Гарри Бардин: Мультфильмы объединяют семью

Новости
На минувшей неделе в Саранске состоялся первый Международный фестиваль анимационного кино. Его участниками стали 30 фильмов из Москвы, Петербурга, Уфы, Екатеринбурга и Белоруссии. Разные по жанру и технике исполнения, все они сняты в последние год-два и предназначены для детской аудитории. Праздник анимации в Саранске сделал возможным многочисленные встречи мордовских школьников с создателями любимых мультфильмов. Среди них оказались режиссеры Гарри Бардин («Гадкий утенок», «Выкрутасы», «Летучий корабль»), Олег Ужинов («Маша и Медведь»), Мария Муат («Дядюшка Ау»), композитор Григорий Гладков, а также известные актеры, киноведы.
В течение пяти фестивальных дней конкурсную программу посмотрели саранские школьники, жюри фестиваля и альтернативное детское жюри. 20 ноября были названы победители первого мордовского фестиваля анимационного кино. Детское жюри назвало лучшим мультипликационным фильмом работу «Маша и Медведь. День варенья». А профессиональное жюри во главе с режиссером Алексеем Деминым отдало приз за лучший фильм картине из Уфы «Воробей, который умел держать слово». Лучшей режиссерской работой жюри посчитало фильм Юлии Титовой «Сергей Прокофьев», лучшим дебютом стала студенческая работа Александры Шадриной «Штормовое предупреждение». Получая награды фестиваля, известные российские мультипликаторы, впервые побывавшие в Саранске, делились своими впечатлениями о городе и фестивале. Режиссер Олег Ужинов признавался саранским зрителям: «В вашем городе меня поразили три вещи. Первое - это дети. Умные, красивые, открытые к общению. Второе - музей с произведениями Эрьзи. И третье - концерт фестиваля «Шумбрат, Мордовия!». Удивительно, как много вам удалось сохранить из национального богатства. Костюмы, песни, танцы - я этим просто поражен». Но главную мысль, звучавшую на фестивале, выразила мультипликатор Елена Чернова: «Это так хорошо, когда делаешь кино, а его кто-то видит...». Не секрет, что подавляющее большинство анимационных фильмов, созданных российскими мультипликаторами, не доходит до своей аудитории. Единственная возможность познакомиться с современной российской анимацией - фестивали. По признанию президента фестиваля Гарри Бардина, «фестивали и прокат - две непересекающиеся прямые».

Справка «ВС»

Гарри БАРДИН родился в 1941 году в Оренбурге. Закончил Школу-студию им В.И. Немировича-Данченко при МХАТ, работал драматическим актером в театре им. Гоголя, снимался в кино. В 1975 г. Гарри Бардин начал работать режиссером-мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм», где за 15 лет снял 15 фильмов, отмеченных многочисленными призами как на Родине, так и за рубежом. В его багаже пять премий «Ника», «Золотая Пальмовая ветвь» Каннского фестиваля и масса других престижнейших призов, собранных его фильмами по всему миру. В 1999 году Гарри Бардин был удостоен Государственной премии России. Режиссер завоевал признание и успех, используя в своих фильмах разнообразную технику и материалы: это и спички в «Конфликте», и веревки в «Браке», и проволока в «Выкрутасах», и оригами в одном из последних фильмов - «Адажио». Кроме того, автор использует и традиционные куклы и пластилин. Почти во всех своих фильмах Гарри Бардин является автором сценариев. В 1991 году вместе со своей группой Гарри Бардин основал собственную студию «Стайер», где работает и по сей день. За эти годы на студии было снято шесть фильмов, и все они отмечены многочисленными призами на международных и российских фестивалях.
Актер, режиссер, продюсер, сценарист Гарри Бардин, впервые ставший президентом фестиваля анимационного кино, отбивался от мордовских журналистов, снова и снова вопрошавших: «Почему на телеэкране засилье низкопробной иностранной продукции? Почему нет отечественных фильмов в прокате?»
«Я не Эрнст и не Путин. Это вопросы к правительству и телевизионному руководству. У нас дикий капитализм и дикое отношение к своим фильмам. Почему? Не знаю. Встречался по этому поводу с руководством страны. Мне кивнули, обнадежили. Я не верю...»

О фестивале

Я впервые в Саранске и считаю, что на родине скульптора Эрьзи должен быть такой фестиваль. Я обожаю дерево. А Эрьзя меня просто поразил. На этот фестиваль мы привезли самое «вкусное», потому что «вкусным» принято делиться, и в первую очередь с детьми. Я считаю, что мультипликация - для всех. Дети имеют привычку взрослеть, взрослые часто впадают в детство. Мультфильмы объединяют семью. К сожалению, сейчас ситуация такова, что мультипликаторы вынуждены вариться в собственном соку. Их работы видят только на фестивалях. И стало уже традицией ежегодный фестиваль анимационного кино в Суздале закрывать словами: «Жалко, что этого никто не увидит». У саранского зрителя появилась возможность увидеть. И я надеюсь, что первый наш фестиваль не станет последним. У города с таким обилием высящихся строительных кранов есть будущее.

Об имени

Простое русское имя Гарри, полученное мной при рождении, - прихоть моей тетки. Она была влюблена в какого-то американского актера того времени. Мой дед, мама, беременная мной, и тетя ехали в эвакуацию, когда я вынудил их своим появлением на свет сойти в Оренбурге. Дед оказался в меньшинстве, а женское большинство окрестило меня Гарри. Помните, как у Ильфа и Петрова: дворнику подарили пенсне, он привык, носил с удовольствием? Так и я. Привык, ношу с удовольствием.

О музыке

Музыка - это единственное, что я люблю больше, чем мультфильмы. Этим обязан своей маме. Она была очень музыкальной, хотя не имела никакого музыкального образования. Помню, как в 5 лет я пел с ней на два голоса на стихи Тараса Шевченко «Заповедь». И если «уходил вниз», мама ругалась «врешь, скотина». Это «врешь, скотина» помню до сих пор и стараюсь не врать ни в чем. К своим фильмам музыку всегда выбираю сам. В них звучит все самое любимое. И «Серенада солнечной долины», и «Кармен-сюита». С последней у меня связана совершенно замечательная история. Мне нужна была музыка, способная передать ревность, для третьей истории про Чучу. А ревность для меня - это «Кармен-сюита» Родиона Щедрина. Я набрался наглости и позвонил Щедрину в Литву, наговорил на автоответчик. Он перезвонил мне на студию и спросил, что от него хотели. Я сказал, что мне нужна его музыка. И дальше такой диалог: - А она мне уже не принадлежит, авторские права я продал немцу. - А я ему уже заплатил. - Тогда зачем звонили мне? - Из этических соображений. Тишина. Думал, нас разъединили. Потом голос Щедрина: - Боже, какое забытое слово. Да делайте с моей музыкой что хотите. Только потом покажите, что у вас получилось. Когда мы закончили картину, я позвонил ему, и мы договорились о встрече. И вдруг в назначенный день мне звонит Родион Щедрин и говорит: «Вчера после концерта меня какая-то сволочь перецеловала, я весь в температуре и соплях. Приехать не могу, но присылаю к вам свою лучшую половину». И я понимаю, что пропал, потому что музыка написана специально для его супруги - легендарной Майи Плисецкой, а у меня в кадре под эту музыку собака, корова и черт-те что. В общем, первый показ фильма состоялся для съемочной группы, Плисецкой и меня. Мы сидим рядом, Плисецкая смотрит на экран, а я на нее. И вижу абсолютно детскую, непосредственную реакцию, а в конце услышал «Браво! Браво!». Я сидел и ничего не мог сказать, у меня текли слезы. А потом еще позвонил Родион Щедрин и сказал, что Майя два часа пересказывала ему фильм, который длился 30 минут.

О наградах

Я был хорошо знаком с пианистом Владимиром Крайневым (покойным супругом Татьяны Тарасовой - «ВС»). С ним мы записывали музыку к фильму «Брэйк». И когда мои «Выкрутасы» взяли в программу Каннского фестиваля, чиновники от культуры предупредили меня, что появиться там я должен в смокинге и бабочке. Я позвонил Володе Крайневу. Он сказал, приезжай, найдем тебе смокинг. Володя дам мне еще и свою лучшую бабочку со словами: «Если получишь приз, можешь не возвращать. А не получишь - не обессудь». Когда я вернулся в Москву с наградой, позвонил ему и сказал: «Володя, вот... тебе, а не бабочка». Он в отчет закричал: «Поздравляю!» С тех пор эта бабочка стала моим талисманом. В ней получил уже пять премий «Ника». С ней скоро полечу в Австралию, там мой «Гадкий утенок» номинирован на азиатского «Оскара».

О деньгах и славе

«Гадкого утенка» мы с командой делали долгих шесть лет. Премьера состоялась в Локарно (Швейцария) на открытой площадке. Восемь тысяч зрителей смотрели его в желтых дождевиках, потому что на 26-й минуте фильма пошел настоящий ливень. Но никто из зрителей не ушел. Это, наверное, и есть самая большая похвала, самое большое признание. Мы, аниматоры, готовы делать кино бесплатно, потому что очень любим свое дело. Я никогда не стану богатым человеком, потому что есть Интернет и фильмы скачиваются, а не смотрятся на большом экране. Чтобы иметь возможность работать над мультфильмами, мы с моей командой снимаем рекламу. Кино - дело дорогое и редко окупаемое. Мой сын, режиссер Павел Бардин, чтобы снять кино, продал свою квартиру. В прокат его фильм «Россия 88», получивший несколько призов на разных кинофестивалях, не взяли. Жилье сейчас он снимает. Но этот фильм имел два с половиной миллиона скачиваний в Интернете. Наверное, можно этим гордиться.

О творческих планах

Сейчас моя студия «Стайер» работает над новым проектом. Пока я в Саранске, моя команда работает над новым фильмом, который называется «Три мелодии». Это три разные истории, выполненные в разной технике и собранные под одной крышей.

Поделиться в соц. сетях:

Случайные новости