«Мы должны оправдать доверие людей»
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
Как все-таки мало имеют общего с реальной действительностью человеческие стереотипы. У многих из нас образ кузнечных дел мастера рисуется эдаким Вакулой из гоголевской повести «Ночь перед Рождеством». Поэтому, встретив на улицах Саранска Александра Карпова - современного кузнеца, - о его профессиональной принадлежности нипочем не догадаешься. А ведь он - автор удивительных ажурных конструкций из кованого металла, заставляющих по-новому взглянуть на старое доброе кузнечное ремесло в современном его применении.
Живое ремесло
Кузница Александра Карпова находится в промышленной зоне Саранска в одном из обычных бетонных боксов. Металлические заготовки, наковальня, верстаки, на стенах - полочки с инструментами.
Любопытствуем, чем же современный кузнец отличается от того же Вакулы? Оказывается, для работы используются все те же «дедовские» инструменты - горн, молот, наковальня, щипцы, но, разумеется, технический прогресс не мог обойти кузнечное производство стороной. Гидравлический молот теперь заменяет дюжего детину-молотобойца. Вместо огромной угольной печи - небольшая газовая, хотя и угольная в кузнице тоже есть - ее задействуют, когда нужно выполнить большой объем работ или оплавить какую-то большую деталь. Широко используются различные виды электро- и газосварки.
- Раньше работа кузнеца была гораздо трудозатратнее: печь вручную разжигалась и ковали вручную, - поясняет Александр. - Сейчас процесс проходит гораздо быстрее. Например, ограду Третьяковской галереи, которая была изготовлена в конце XIX века, ковали пять лет. Используя современный инструмент, ее можно было выковать за две-три недели.
Но труд кузнецов художественной ковки по-прежнему тяжел и кропотлив. И обходится он заказчикам, конечно, недешево, но ручная ковка - одно из немногих последних живых ремесел в нашем веке.
Работа как призвание
Вернемся к самому мастеру - Александр Карпов, коренной житель Саранска, 32 года. Кузнец по профессии и призванию, по образованию - экономист (вот это удивления, скорее, не вызывает - выпускают их наши вузы конвейером). Второе высшее образование - неоконченное, по строительной специальности. На вопрос, почему предпочел физический труд непыльной работе в офисе, вкратце пересказывает свою биографию: работал после окончания вуза по специальности в Нижнем Новгороде, но в этой сфере себя не нашел. В Мордовии устроился в строительную фирму, которая в том числе занималась реконструкцией.
- Я был мастером участка по производству, но в основном обрабатывали дерево. На одном из объектов надо было облагородить территорию, в том числе поставить забор, для чего начали осваивать новую для нас технологию холодной ковки. Шишек набили, но работу выполнили. Затем стали поступать и другие подобные заказы, но в 2008 году ударил кризис, и организация обанкротилась.
Оставшись без работы, Александр принял решение начать свое дело, взяв за основу полученный опыт ковки металла.
- Все получилось достаточно спонтанно, - вспоминает он. - Была наработанная клиентская база, был спрос на данную продукцию, поэтому решили продолжать развиваться в этом направлении.
Частная кузница Александра работает уже четыре года, и, если пройтись по центральным улицам Саранска, можно увидеть немало деталей оформления ресторанов, офисных зданий, кафе, выполненных его руками и руками коллег по цеху.
Ограды и не только
Думаете, что работа кузнеца - это только ставни, ворота и ограды? А сколько интересных и незаурядных вещей, изготовленных на заказ, прячется внутри чьих-то домов. Настоящий мастер может вылепить из металла, словно из пластилина, любую, даже самую изысканную деталь.
- Я сам рисую эскизы, показываю их заказчику. В ковке есть много стилей. Сегодня наибольшее распространение получили изделия, исполненные в стиле, который приблизительно можно определить как барокко. Все большую популярность приобретает модерн. Самый сложный по технике - растительный стиль, - рассказывает Александр.
Иногда виртуозное мастерство кузнецов приводит к курьезам. Допустим, захотелось человеку украсить гостиную кованой люстрой. На вид она легка и грациозна, и мало кому приходит в голову, что эта элегантная «безделушка» весит чуть ли не полтонны. Поэтому, прежде чем заказать желанный элемент интерьера, кузнец посоветует сначала хорошенько просчитать соотношение ее массы и прочности крепежной поверхности, иначе попытка подвесить над собственной головой изящную люстру может обернуться большими неприятностями. Точно так же следует примериться перед приобретением кованой «царской» кровати c балдахином, чтобы избежать риска очутиться вместе с ложем на нижнем этаже.
- Заказы у нас на три месяца вперед расписаны вплоть до конца сентября, - говорит Александр. - Ковка ценилась и была востребована во все времена, сейчас тоже популярна. Причем заказчики совершенно разной категории. Заказы поступают не только из Мордовии, но и из других городов: Москвы, Нижнего Новгорода, был даже крупный заказ из Калининграда, но от него пришлось отказаться - пока и здесь много работы.
Кованое искусство
- Люди не правы, когда думают, что профессия кузнеца вымирающая, - кузнецы есть в каждом городе, их произведения достаточно востребованы. Сейчас есть интернет, всевозможные форумы для кузнецов, где можно спросить совет, узнать что-то новое для себя. Общаемся через сеть со всей страной, состоим в Союзе кузнецов России.
Но общением с коллегами по цеху в интернете дело не ограничивается. По мере возможности наши мастера выезжают на фестивали, на которых собираются виртуозы художественной ковки из России и зарубежья. На фестивалях не только делятся опытом, проводят мастер-классы, но и устраивают конкурсы кузнечного мастерства. Лучшие работы экспонируются в столичных музеях. Например, одна из фестивальных композиций была оценена экспертами в 150 тыс. евро и попала «на постоянное место жительства» в музей Санкт-Петербурга.
Работа и иллюзии
- Кузнецов-миллионеров не бывает. Молодежь привлечь очень тяжело, иллюзий я не испытываю. Если кто-то приходит сюда, то я сразу предупреждаю, что работа тяжелая, - говорит Александр. - Сразу задаю вопрос, сколько хочешь заработать. Называют, как правило, суммы нереальные - 30-50 тыс. руб. При этом они не понимают - чтобы столько заработать, в кузнице надо практически жить и уезжать домой только изредка, увидеть своих родственников. Чтобы заработать большие деньги, люди уезжают в командировки в Москву, где есть большие кузнечные цеха, работают там по 16-17 часов. Кроме того, кузнецом назваться - это одно, надо это имя оправдать. Моя работа - это не только физический труд. Надо обладать художественным талантом. Я сам рисую эскизы, но это - половина дела. Выполняя заказ, надо думать, как правильно увеличить масштаб, чтобы сложить все детали в правильный рисунок. В каждое изделие буквально вкладываешь душу. У меня были предложения из крупных кузниц Москвы и Санкт-Петербурга, предлагали и жилье, и неплохую зарплату. Почему я не уезжаю? Хочу жить здесь, в Мордовии. В своем городе со своими детьми и родственниками, чтобы чувствовать себя человеком, а не машиной.
Поделиться в соц. сетях:
Артём Здунов принял участие в работе XXXII конференции Мордовского регионального отделения «Единой России»
В Саранске открылся обновленный Мордовский республиканский молодежный центр
В Доме Республики прошла церемония, приуроченная ко Дню матери
В республике чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности