях:
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»