Первый прошел

Новости

Анализируем итоги первого года действия закона «О полиции»

На минувшей неделе исполнился ровно год со дня вступления в силу Федерального закона «О полиции», ставшего фундаментом в строящемся здании реформы российской правоохранительной системы. Новый закон предусматривал, по сути, революционные изменения в органах правопорядка: от названия и внешнего вида сотрудников до их социального статуса и полномочий. В конечном счете все эти новшества должны были сказаться на отношении к правоохранительным органам в обществе и, как следствие, - на укреплении правопорядка в государстве. Однако, подводя итоги первого года действия нового закона, многие эксперты сходятся во мнении: говорить об успешности реформы пока рано.

Лучшие из лучших?

Уже сейчас многие говорят о законе «О полиции» примерно следующее: «Хотели как лучше, получилось как всегда». Предполагалось, что он станет правовой основой реформы всей отечественной правоохранительной системы. Однако на деле реализация многих положений нового закона вызывает саркастическую усмешку не только у экспертов, но и у обывателя. Взять хотя бы набившую оскомину переаттестацию личного состава. Сама идея оставить на службе в полиции только лучших из лучших вызвала одобрение даже у принципиальных противников принятия нового закона. Однако результаты переаттестации у многих вызывают удивление. - На мой взгляд, переаттестация была задумана для того, чтобы законным путем избавиться от тех, кто своей работой дискредитировал звание работника органов внутренних дел, - говорит член общественного совета при МВД по РМ Василий Гуслянников. - Дело в том, что при действующем в нашей стране трудовом законодательстве уволить нерадивого сотрудника с государственной службы было не так уж просто. Чтобы понять, правильным было это решение или нет, нужно время. С этим трудно не согласиться. В ходе переаттестации своих постов лишились не только рядовые стражи порядка, но и многие генералы, так или иначе скомпрометировавшие себя. Последних, кстати, продолжают увольнять до сих пор. Чего стоит недавнее освобождение от занимаемой должности начальника петербургской полиции Михаила Суходольского, которого многие прочили в преемники самому Рашиду Нургалиеву. Не такой плохой казалась и сама идея о сокращении штатов Министерства внутренних дел. В последние годы жизни милицейский аппарат разросся до совсем не скромных размеров. Причем не за счет увеличения численности оперативного состава или участковых, а именно за счет штабных подразделений. Естественно, бюджету страны, на который в связи с реформой и так ложилась колоссальная нагрузка, не было никакого резона брать на себя еще и этот балласт. Поэтому сокращение штатной численности выглядело вполне оправданным, в том числе и с финансовой точки зрения. К примеру, в Мордовии по результатам переаттестации было сокращено 22 процента личного состава. Однако с уверенностью говорить о том, что увольнение одних положительно сказалось на моральном облике других, не приходится. Число преступлений, совершенных уже переаттестованными сотрудниками, ставит под сомнение все утверждения о том, что на службу в полицию принимали только лучших. В одной только Мордовии в 2011 году сотрудниками следственного комитета было возбуждено 16 уголовных дел против новоиспеченных стражей порядка. Комментарии здесь излишни. Впрочем, эта статистика лишь одна сторона медали. На обороте - те самые двадцать с лишним процентов не прошедших переаттестацию. Несмотря на заверения, что все они будут трудоустроены, множество сокращенных сотрудников оказались на рынке труда с мизерными перспективами трудоустройства. Причем речь идет не о потерявших свои должности полковниках и генералах (они-то трудоустраиваются весьма успешно), а о рядовых, сержантах, прапорщиках и младших офицерах. Опрос, проведенный на сайте милицейского профсоюза, показал, что более половины уволенных сотрудников намерены уйти в криминал и лишь треть готова честно трудиться наемными работниками.

Чьи интересы важнее

Впрочем, говорить о том, что новый закон принципиально ничего не изменил в правоохранительной системе страны, безусловно, нельзя. Одним из главных достижений начавшейся реформы следует считать тот факт, что государство перестало-таки держать стражей порядка в черном теле. Обещанное и существенное повышение заработной платы сотрудникам МВД, в которое многие, кстати, до последнего не верили, состоялось. Для этого был принят отдельный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел». Рядовые стражи порядка наконец-то воочию смогли убедиться в том, что они действительно нужны стране. А это, согласитесь, уже немалый стимул для нормальной работы. Однако, по мнению экспертов, и здесь не обошлось без некоторых перегибов. Дело в том, что наряду с теми, кто тянет лямку «на земле», существенную прибавку к жалованию получили и высшие чины правоохранительных органов. И, к примеру, разница в зарплате между лейтенантом и генералом по-прежнему очень высока. Но и это не главное. Объясняя свое решение о необходимости повышения заработной платы сотрудникам правоохранительных органов, руководство страны обещало рядовым гражданам отдачу. Практика, однако, показывает, что повышение заработной платы в полной мере не удовлетворило финансовые аппетиты некоторых стражей порядка. В конце февраля этого года в Мордовии возбуждено уголовное дело против старшего лейтенанта полиции, который получил взятку в пять тысяч рублей от оперуполномоченного УФСИН РФ по РМ. Ну что тут скажешь… Примечательно, многочисленные опросы социологов свидетельствуют о том, что подавляющее большинство налогоплательщиков не почувствовали на себе никаких изменений в работе правоохранительных органов после вступления в силу нового закона. - Я сомневаюсь, что граждане стали более защищенными, - говорит адвокат Сергей Наумов. - Но тут следует учитывать менталитет населения. Многим людям не хватает элементарной смелости потребовать у полицейских защиты своих интересов. Люди до сих пор предпочитают просить и молча ждать. Многие просто забывают о том, что именно за наш счет содержится весь штат полиции. Возможно, я необъективен, но, на мой взгляд, сама система лучше не стала. Интересы отчетности у правоохранительных органов до сих пор стоят на первом месте, а соблюдение закона - в лучшем случае на втором. Любопытно, что большая часть претензий населения к правоохранительным органам находится в бытовой плоскости. Не посвященный в тонкости жизнедеятельности системы обыватель судит о ее дееспособности главным образом по работе участковых. А она на сегодняшний день откровенно оставляет желать лучшего. - Я больше десяти лет живу по одному и тому же адресу и за это время ни разу не видела своего участкового, - говорит одна из постоянных читательниц «ВС». - Раньше с учетом их маленькой зарплаты и большой загруженности предъявлять им какие-то претензии было даже стыдно. Но сейчас платить им стали больше, а работать лучше они не стали.

Главный результат - хуже не стало

Еще одним положением закона «О полиции», вокруг которого не утихают споры, является прописанный в документе общественный контроль за работой правоохранительных органов со стороны общественности. Многим до сих пор непонятно, кто кого, а главное, каким образом должен контролировать. И кто перед кем должен отчитываться. В статье 8 закона «О полиции» четко прописано, что «полиция не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности не только перед законодательными органами субъекта Федерации и общественными объединениями, но и перед гражданами». В том же законе прописано, что именно общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. При этом так нелюбимая всеми палочная система, от которой, кстати, планировали отказаться, так никуда и не делась. Оценка эффективности деятельности некоторых подразделений МВД, как и прежде, будет зависеть от статистических показателей. Так, согласно приказу Рашида Нургалиева № 735, вступившему в силу 1 января 2012 года, чтобы заслужить положительную оценку, следственное подразделение должно каждый раз направлять в суд больше уголовных дел с обвинительным заключением. Рост количества оправданных судом, а также лиц, уголовные дела в отношении которых прекращены судом за отсутствием события или состава преступления, пойдет следствию в минус. Независимые юристы опасаются, что это приведет к тому, что полиция не будет возбуждать уголовные дела даже по явным фактам преступлений, где просматривается слабая доказательная база. Наконец, главный козырь противников правоохранительной реформы - ее необычайная дороговизна. Повышением зарплат и пенсий сотрудникам полиции бюджетные расходы на эту реформу не ограничатся. По оценкам экспертов, одно только переодевание полицейских в новую форму обойдется казне в 2 млрд. рублей. Очевидно, что оправдать подобные расходы на содержание себя полиция сможет только по-настоящему качественной работой на благо граждан, а не системы. И если раньше правоохранительные органы страны работали по принципу «Отсутствие у вас судимости - не ваша заслуга, а наша недоработка», то теперь такой подход к работе, мягко говоря, чреват. Впрочем, даже учитывая очевидные недостатки, многие эксперты склонны положительно оценивать начавшуюся реформу и призывают не делать скоропалительных выводов на основе первого года существования полиции. - Реформы в нашей стране всегда проходят очень тяжело, а уж когда речь идет о столь масштабных преобразованиях, как в случае с правоохранительной системой, скорых результатов ждать не следует, - говорит член общественного совета при МВД по РМ Василий Гуслянников. - Тут нужно время. Как бы там ни было, но главный результат на сегодняшний день очевиден: по крайней мере, не стало хуже. А это уже немало.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости