Мокшан плыл и по воде, и по воздуху!

Социум

21 июля в Саранск вернулись участники необычной экспедиции. Совершили ее на парусно-гребной лодке «Святой Христофор», построенной по чертежам, разработанным мордовскими учёными-историками. Водный поход по маршруту Москва - Коломна - Рязань - Касимов - Кадом стал частью межрегионального историко-культурного проекта «Малые реки России - общие судьбы народов», приуроченного к 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства и 1150-летию образования русской государственности. Участники экспедиции на пресс-конференции в подробностях рассказали, как проходила экспедиция.

Назад в прошлое
«Святой Христофор» - копия речного парусного торгового судна типа мокшан. Такие большие двухмачтовые парусно-гребные лодки были основным транспортным средством для перевозки людей и грузов по большим и малым рекам Волго-Окского бассейна вплоть до строительства железных дорог.
Подобные судна строились с XVII по XIX век вблизи Кадома, Троицка, Краснослободска, а также в других городах и селах вдоль течения реки Мокша. Оно достаточно универсально: хорошая устойчивость и паруса позволяют пересекать весьма большие водные пространства, а малая осадка позволяет пройти даже по самым мелким рекам, что было чрезвычайно необходимо, учитывая плачевное состояние рек в европейской части России. В штиль мокшан может идти на веслах, по четыре на борт, или же при помощи подвесного мотора - это единственное новшевство, что решили внести в  конструкцию. Во всем остальном судно было построено по той же технологии, что и в те времена без использования современных материалов мастерами судоверфи города Петрозаводск.
Первый свой поход «Святой Христофор» совершил в 2011 году. Межрегиональная историко-культурная экспедиция началась с презентации и освящения судна «Святой Христофор», затем лодка с экипажем на борту побывала в музее-заповеднике «Кижи», на Онежском озере, в Кирилло-Белозёрском монастыре, на Свирском озере, в Воскресенском Горицком женском монастыре.

Экспедиция
В этом году был разработан специальный план миссионерского похода: с 8 по 20 июля судно, двигаясь от Москвы по Оке, планировало пришвартоваться в Мордовии, в Теньгушево. Рискнули отправиться в сложное путешествие пять человек - протоиерей, ректор Саранского духовного училища, капитан судна и идейный вдохновитель Александр Пелин, летописец - журналист, сотрудник информационно-издательского отдела Саранской епархии Михаил Ишенин, член клуба исторической реконструкции и средневекового фехтования «Владычный полк» Александр Малофеев, дизайнер Денис Денисов и студент Саранского духовного училища Андрей Равочкин.
Трое из них, что требуют правила, имеют права судоводителя, но идти можно только в дневное время, поэтому на ночь организовывалась стоянка. Обычно спали либо в домах отдыха, либо прямо на берегу или в судне.
Старт экспедиции был дан в 8 июля в музее-заповеднике «Коломенское», где команда «Святого Христофора» стала участником масштабного фестиваля исторической реконструкции «Времена и эпохи», на который съехались несколько сотен любителей старины практически из всех регионов России, ближнего зарубежья, а также представители клубов из Чехии и Польши.
Судно из Мордовии на фестивале произвело настоящий фурор. На его борт были посажены стрельцы, которые реконструировали водное сражение. «Святой Христофор» без конца снимали на фото- и видеокамеры, просили покатать, из-за чего старт экспедиции пришлось отложить на несколько часов. Провожать маленький корабль в плавание собралось около двухсот человек. Дав залп из установленной на борту пушки, путешествие началось.

Коломна - Рязань
Команде «Святого Христофора» буквально сразу пришлось столкнуться с трудностями: ввиду отсутствия опыта экипаж не мог справиться с прохождением шлюзов. Под свою опеку отважный маленький корабль принял капитан баржи «Ока-23» Арсентий Федулов. На буксире судно прошло четыре шлюза. За вечер и ночь в ускоренном темпе «Святой Христофор» прошел без малого 100 километров и в 5 утра 9 июля причалил к берегу у древнего города Коломны.
Прибыв на день раньше, команда отправилась в качестве почетных гостей на экскурсию по историческому центру города. Экипаж, облаченный в одежду XVII века в каждом пункте, где была остановка, рассказывал встречающим о празднике 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, дарил юбилейные календари и буклеты.
Из Коломны уже в 4 часа дня «Святой Христофор» отправился в дальнейший путь к границам Рязанской области. Судно на этом участке сопровождал катер ГИМС МЧС Московской области.
На следующий день, после вынужденной ночевки на земле из-за севшей впереди на мель баржи, после обеда удалось добраться до следующей опорной точки путешествия - села Константиново, родины Сергея Есенина.
- Оку не запружают, шлюзы не работают. Теплоходы ходят только с мая по июнь, поэтому фактически до Константиново большому кораблю не доплыть, - рассказывает протоиерей Александр Пелин.
11 июля судно вновь отправилось в путь, дойдя к вечеру до Рязани. Из-за резкого падения уровня воды «Святой Христофор» сел на мель, пытаясь причалить напротив Рязанского кремля. Не спасла даже малая осадка судна – под днищем не было даже и семи сантиметров воды. Вырвались из песчано-илистой ловушки путем заднего хода с упиранием в дно всеми веслами и баграми. На следующий день экипаж ждала увлекательная экскурсия по Рязани. Ее участники экспедиции вспоминают как одно из самых впечатляющих моментов. В свою очередь наши путешественники рассказывали о мокшане, демонстрировали, как он держится на воде ребятам из клуба «Китеж».

Спасск-Рязанский - Касимов
Утром 12 июля «Святой Христофор» причалил на берегу Оки в том месте, где когда-то стояла древняя Рязань, сожженная полчищами Батыя, а теперь находится небольшое село - Старая Рязань. Это место очень привлекательно для археологов, но в селе остался всего один постоянный житель и несколько дачников. Осмотрев раскопки городища, вместе со студентами-археологами экипаж отправился к кораблю, объяснив и показав, как им управлять. Несколько из археологов так увлеклись, что даже попросились проплыть вместе с нашими до Касимова (общая вместимость судна - 12 человек).  Весь следующий день прошел в пути. К вечеру корабль причалил у пристани старинного города, вызвав, как и везде, настоящий ажиотаж у местных жителей.
- Город Касимов произвел большое впечатление. Рекомендуем всем путешественникам, проезжающим мимо, обязательно заехать туда. В городе немало памятников федерального значения, сохранен исторически центр. Можно фильмы исторические прямо на улице снимать. Огромное количество храмов, но пристань фактически недействующая, - рассказывают участники похода.

Неприятности
После ночевки и дневной экскурсии по городу судно отправилось дальше, однако вечером случилась неприятность - «Святой Христофор», заходя в устье Мокши, сел на мель так сильно, что раскрошились шестерни редуктора мотора. На помощь подоспели инспекторы ГИМС, которые на буксире оттащили судно к небольшому частному дому отдыха. И вовремя - ночью пошел дождь, который лил практически весь день, не оставив сухого места на судне. Дальше корабль был вынужден снова идти на буксире.
- Старший инспектор ГИМС Александр Вереин был нам послан Богом. Он относился к нам, как к самым близким родственникам. Идти по обмелевшей Мокше было просто невозможно, - рассказывает Александр Пелин. -  Вообще впечатление удручающее - идешь часами, нет кораблей, баржа проплывает редко, как диковинка. До Касимова движение более интенсивное - баржи возят песок.
Примерно за 40 км до Кадома судно встало перед, казалось бы, непреодолимым препятствием в виде понтонного моста, самовольно наведенного властями возле деревни Липовка. Помог все тот же Александр Вереин, который после сложных переговоров с берегом нашел кран, который перенес «Святой Христофор» над мостом по воздуху.
- Город Кадом произвел удручающее впечатление. Картина жизни в рязанской глубинке выглядит неприглядно, но встретили нас, как и везде, тепло и радушно! - рассказывает Михаил Ишенин.
Вплоть до Кадома против течения обмелевшей Мокши судно снова было вынуждено идти на буксире катера ГИМС. 19 июля судно дошло до четвертого пункта экспедиции, где Александр Пелин принял решение завершить экспедицию раньше - идти дальше по обмелевшей реке до Теньгушево - лишний раз искушать судьбу. К тому же снова испортилась погода. Изнуряющая жара, от которой скрывались под тентом, сменилась проливным дождем.
- Удивило современное состояние рек. Раньше люди больше внимания уделяли  реке, чистили. За время нашего путешествия я только в одном месте на Мокше видел специальную технику типа баржи с краном, которая чистила русло от деревьев. От устья Цны до Кадома такие непроходимые места, что даже на нашей лодке с осадкой 30 см мы еле-еле проходили. Очень много коряг, мелей, мостов, - рассказывает Александр Пелин.

Планы
Министр по национальной политике Мордовии Александр Лузгин, поздравляя членов экспедиции с успешным ее завершением, напомнил, что, когда проект только зарождался, было очень много  скептиков. А сейчас ясно, что он продолжится и после проведения юбилейных мероприятий.
- Патриотический поход лодки «Святой Христофор» - важная составная часть мероприятий по подготовке к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Он объединил российские регионы, в том числе с компактным проживанием мордовского населения. Идея такого путешествия очень важна и неразрывно связана с историей и культурой древней мордвы, многих народов, населяющих нашу страну, - сказал Александр Лузгин.
Идейный вдохновитель проекта протоиерей Александр Пелин рассказал о намеченных новых маршрутах: «Святой Христофор» в сентябре планирует отправиться в Великий Новгород. Пока же лодка находится в лагере «Орлёнок» Кочкуровского района, где науке судоходства при помощи инспекторов ГИМС обучаются школьники.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости