В Саранске завершается фестиваль национальных театров

Новости
С 29 октября по 2 ноября Мордовский национальный драматический театр стал площадкой для проведения Всероссийского фестиваля национальных театров «Штатол». Этот театральный форум состоялся в Мордовии впервые и стал возможным благодаря поддержке Правительства Мордовии и Министерства культуры России. Проводимый в рамках празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, он собрал самобытные коллективы из разных регионов России. География фестиваля впечатляет. Семь театров из Калмыкии, Башкирии, Татарстана, Марий Эл, Мордовии, Дагестана и Чувашии привезли свои спектакли на суд мордовского зрителя и жюри фестиваля, в составе которого три московских театральных критика. На торжественном открытии фестиваля директор Мордовского национального театра Евгений Пулов зажег символический штатол (родовую свечу), которая должна осветить путь нового фестиваля.
«Штатол» уникален для мордовского зрителя уже тем, что собрал под своей крышей старейшие национальные театры не только Поволжья или финно-угорского мира. Впервые саранские зрители смогли познакомиться с творчеством коллективов - представителей тюркского мира. Многие из этих национальных театров имеют почти вековую историю, свои традиции, свое неповторимое лицо. «Штатол» уникален разноязычием на сцене и братским единением за кулисами. Это единственный фестиваль, где зрители все пять дней слушали актеров в наушниках. Самый молодой мордовский фестиваль собрал и самую юную зрительскую аудиторию. Удивительно, но интерес к национальным театрам России в большей мере проявила именно молодежь. И с каждым новым фестивальным спектаклем молодежная аудитория становилась шире. Саранское студенчество, судя по всему, признало «Штатол» своим. Следует подчеркнуть, что самобытность этого театрального форума состоит и в том, что весь репертуар фестиваля построен на национальной драматургии. Исключением стал только наш мордовский театр, выбравший для фестивальной программы драму по повести Льва Толстого «Власть тьмы». Этот спектакль в постановке заслуженной артистки Мордовии, актрисы театра Тамары Весеньевой открывал программу «Штатола» и показал сегодняшнее лицо нашего национального театра. Переводила Толстого на эрзянский другая актриса театра - Галина Самаркина. Национальную же самобытность мордовского народа фестивальному зрителю должна показать другая работа нашего театра. Музыкально-театрализованное преставление по мотивам мордовского фольклора «Эряфонь парь» состоится сегодня - 2 ноября. Одним из самых ярких впечатлений фестиваля стала встреча с национальным драматическим театром имени Басангова (Калмыкия, Элиста). Драматическая фантазия «Араш» режиссера Бориса Манджиева не оставила равнодушных в зрительском зале. Это рассказ о горьких страницах истории калмыцкого народа на примере судьбы одного мальчика по имени Араш. Как всегда, постановка режиссера Манджиева удивила неординарными сценическими находками, подбором музыки, замечательными актерскими работами. Режиссер Борис Манджиев в Саранске человек свой. Впервые он познакомился с нашим театром в начале 90-х, если можно так выразиться, на заре туманной юности Мордовского национального театра. В результате этого творческого союза на сцене нашего театра появилась мордовская версия постановки пьесы французского классика Ж-Б. Мольера. «Шумбрат, Сганарель!» калмыцкого режиссера вошел в историю нашего театра как один из самых ярких музыкальных спектаклей и пример того, как можно ставить классику на национальном языке. А работу с этим режиссером мордовские актеры до сих пор вспоминают с удовольствием. Родной театр Манджиева в этом году отмечает 75-летие. Калмыцкий театр работал и в тяжелые годы войны. Его артисты с концертными программами выступали на фронтовых сценах. В 1943 году, когда калмыцкий народ был выслан в районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, театр разделил участь своего народа. И вновь открылся на родной земле лишь в 1958 году. Этот театр уникален своей многогранностью, на его сцене идут и молодежные, и детские, и кукольные спектакли. Он участник и дипломант многих международных театральных фестивалей, часто гастролирует по регионам России, побывал в Монголии, Финляндии, Турции, Сербии, Казахстане... Национальный молодежный театр имени М.Карина (Башкирия, Уфа) представил на суд жюри и зрителей драму «Лавина». История этого театра тоже уходит корнями в далекие 30-е годы. С первых дней существования театр двуязычный: каждая труппа, и русская, и башкирская, имеет свой репертуар. Театр много гастролирует и принимает участие в различных российских и международных фестивалях. Спектакль, показанный в Саранске, - это история молодой семейной пары, живущей в небольшом селении, окруженном горами, где 9 месяцев в году из-за опасности лавин протекает совершенно бесшумная жизнь. Башкирская труппа открыла для саранского зрителя совершенно неизвестный мир уединенного человеческого сообщества, в котором тихо кипят почти шекспировские страсти. В понедельник фестивальную программу продолжил Татарский государственный академический театр имени Г.Камала (Казань) с музыкальной комедией «Зятья Гэргэри». Надо отметить, что это единственный фестивальный спектакль, который прошел на сцене Русского драматического театра. И потому что труппа привыкла работать с музыкантами, для которых нужна оркестровая яма, и потому что количество зрителей, пришедших на спектакль татарского театра, не поместилось бы в зале национального. Посмотреть спектакль на национальном языке пришли целыми семьями не только татары Саранска, но и жители близлежащих районов - Ромодановского, Лямбирского. Несколько слов о самом Татарском академическом театре, датой рождения которого считается 22 декабря 1906 года, когда был сыгран первый публичный спектакль на татарском языке. В репертуаре театра наряду с произведениями татарских писателей идут пьесы мировых классиков. Театр активно гастролирует по России и за рубежом. Зрители Латвии, Литвы, Эстонии, Германии, Финляндии, Турции и Великобритании уже знакомы с татарским театром. Теперь его знают и в Саранске. Этнографическая комедия из жизни крещеных татар была полна музыки, песен и танцев. Главный герой Гэргэри, разочаровавшийся в старших дочерях, которые воспитывают детей без отцов, мудро решил выдать младшую дочь по народному обычаю. Претенденты на руку красавицы должны послать свах в дом невесты, выдержать силовые и песенные состязания, чтобы выявить самого достойного жениха. Зал был в восторге от игры актеров, от шуток и положительной энергии, излучаемой со сцены, и провожал татарских актеров длительными овациями. Актеры Марийского национального театра драмы имени М.Шкетана вышли на сцену мордовского театра с комедией «Девичьи посиделки». В этой титульной работе театра наглядно показаны обряды и обычаи марийского народа. Марийский национальный театр ведет свою историю с 1919 года и в 2009 году отметил свое 90-летие. Пять ныне действующих театров республики создавались на базе театра имени Шкетана. На сегодняшний день в его репертуаре 38 спектаклей различного жанра. Надо отметить, что марийский театр является инициатором проведения Международного фестиваля театров финно-угорских народов «Майатул», а также бессменным хозяином этого театрального форума. Вчера Даргинский государственный музыкально-драматический театр (Дагестан, Махачкала) представил вниманию мордовского зрителя драму «Завещание». Это спектакль о взаимоотношениях отцов и детей в современном обществе, о сохранении своих родовых корней и домашнего очага. Тема, актуальная для любого малочисленного этноса в современном мире, нашла понимание и у мордовского зрителя. Закрывать фестиваль сегодня будет Чувашский государственный ордена Дружбы народов театр юного зрителя из Чебоксар трагедией «Серебряное войско». Спектакль «Серебряное войско» - история родового племени, которое в результате набегов чужеземцев осталось без мужчин. В центре событий - женщины, стойкие воины, сумевшие защитить родную землю для потомков. Все спектакли, показанные на фестивале, получили оценку профессионального жюри. После каждого просмотра проводилось обсуждение увиденной работы. Актеры, режиссеры, критики встречались в так называемом актерском клубе для неформального общения, где обменивались мнениями о фестивале и спектаклях. Все они были единодушны в том, что такие театральные встречи надо сделать ежегодными. Саранский же зритель голосовал за фестиваль, что называется, руками (щедро одаривая гостей аплодисментами) и ногами (приходя на все спектакли «Штатола»). А это дает право надеяться, что первый фестиваль национальных театров в Саранске не станет последним.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости