Важный этап реформы антимонопольного законодательства

Новости
Об основных нововведениях в антимонопольном законодательстве, прописанных в так называемом третьем антимонопольном пакете, читателям «ВС» дает разъяснения руководитель Мордовского УФАС России Ю.В. Попкова.
Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ», который и называют третьим антимонопольным пакетом, вступил в силу 6 января 2012 года. Это важный этап реформы антимонопольного законодательства, основанный на лучшем мировом опыте, а также административной и судебной практиках. Третьим антимонопольным пакетом вносятся изменения в обширный перечень нормативных актов от непосредственно закона о защите конкуренции до почти всех кодексов Российской Федерации: Земельный, Градостроительный и даже Уголовный. Практическое применение новых норм будет способствовать развитию конкуренции на товарных рынках и более эффективному пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов. Одним из основных моментов является то, что впервые в законодательстве появилось определение картеля как наиболее тяжкого нарушения антимонопольного законодательства, установлено четкое различие видов запрещенных законом соглашений между конкурентами на рынке. Картель нацелен на поддержку завышения цен путем раздела рынка, создания искусственного дефицита и бойкота ряда покупателей. Именно за картель установлена уголовная ответственность, предусматривающая санкцию до семи лет лишения свободы. Новые поправки введены в критерии определения монопольной высокой цены. Ранее для определения этого показателя антимонопольный орган проводил экономические экспертизы, используя понятия себестоимости, затратности и т.п., запрашивал у компаний различные документы. Надо сказать, что это довольно длительный процесс, и бизнес давно просил не влезать глубоко в их бухгалтерию, и законодатель пошел ему навстречу. Сейчас подход кардинально новый - будет использоваться метод сопоставимых рынков. То есть цена на рынке, где действует доминирующий хозяйствующий субъект, будет сравниваться на рынке с развитой конкуренцией, например, в других российских регионах. Кроме того, законодательно закреплено, что при определении монопольно высокой цены необходимо анализировать поведение хозяйствующих субъектов не менее чем за год. Поправками определены также случаи, когда цена товара не должна признаваться монопольно высокой. Это относится к ценам, установленным на бирже при соблюдении ряда конкурентных условий. Тем самым ФАС подтверждает свою позицию, что действительно реальная и справедливая цена - это биржевая цена. Закон закрепил за Правительством РФ право определять правила равного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, ввел новый состав правонарушения для участников рынка электроэнергии. Третий антимонопольный пакет вводит два новых юридических института по аналогии с прокурорской работой. Один из них - предостережение. Теперь антимонопольный орган вправе предостеречь руководителей компаний, публично объявляющих о планируемом поведении на рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Например, выступая публично на различных мероприятиях (форумах, конференциях и т.п.) или в СМИ, руководитель какой-то компании говорит, что скоро вырастут цены на жилье. На волне ажиотажного спроса цены действительно значительно повышаются. Теперь антимонопольный орган сможет направлять предостережение, что подобные высказывания содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Второй механизм - предупреждение, дающее возможность доминирующим хозяйствующим субъектам устранить нарушение антимонопольного законодательства и избежать оборотных штрафов. Это, в частности, актуально для компаний, уклоняющихся от заключения договоров. Получив предупреждение, они за определенный срок должны исправить ситуацию. Тем самым закон вводит определенные послабления для бизнеса: предупредили - исправься, не исправился - получи штраф. Антимонопольным органам ранее было очень трудно доказать судам правомерность размера штрафа, а сейчас в КоАП РФ прописана методика расчета штрафов за сговор и злоупотребления доминирующим положением. На старте нарушителю будет начисляться не менее 8% от оборота (среднее между строгой «вилкой» 1-15%), а потом эта сумма уменьшается или увеличивается на один процентный пункт за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство. Кроме того, теперь за злоупотребление доминирующим положением, не связанное с ограничением конкуренции, КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Ранее и за глобальные, и за мелкие проступки нарушителю грозил оборотный штраф. Например, энергетики, неправомерно отказавшие в присоединении к энергосетям или отключившие торговый павильон от электричества, рисковали влететь сразу на 250 млн. руб. Между тем если монополист ограничивает конкуренцию, то его, как и раньше, ждет оборотный штраф. Новые поправки в антимонопольное законодательство расширяют перечень лиц, квалифицирующихся как хозяйствующий субъект. Ранее многие нарушители избегали ответственности, говоря, что они не хозсубъект, не ИП, не ООО, а никто, физическое лицо. Сейчас же физлица, не зарегистрированные как ИП, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, тоже попадают под действие антимонопольного закона. Еще одна новация: теперь любой гражданин сможет в судебном порядке отреагировать на нарушения антимонопольного законодательства. То есть у граждан, которые считают себя пострадавшими от нарушения антимонопольного законодательства, имеется возможность после решения антимонопольного органа идти в суд и требовать от нарушителя возместить убытки, возникшие в результате нарушения. Дополнительные антимонопольные запреты введены в отношении деятельности органов власти, которые касаются недопущения установления дискриминационных условий, а также различного рода «поборов» при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Антимонопольные органы также получили дополнительные функции по рассмотрению жалоб на все торги, которые проводятся органами власти или по их заказу. Теперь ФАС имеет право остановить любые торги по продаже, приватизации или на аренду до рассмотрения жалоб по существу. Установлен короткий семидневный срок рассмотрения жалоб. Подводя итог, можно сказать, что принятые изменения и дополнения делают антимонопольное законодательство более понятным, четко формулируют основные понятия и признаки, дают возможность вести конструктивный диалог с добросовестным бизнесом.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости